Цель:
- научить распознавать словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании;
- распознавать подчинительные и сочинительные словосочетания;
- развивать умение правильно строить и употреблять с/с в речи, умение по главному слову определять тип и вид с/с, развивать умение самостоятельно сопоставлять разные точки зрения учёных и делать выводы;
- расширять знания о с/с;
- воспитывать интерес у учащихся к языку.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.
Метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать достигнутые результаты и формулировать их.
- Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
- Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
- Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.
Ход урока
Организационный момент
Повторение:
- Что такое словосочетание?
- Какие виды словосочетаний вы знаете и как его (вид) определить?
- Какие типы словосочетаний вы знаете?
Практическая работа (ОГЭ. Задание №9)
- Замените словосочетание «легко сделать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание «Машин друг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание «деревянная ложка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание «крикнул нетерпеливо», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание «кожаная куртка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание: докажите, что мы работали с подчинительными словосочетаниями? (ответы учащихся)
Учитель: в подчинительных с/с слова неравноправны, есть главное, подчиняющее слово и зависимое, подчинённое. Эта зависимость проявляется в том, что от главного слова можно поставить вопрос к зависимому. Синтаксические связи в подчинительных словосочетаниях могут передавать разные отношения между словами. Основные типы отношений.
Определительные отношения устанавливают между словом со значением предмета и словом со значением признака: удивительные способности, мой рюкзак, статуя из мрамора.
Объектные отношения устанавливают между словом со значением действия или состояния и словом, обозначающим предмет, явление или событие, на которые распространяется данное действие или состояние: чтение книги, любить поэзию, увлекаться рисованием.
Обстоятельственные отношения передают разные обстоятельства протекания действия: способ, место, время, причину, цель: внезапно остановился, гулять в парке, приехал вечером, прилегла вздремнуть.
Задание: «Предлоги сотрудничают с падежными окончаниями». Объясните, что означает эта фраза? Проиллюстрируйте её примерами и запишите их. (Подчинительная связь слов передаётся с помощью окончаний и предлогов)
Проблемный вопрос: Две точки зрения.
Первая: некоторые учёные подлежащее и сказуемое относят к словосочетаниям. Среди подчинительных словосочетаний есть особые - такие, которые могут быть не только заготовками для предложений, строительным материалом для них, но и представлять собой основу, «костяк» предложения. Это сочетание подлежащего и сказуемого, например: Поднялся ветер, Лес шумит. Такие сочетания слов носят особое название: предикативные словосочетания. Они называют также предикативной основой предложения. Учёные называют такие словосочетания «костяк предложения», а почему не предложения? Они дают такой ответ: чтобы предикативное с/с стало предложением, нужен, кроме предикативности, ещё важный компонент предложения - интонация законченности.
Вторая: некоторые лингвисты полагают, что сочетание подлежащего со сказуемым не является словосочетанием. Обосновывают это мнение тем, что в таком случае речь должна идти о предложении. В предложении Дети катаются с ледяной горки есть словосочетания катаются с горки, с ледяной горки, а дети катаются - не словосочетание: то уже высшая единица - предложение или его основа.
Какой точки зрения придерживаетесь вы? А может, принимаете обе? Обоснуйте свой ответ. Проиллюстрируйте примерами.
Учитель: Вспомним определение «Что такое словосочетание?» (учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.М.Рыбченкова и др. - М.: Просвещение, 2021, стр.72). Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения.
Лингвистические заметки: иногда к словосочетаниям относят также сочетания равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра, красивый, но дорогой), стр.73
Значит существует еще один тип словосочетаний. Какой?
Сочинительные словосочетания, в них слова равноправны, нет главного и зависимого. Равноправные синтаксические отношения между словами в сочинительных словосочетаниях могут быть разными: соединительными, противительными, разделительными. И эти разные отношения передаются разными типами сочинительных союзов. Сочинительные союзы - это главное средство передачи сочинительной связи слов в словосочетании. Но сочинительная связь слов может обходиться и без союзов. (Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /М.В.Панов и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - стр.47)
Вопрос: можно ли словосочетания разделить на две группы: подчинительные и сочинительные? Обоснуйте свой ответ.
Практическая часть
Прочитайте текст.
Машенька села у руля, он оттолкнулся багром и медленно стал грести вдоль самого берега парка, где на воде черными павлиньими глазами отражались густые ольхи, и порхало много темно-синих стрекоз. Потом он повернул на середину реки, виляя между парчовых островов тины, и Машенька, держа в одной руке оба конца мокрой рулевой веревки, другую руку опускала в воду, стараясь сорвать глянцевито-желтую головку кувшинки. Уключины скрипели при каждом нажиме весел; он то откидывался, то подавался вперед, и Машенька, сидевшая против него у руля, то отдалялась, то приближалась в своей синей кофточке, раскрытой на легкой, дышащей блузке.
На реке теперь отражался левый, красный, как терракота, берег, сверху поросший елью да черёмухой… (В.Набоков)
Задание: выпишите из текста словосочетания с разными видами грамматической связи: сочинительной и подчинительной: с согласованием, управлением, примыканием. Выполните синтаксический разбор трёх с/с.
Творческое задание. Напишите мини-рассказ, в который бы входили предложения со всеми типами подчинительной связи.
Рефлексия.
- Что такое словосочетание?
- Чем сочинительная связь слов отличается от подчинительной?
- Какая связь слов называется согласованием? Управлением? Примыкание?
- Что нового вы узнали о словосочетании?
Домашнее задание.
В одной лингвистической работе даются такие определения согласованию, управлению и примыканию:
- связь слова с формой слова;
- связь слова со словом;
- связь формы слова с формой слова.
Соотнесите эти определения с тремя видами подчинительной связи и проиллюстрируйте каждый вид примерами.
Литература
- Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /М.В.Панов и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
- Русский язык. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.М.Рыбченкова и др. - М.: Просвещение, 2021.