Подчинительные и сочинительные словосочетания

Разделы: Русский язык


Цель:

  • научить распознавать словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании;
  • распознавать подчинительные и сочинительные словосочетания;
  • развивать умение правильно строить и употреблять с/с в речи, умение по главному слову определять тип и вид с/с, развивать умение самостоятельно сопоставлять разные точки зрения учёных и делать выводы;
  • расширять знания о с/с;
  • воспитывать интерес у учащихся к языку.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.

Метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать достигнутые результаты и формулировать их.

  • Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
  • Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
  • Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.

Ход урока

Организационный момент

Повторение:

- Что такое словосочетание?

- Какие виды словосочетаний вы знаете и как его (вид) определить?

- Какие типы словосочетаний вы знаете?

Практическая работа (ОГЭ. Задание №9)

  1. Замените словосочетание «легко сделать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  2. Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  3. Замените словосочетание «Машин друг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  4. Замените словосочетание «деревянная ложка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  5. Замените словосочетание «крикнул нетерпеливо», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  6. Замените словосочетание «кожаная куртка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание: докажите, что мы работали с подчинительными словосочетаниями? (ответы учащихся)

Учитель: в подчинительных с/с слова неравноправны, есть главное, подчиняющее слово и зависимое, подчинённое. Эта зависимость проявляется в том, что от главного слова можно поставить вопрос к зависимому. Синтаксические связи в подчинительных словосочетаниях могут передавать разные отношения между словами. Основные типы отношений.

Определительные отношения устанавливают между словом со значением предмета и словом со значением признака: удивительные способности, мой рюкзак, статуя из мрамора.

Объектные отношения устанавливают между словом со значением действия или состояния и словом, обозначающим предмет, явление или событие, на которые распространяется данное действие или состояние: чтение книги, любить поэзию, увлекаться рисованием.

Обстоятельственные отношения передают разные обстоятельства протекания действия: способ, место, время, причину, цель: внезапно остановился, гулять в парке, приехал вечером, прилегла вздремнуть.

Задание: «Предлоги сотрудничают с падежными окончаниями». Объясните, что означает эта фраза? Проиллюстрируйте её примерами и запишите их. (Подчинительная связь слов передаётся с помощью окончаний и предлогов)

Проблемный вопрос: Две точки зрения.

Первая: некоторые учёные подлежащее и сказуемое относят к словосочетаниям. Среди подчинительных словосочетаний есть особые - такие, которые могут быть не только заготовками для предложений, строительным материалом для них, но и представлять собой основу, «костяк» предложения. Это сочетание подлежащего и сказуемого, например: Поднялся ветер, Лес шумит. Такие сочетания слов носят особое название: предикативные словосочетания. Они называют также предикативной основой предложения. Учёные называют такие словосочетания «костяк предложения», а почему не предложения? Они дают такой ответ: чтобы предикативное с/с стало предложением, нужен, кроме предикативности, ещё важный компонент предложения - интонация законченности.

Вторая: некоторые лингвисты полагают, что сочетание подлежащего со сказуемым не является словосочетанием. Обосновывают это мнение тем, что в таком случае речь должна идти о предложении. В предложении Дети катаются с ледяной горки есть словосочетания катаются с горки, с ледяной горки, а дети катаются - не словосочетание: то уже высшая единица - предложение или его основа.

Какой точки зрения придерживаетесь вы? А может, принимаете обе? Обоснуйте свой ответ. Проиллюстрируйте примерами.

Учитель: Вспомним определение «Что такое словосочетание?» (учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.М.Рыбченкова и др. - М.: Просвещение, 2021, стр.72). Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения.

Лингвистические заметки: иногда к словосочетаниям относят также сочетания равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра, красивый, но дорогой), стр.73

Значит существует еще один тип словосочетаний. Какой?

Сочинительные словосочетания, в них слова равноправны, нет главного и зависимого. Равноправные синтаксические отношения между словами в сочинительных словосочетаниях могут быть разными: соединительными, противительными, разделительными. И эти разные отношения передаются разными типами сочинительных союзов. Сочинительные союзы - это главное средство передачи сочинительной связи слов в словосочетании. Но сочинительная связь слов может обходиться и без союзов. (Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /М.В.Панов и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - стр.47)

Вопрос: можно ли словосочетания разделить на две группы: подчинительные и сочинительные? Обоснуйте свой ответ.

Практическая часть

Прочитайте текст.

Машенька села у руля, он оттолкнулся багром и медленно стал грести вдоль самого берега парка, где на воде черными павлиньими глазами отражались густые ольхи, и порхало много темно-синих стрекоз. Потом он повернул на середину реки, виляя между парчовых островов тины, и Машенька, держа в одной руке оба конца мокрой рулевой веревки, другую руку опускала в воду, стараясь сорвать глянцевито-желтую головку кувшинки. Уключины скрипели при каждом нажиме весел; он то откидывался, то подавался вперед, и Машенька, сидевшая против него у руля, то отдалялась, то приближалась в своей синей кофточке, раскрытой на легкой, дышащей блузке.

На реке теперь отражался левый, красный, как терракота, берег, сверху поросший елью да черёмухой… (В.Набоков)

Задание: выпишите из текста словосочетания с разными видами грамматической связи: сочинительной и подчинительной: с согласованием, управлением, примыканием. Выполните синтаксический разбор трёх с/с.

Творческое задание. Напишите мини-рассказ, в который бы входили предложения со всеми типами подчинительной связи.

Рефлексия.

  • Что такое словосочетание?
  • Чем сочинительная связь слов отличается от подчинительной?
  • Какая связь слов называется согласованием? Управлением? Примыкание?
  • Что нового вы узнали о словосочетании?

Домашнее задание.

В одной лингвистической работе даются такие определения согласованию, управлению и примыканию:

  • связь слова с формой слова;
  • связь слова со словом;
  • связь формы слова с формой слова.

Соотнесите эти определения с тремя видами подчинительной связи и проиллюстрируйте каждый вид примерами.

Литература

  1. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /М.В.Панов и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
  2. Русский язык. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.М.Рыбченкова и др. - М.: Просвещение, 2021.