Класс |
10 |
Тип урока |
урок применения знаний |
Вид урока |
Урок-экскурсия |
Цель |
способствовать формированию у учащихся представления о коренном переломе в Великой Отечественной войне его итогах и значении в победе над нацизмом |
Задачи |
1) образовательная: рассмотреть ход и итоги Сталинградской и Курской битв, прорыв блокады Ленинграда;
|
Предметные результаты |
|
Метапредметые результаты |
|
Личностные результаты |
|
Методы |
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, проблемный |
Формы |
Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия |
Коренной перелом на войне, блокада, «Дорога жизни», «Малая дорога жизни», манкуртизм |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, учебная доска. |
Образовательные ресурсы |
Презентация к уроку, атлас по истории России 1914 - начало XXI века, плакаты Великой Отечественной войны, видеоролики учащихся (выполненное опережающее группами домашнее задание) |
План урока:
- Сталинградская битва.
- Прорыв блокады Ленинграда.
- Курская битва.
- Бои за Саур-могилу.
Организационная структура урока
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель приветствует обучающихся.
Обучающиеся приветствуют учителя и рассаживаются за парты.
Звучит фоновая музыка. Учитель читает отрывок стихотворения. Огонь на меня!
Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,Дошел по рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
- Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
- Огонь, огонь, солдаты!..Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов.Грозился, мёртвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
- Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!Не прерываясь, он гремел.
Хлестал в сердца и лица,
И долг солдатский повелел
Приказу подчиниться.
Строками стихотворения Николая Упеника, украинского советского поэта, ветерана Великой Отечественной войны начинается урок, и учитель приглашает ребят на экскурсию, маршрут которой составляется совместно с учащимися во время урока.
Учитель говорит о том, что в этом году народ России отмечает сразу ТРИ Особенные Юбилейные даты, которые напрямую связаны с темой урока. Затем задаёт вопрос учащимся. О каких событиях идёт речь? Выложено георгиевскими ленточками на магнитной доске число 80.
Ответы учащихся: 80 лет прорыву блокады Ленинграда (1943), 80 лет Курской битве (1943), 80 лет окончания Сталинградской битве (1943)
Чтобы ребята, смогли сформулировать тему урока, учитель озвучивает цитату из ПРИКАЗА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО от 28.02.1943 года № 95.
Три месяца назад войска Красной Армии начали наступление на подступах Сталинграда. С тех пор инициатива военных действий находится в наших руках, а темпы и ударная сила наступательных операций Красной Армии не ослабевают. Началось массовое изгнание врага из Советской страны...»
Верховный Главнокомандующий И.СТАЛИН"
Учитель просит сформулировать тему урока: «Победы 1943 года как поворотный этап Великой Отечественной войны».
Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетради.
Продолжительность |
Форма организации взаимодействия |
УУД |
Цель |
Межпредметные связи |
Слайды |
4 мин. |
фронтальная |
умение организовать время, умение формулировать тему |
мотивация к работе на уроке |
литература |
Этап 2. Историческая разминка
Учитель в течение 1 минуты просит приготовить учащихся по 1-2 вопроса о трагических и героических страницах 1 периода Великой Отечественной войны. Затем эти вопросы в течение 1 минуты учащиеся задают в классе.
Учитель организует работу по картам в атласе на стр. 17, 18.
Учащимся нужно сделайте выводы по масштабам захваченных объектов территориально-политической экспансии нацистской Германии к 1942 году.
Учитель подводит ребят к тому, что к 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории Европы и СССР. Но в конце 1942 - начале 1943 гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом. Просит объяснить понятие "коренной перелом в войне"?
Учащиеся дают ответ на вопрос. Коренной перелом в войне - перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.
Продолжительность |
Форма организации взаимодействия |
УУД |
Цель |
Межпредметные связи |
Слайды |
4 мин. |
фронтальная; коллективная |
умение применять полученные ранее знания |
актуализация знаний |
география |
Этап 3. Постановка проблемы
Учитель говорит учащимся о том, что ранее они разделились на группы. Каждая, из которой получила опережающее домашнее задание, с применением спутниковых навигационных систем, по заданным координатам нужно было найти памятные места России, связанные с историей Великой Отечественной войны. Выполнение домашнего задания, позволит совместно учащимся и учителю построить маршрут виртуальной экскурсии так, чтобы ребята смогли увидеть, как стратегическая инициатива в 1943 году переходила на сторону Советского Союза.
