ВВЕДЕНИЕ
Математика тесно связана с творческой деятельностью человека на протяжении тысячелетий, и обучающиеся должны понимать, что это не просто фантазийная выдумка гения, а результат упорного труда. Каждая теорема - это синтез огромного человеческого опыта, ведь математика возникла в процессе решения задач и создана для удовлетворения многочисленных потребностей общества.
Вкрапление исторического материала в уроки планиметрии в средней школе позволит не только повысить интерес к изучаемой теме, но и покажет учащимся примеры упорства, настойчивости и любви к своему делу. Кроме того, рассмотрение исторического материала на уроках позволяет разрядить обстановку, снять умственное напряжение и способствует прочному усвоению изучаемого материала.
Сообщение историзмов по геометрии является одной из форм воспитания реалистического мировоззрения на уроках математики. Регулярное и методически правильное приведение исторических математических сведений содействует лучшему пониманию науки, повышает заинтересованность к ней, делает ее более живой и многоликой для учащихся.
Учёные и преподаватели давно изучают вопрос о применении элементов историзма в процессе обучения математики и, в частности, планиметрии. Уже к концу XIX века он активно обсуждался на различных собраниях учителей математики. Данный вопрос рассматривали в своих работах такие российские и зарубежные учёные и методисты, как Г.Н.Попов, Г.Г.Цейтен, Б.В.Гнеденко, К.А.Малыгин. и др.
Особое место среди этих работ занимают работы К.А.Малыгина, которые посвящены применению историзмов в процессе обучения математике. Основной аудиторией его учебного пособия «История математики в школе» являются учителя, работающие в младшем, среднем и старшем звене школы. Данная книга содержит не только исторические материалы по открытию важных математических определений, теорий и биографические справки о великих учёных, но также в ней приведён большой материал для применения его во внеурочной работе по предмету. Ведь в современном мире выпускники средней школы должны иметь обширное представление о роли математической науки в современной культуре и обществе [10].
После проведения анализа учебно-методической литературы по геометрии, используемой в школе, можно сделать вывод о том, что учащимся предоставляются скудные возможности по знакомству с историей возникновения некоторых математических понятий, а также с деятельностью и открытиями учёных в области геометрии.
Но зачастую выпускники средней и старшей школы не всегда осознают динамичность и постоянное видоизменении математики как науки несмотря на то, что она по-прежнему остаётся тесно связанной с практической жизнью человека, а также с другими областями науки, постоянно претерпевая изменения.
В связи с этим важной целью процесса обучения является организация учебной деятельности таким образом, чтобы учащиеся не только приобретали знания об уже давно зародившихся понятиях, но и могли стать соучастниками становления новых математических определений и теорий. Поэтому учителю математики необходимо обдуманно и методически правильно применять историзмы на уроках, тесно сплетая их с соразмерным и систематизирующим учебным материалом.
Внедрять историзмы в процесс обучения планиметрии необходимо как на уроках геометрии, начиная с 7 класса, так и во внеурочной деятельности на различных внеклассных мероприятиях по предмету. Следует так выстраивать процесс обучения, чтобы исторические сведения сливались с изучаемой темой. Если использовать их регулярно, то со временем историзмы органически вольются в процесс уроков и станут их неотъемлемой частью.
Главной проблемой является то, что учителям на уроке нужно выделить время для внедрения историзмов. Но если тесно связать исторический факт с излагаемым новым материалом, то можно не только достичь желаемой цели, но и заинтересовать учащихся и повысить их мотивацию к обучению.
В связи с этим главной методической сложностью является процесс организации обучения таким образом, чтобы в нём сочеталось уместное применение историзмов и изучение программных разделов геометрии. Но справиться с этими сложностями можно лишь в ходе долгой и планомерной методической работы.
Таким образом, трудности в использовании историзмов на уроках планиметрии в средней школе имеют важное значение и обуславливают их актуальность в теории и практике процесса обучения планиметрии.
Объект исследования: процесс обучения планиметрии в средней школе.
Предмет исследования: элементы историзма в процессе обучения планиметрии в средней школе.
Целью курсовой работы является разработка методических рекомендаций по применению элементов историзма в школьном курсе планиметрии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие историзма, его формы и виды
- Изучить возможности использования элементов историзма для повышения познавательного интереса.