Учитель ставит основную задачу: подтвердить фактами значимость Побед 1943 года в поворотном этапе Великой Отечественной войны.
Продолжительность |
Форма организации взаимодействия |
УУД |
Цель |
Межпредметные связи |
Слайды |
1 мин. |
фронтальная; коллективная |
умение выявлять причинно-следственные связи |
актуализация знаний |
география |
Этап 4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Учитель предлагает начать формировать маршрут путешествия. К точкам маршрута он подводит ребят при помощи заданий по карте-схеме, карикатурам, плакатам Великой Отечественной войны.
Учащиеся выполняют задания по карте-схеме «Сталинградская битва».
- Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «3»./ответ учащихся: Сталинград/
- Покажите место окружения крупной группировки противника, назовите её командующего. / ответ учащихся: окружённая группировка 6-й армии капитулировала 2 февраля 1943 года, в том числе генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс и ещё 24 генерала вермахта./
- Назовите фамилии командующих фронтов в ходе этой наступательной операции и укажите расположение фронтов на карте. ответ учащихся: Юго-Западный фронт генерал Н.Ф.Ватутин, Донской фронт генерал К.К.Рокоссовский, Сталинградский фронт генерал А.И.Еременко/
Учитель поясняет, что с первых же дней Отечественной войны советская карикатура и плакат заняли свое место в боевом строю советского искусства, представляя собой настоящее идеологическое оружие. На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. Одной из таких отдушин всегда был юмор. Вместе с гранатой, штыком и пулей смех разил фашистов. По плакатам можно было проследить весь ход Великой Отечественной войны.
Учитель. Плакат «За двумя зайцами...». Художник: Борис Ефимов. 1943 г. Часть информации на самом плакате скрыта. Сделано это намеренно, чтобы учащиеся поразмышляли.
Учитель задаёт вопрос: как Вы думаете, что могло быть написано на красном рукаве этого плаката? Если затрудняются, то активизирует размышления с помощью ещё одного вопроса: «Откуда мог исходить такой удар?» /ответы учащихся Сталинград/
Учитель обращает внимание на Плакат «Потеряла я колечко…» (А в колечке 22 дивизии). Авторы: Кукрыниксы 1943 г. /Коллектив художников «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова/. Задаётся вопрос: «О чём горюет Гитлер?» Комментарий учащихся и учителя "Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск" - вспоминал один из немецких генералов.
Идёт выступление группы учащихся. Самый первый памятник, который мы предлагаем Вам посетить - это Историко-мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" (на каждое выступление не более 2-2,5 минуты). Включение видеороликов, представление презентаций - результатов группового домашнего задания проектно-исследовательской игры (геокешинга), которое были получено ребятами заранее. (Приложение №1)
Продолжаем формировать маршрут. Учащиеся выполняют задания по карте-схеме «Прорыв блокады Ленинграда».
- Укажите название военной операции, представленной на карте. / ответ учащихся: «Искра»/
- В районе какого города идёт наступление КА? / ответ учащихся: Ленинград/
- Назовите командующих фронтами. / ответ учащихся: Волховский фронт (командующий генерал К.А.Мерецков) и Ленинградский фронт (командующий генерал Л.А.Говоров)/
Учитель предлагает обратить внимание на плакат «Блокада Ленинграда прорвана! Разгромим немецких захватчиков!» Художник В.Серов. 1943 г. На данном плакате скрыта часть заголовка. Задаёт вопрос: «Как Вы думаете, каким было полное название Плаката «……………………!»
Учащиеся отвечают на вопрос и группа выходит для представления Мемориального комплекса «Разорванное кольцо на дороге жизни» и Памятного знака «Малая дорога жизни».
Продолжаем прокладывать маршрут. Учащиеся выполняют задания по карте-схеме «Курская битва». Отвечают на вопросы.
- Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «1» и битву. ответ учащихся: Курск и Курская битва/.