- Провести анализ учебников на предмет выявления в них элементов историзма
- Привести методические рекомендации по применению элементов историзма в процессе обучения планиметрии
В процессе выполнения данной работы были использованы материалы учебно-методической, педагогической литературы, а также интернет-ресурсы, позволяющие достичь поставленные задачи.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут использовать учителя математики на уроках планиметрии в средней школе, а также при проведении внеурочных занятий и на элективных курсах в рамках подготовки к экзаменам.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИСТОРИЗМА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ПЛАНИМЕТРИИ
1.1. Сущностные характеристики применения элементов историзма на уроках планиметрии
Обучение - это целенаправленный процесс приобретения новых знаний, ценностей и установок в ходе взаимодействия учителя и ученика, следствием которого является формирование системы знаний, умений и навыков, а также развитие творческих способностей и нравственных ориентиров. Для успешного процесса обучения учителю важно правильно организовать и стимулировать учебно-познавательную деятельность детей.
В современном мире, когда наблюдается небывалый рост объема информации, при выпуске из школы от учащихся для успешного преодоления жизненных препятствий требуется высокий уровень профессиональных компетенций и таких качеств, как оперативность в принятии решений, сообразительность, инициативность и способность ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах. Геометрия способствует формированию таких качеств, так как на уроках геометрии ученики активно рассуждают в ходе решения задач, доказывают и занимаются поиском оптимальных решений, делая при этом соответствующие выводы.
Для того, чтобы достичь всех поставленных перед обучением задач (образовательных, развивающих, воспитательных), учителю математики в первую очередь необходимо заинтересовать детей, повысить их мотивацию к обучению и попытаться привить любовь к урокам геометрии. С.Джобс говорил: «Единственный способ сделать выдающуюся работу - искренне любить то, что делаешь». Поэтому необходимо проводить уроки в таких условиях, чтобы у детей появилась возможность полюбить геометрию. А для этого уроки должны быть не только методически наполнены, но и должны провоцировать у детей любопытство. Как говорил С.Джонсон «Любопытство - это одно из самых непреложных и очевидных свойств мощного интеллекта. Уроки геометрии также должны развивать любознательность и вызывать положительные эмоции.
По мнению Саади «ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев», поэтому успешность обучения во многом зависит от сформированности у учащихся устойчивой заинтересованности в предмете. В свою очередь заинтересованность в таком предмете как геометрия формируется именно тогда, когда ученик понимает всё то, что преподносит ему на уроке учитель, когда ему доступны и интересны предлагаемые формы и средства обучения. Поэтому повышение мотивации к обучению и заинтересованности в предмете является одной из основных целей преподавания геометрии.
Существует немало средств обучения, способствующих повышению заинтересованности в предмете. Одним из них является применение элементов историзма на уроках геометрии.
Согласно Википедии, историзм - это «слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни» [18]. Если рассматривать историзм в этом значении и предлагать его в таком понимании детям, то заинтересовать детей можно лишь на короткий промежуток времени. Историзмы в таком понимании вызовут небольшое оживление на уроке, но не поспособствуют развитию стремления к получению новых знаний.
Если же рассматривать применение элементов историзма на уроках геометрии с точки зрения вкрапления в ход урока истерических фактов, заметок и сведений, которые касаются не только становления предмета, но и его отдельных биографических личностей, то такой подход не только позволит обогатить багаж знаний ученика, но и безусловно заинтересует ученика и повысить его мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
Такие понятия как числа, знаки, фигуры, зародившиеся в математике, сопутствуют практически всей жизни человека буквально с самого рождения. Для нас пользоваться математическими основами стало повсеместной обыденностью, а ведь наши далёкие предки совершенно ничего такого не знали и формировали начала математики с огромным трудом и усердием. Поэтому только познакомившись со всем путём становления геометрии, с выдающимися личностями, которые помогли формированию геометрии в том виде, в котором мы её сейчас используем, можно осмыслить всю ценность знаний, которые предлагаем нам математик и, в частности, геометрия.
«Учись у прошлого, живи сегодня, надейся на завтра. Самое важное в жизни - это не переставать задавать вопросы» - говорил А.Эйнштейн. Действительно, если не знать прошлого, то сложно понять настоящее, так и с историей математики: чем больше изучаешь её историю, тем яснее становится её суть.
Математика - динамичная наука, поэтому её содержание не является статичным и неизменным. Оно меняется со временем и согласно её внутренним противоречиям. Примером может служить запись десятичных дробей. В 1579 г. Ф.Виет в своём труде «Математический канон» при записи десятичных дробей для отделения целой части от дробной использовал вертикальную черту или целую часть записывал жирным шрифтом. Позже в 1601 г. С.Стевин использовал 0 в кружке для того, чтобы показать целую часть дроби. В 1592 г. в Англии стали применять точку, которая по сей день используется в этих целях в США. И только в 1617 г. Д.Непер стал отделять целую часть десятичной дроби от дробной части с помощью запятой. [10]
Связывая процесс обучения с историей формирования общества, акцентируя внимание на значимости воздействия практической деятельности человека на становление математики, рассказывая о причинах развития понятий и правил, мы помогаем формированию диалектического мышления, благоприятствуем их умственному развитию и более устойчивому пониманию ими изучаемого материала.
Благодаря этому удается достигнуть более глубокого осознания учебного материала, что, несомненно, ведёт к росту заинтересованности обучающихся в изучении геометрии.
В школьных программах нашего времени подчеркивается потребность в ознакомлении учащихся с фактами из истории математики, биографическими справками великих учёных-математиков и их достижениями.
Вводить элементы историзма на уроках геометрии необходимо плавно и планомерно, представляя учащимся наиболее яркие и важные научные события из мира математики, осуществляя при этом тесную связь с изучаемым учебным материалом.
С целью результативного использования элементов историзма в рамках уроков геометрии для активизации познавательной деятельности и повышения замотивированности к изучению геометрии, желательно придерживаться следующего плана подготовки к уроку:
Таблица 1. План подготовки к уроку
№ |
Описание |
1. |
Отобрать исторический материал и установить его место в изучении учебного материала |
2. |
Определить связь отобранного исторического материала с компонентами изучаемой темы |
3. |
Установить место исторического материала в процессе урока и потенциал его применения в течение всего урока |
4. |
Выделить наиболее предпочтительные и результативные формы и средства представления данного исторического материала в ходе изучения данной темы |
5. |
Обозначит мероприятия для внеурочной деятельности для более детального раскрытия исторического материала |
Ключевыми целями внедрения элементов историзма в уроки геометрии выступают следующие цели:
- создание целостного представления о мире;
- повышение заинтересованности и замотивированности к изучению геометрии;
- взаимосвязь математической культуры и общей культуры человека;
- взаимосвязь практичного труда и теоретической интеллектуальной деятельности человека.
Вышеперечисленные цели можно дополнить идеями, раскрывающими суть применения элементов историзма в процессе обучения, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Идеи, раскрывающие суть применения элементов историзма
№ |
Название |
Описание |
1. |
Реализация творческих способностей |
Применение элементов историзма на уроках геометрии повышает созидательную активность, предоставляет возможно для реализации творческого потенциала детей.
|
2. |
Возможность осуществлять
|
Используя исторический материал на уроках геометрии, ученикам предоставляется возможность самостоятельно прийти к тем достижениям и открытиям, о которых повествует истерический материал. Учащиеся будто вновь исследуют стоявшие перед обществом проблемы и решают их. Такая возможность позволяет ученикам обрести уверенность в своих силах и знаниях, поможет развить в них способность отстаивать свою точку зрения. |
3. |
Воспитание терпимости |
Рассмотрение проблем в истории геометрии позволяет учащимся воспитать в себе толерантность, уважение к своему и чужому труду. |
4. |
Повышение общей культуры |
Развитие учащихся посредством изучения геометрических исторических сведений содействует росту их общей культуры. |
5. |
Обогащение интеллектуальных ресурсов |
Применение элементов историзма на уроках геометрии позволяет повысить степень грамотности обучающихся, развить в них любознательность, а также увеличить кругозор. Тем самым обогащаются интеллектуальные ресурсы учащихся, они учатся мыслить быстро и качественно в различных жизненных обстоятельствах. |
Принимая во внимание все вышеперечисленные идеи, возможно сделать вывод о том, что использование элементов историзма в процессе обучения демонстрирует связь геометрии с общей культурой человека, а также содействует увеличению заинтересованности обучающихся в дисциплине.