- Назовите две советские операции в ходе этой битвы? / ответ учащихся: Операция «Кутузов» - освобождения Орла, операция «Румянцев» - освобождение Харькова/
- Назовите и покажите города, в честь освобождения которых, был дан 1-й салют в Москве. / ответ учащихся: Орёл и Белгород. Салют 5 августа 1943 года/
Команда учащихся представляет Мемориальный комплекс «Курская дуга». Выступление группы
Продолжительность |
Форма организации взаимодействия |
УУД |
Цель |
Межпредметные связи |
Слайды |
27 мин. |
фронтальная; коллективная; работа групповая |
умение применять полученные ранее знания; умение извлекать историческую информацию из произведений искусства; умение работать в команде; умение выявлять причинно-следственные связи. |
выявление связи между искусством и историей |
География, искусство, музыка |
Слайд 1. Карта-схема. «Сталинградская битва».
|
Этап 5. Обобщение и систематизация знаний
Учитель обращает внимание на плакат «История с географией». Авторы: Кукрыниксы. 1943 г. Говорит о том, что в годы войны на улицах и площадях городов устанавливали стенды с картой военных действий, где каждый день появлялись флажки возле отбитых у немцев городов. Так изучалась в те годы география. Своеобразно пришлось знакомиться с географией СССР и Гитлеру. Учитель просит сформулировать главную идею предложенного материала и урока.
Ответы учащихся: «Этот плакат наглядно иллюстрирует завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне».
Учитель уточняет у ребят, знакомы ли они с понятием «манкуртизм»? Если нет, даёт информацию о сущности этого понятия. Затем демонстрирует фотографии памятника Саур-могилы с 2014 по 2022гг. Манкуртизм - историческое беспамятство, потеря социальной памяти, утрата связи с родной историей, культурой. Задаются вопросы: «Можно ли назвать то, что Вы сейчас видите на экране историческим беспамятством? (сайды 9-10) «Как Вы думаете? В чём заключается опасность такого явления, как манкуртизм? Ответы учащихся.
Учитель подводит ребят к пониманию того, что ни в коем случае нельзя предавать забвению свою историю. Говорит о том, что, начав нашу экскурсию в г. Волгограде, мы завершаем её сегодня в Донецкой народной республике. Четвертая точка маршрута Саур-Могила. ДНР была выбрана под впечатление от состояния этого места в 2014г.
Выступление группы учащихся с видеороликом (опережающее домашнее задание).
Завершая наш урок, учитель вновь направляет учащихся к карте в Атласе на стр 20. И просит, рассмотрев карту «Второй этап Великой Отечественной войны», плакат «На Запад!» Автор: В.С.Иванов, 1943г., проанализировать материал, который звучал на уроке, ответить на вопрос, который звучал в начале урока. Являются ли Победы 1943 года поворотным этапом Великой Отечественной войны?
Звучат ответы учащихся.
Продолжительность |
Форма организации взаимодействия |
УУД |
Цель |
Межпредметные связи |
Слайды презентации |
5 мин. |
фронтальная; коллективная |
умение аргументированно выражать свои мысли |
формирование собственного отношения к высказанными идеям |
обществознание (теория аргументации) |
Слайд 7. Плакат «История с географией». Авторы: Кукрыниксы.
|
Этап 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание. Составить свой маршрут Победы 1944 года. Выбирайте на Ваш взгляд самые значимые памятники. Не более 5 объектов.
В помощь учитель предлагает воспользоваться интерактивными картами. https://япомню.рф/ Проект «Я помню».
https://memory-map.1sept.ru/ «Карта Памяти» - патриотическая акция издательства «Просвещение». Перейдя по ссылке демонстрируя возможности этих проектов.
Продолжительность |
Форма организации взаимодействия |
УУД |
Цель |
Межпредметные связи |
Слайды |
1 мин. |
фронтальная; коллективная |
умение определять свою позицию |
формирование собственного отношения к высказанными идеям |
география |
Слайд 12. Домашнее задание с активными ссылками на интерактивные карты |
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель просит ребят выразить своё отношение к уроку. В чём состоит значимость уроков о войне? Ответы учащихся
Учитель завершает урок и благодарит обучающихся за работу.
Продолжительность |
Форма организации взаимодействия |
УУД |
Цель |
Межпредметные связи |
Слайды |
3 мин. |
фронтальная; индивидуальная |
умение подводить итог; умение определять свою позицию |
формирование собственного отношения к высказанными идеям |
обществознание (теория аргументации) |