Успешность освоения учебного материала во многом зависит и от того насколько эмоционально окрашено он подается. Чем ярче ученики проживают события, тем глубже эти события проникнут в память и останутся там надолго. Поэтому геометрический материал, окрашенный историческими заметками, проще воспринимается учениками и впоследствии воспроизводится. Благодаря применению элементов историзма на уроках геометрии возникают эмоции, которые действуют на чувства детей, развивая и улучшая при этом их высоконравственные качества.
Повышение мотивации к обучению - основополагающая задача учителя математики и обычно для этого на уроках используют краткие исторические беседы, которые не являются достаточным условием развития у обучающихся повышенной заинтересованности к более детальному и глубокому изучению геометрии. Необходимо не только рассказывать ученикам об истории математики, но и включать их в процесс посредством решения практико-ориентированных и оригинальных исторических задач, создания исследовательских работ и разбором этимологии и значений математических определений и терминов. Важно применять в работе не только стандартные формы, но и использовать все возможности современных информационно-коммуникационных технологий.
Только вникая в историю развития и становления математической науки учащиеся смогут осознать её приближённость к реальной жизни. Изучая биографии и достижения великих математиков учащиеся смогут понять, что математика - это прежде всего люди, которые выстраивали её по крупицам.
В рамках применения элементов историзма можно предлагать ученикам решить проблемные ситуации, которые в действительности возникали в математике, а затем объяснять как с этими проблемами справились на самом деле.
Изучение биографических данных отечественных учёных поможет развить в учащихся такие качества как нравственность, трудолюбие, патриотизм, что немаловажно в современном, постоянно меняющемся мире со сложной экономической обстановкой. Биографии таких русских выдающихся учёных-математиков, работавших в области геометрии, как Н.И.Лобачевского, А.Н.Колмогорова являются примером настоящего патриотизма и служения Родине.
Учащимся, несомненно, будет трудно запоминать весь предлагаемый на уроках геометрии объём исторического материала, но в этом и нет необходимости. Главной целью применения историзмов всё же является повышение мотивации и заинтересованности в процессе обучения, а не нагромождение его теоретическим материалом.
Из сказанного выше следует, что историзм является одним из главных стимулов к пробуждению мотивации и познавательного интереса в процессе обучения геометрии.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика познавательного интереса в ходе применения элементов историзма
Интерес - это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему [18].
Познавательный интерес выступает в роли общего для педагогики и психологии термина, поэтому он изучается с разных сторон. Существует большое количество исследований по этому вопросу, некоторые из них представлены в таблице 3.
Таблица 3. Исследования в области познавательного интереса
Познавательный интерес с точки зрения мотива |
А.Н.Леонтьев, Н.Г.Морозова и др. |
Познавательный интерес с точки зрения его психологической природы |
И.М.Цветков, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн и др |
Познавательный интерес с точки зрения отношения личности |
В.Н.Мясищев, Божович Л.И и др. |
Познавательный интерес с точки зрения средства обучения |
Г.И.Щукина, Ф.Н.Гоноболин и др. |
Познавательный интерес с точки зрения активизации обучения |
М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин и др |
По мнению С.Л.Рубинштейна, будучи «обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, познавательный интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает и направляет все психические процессы - восприятия, памяти, мышления. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает, потому что его внимание тогда сосредоточено на его работе» [13].
Познавательный интерес содержит в себе несколько различных стадий - состояний:
- любопытство;
- любознательность;
- познавательный интерес;
- общетеоретический интерес.
Любопытство является толчком к познанию нового [18]. На стадии любопытства ребенок использует лишь ориентиры, которые связаны с занимательностью того или иного предмета или ситуации. В этой стадии ещё нет истинной тяги к познанию. Однако занимательность можно считать первым толчком к появлению познавательного интереса. Не зря С.Джонсон говорил, что «любопытство - одно из самых непреложных и очевидных свойств мощного интеллекта».
Любознательность - важное состояние человека. Она рассматривается как желание человека расширить границы увиденного. Данная стадия познавательного интереса характеризуется сильным выражением таких эмоций, как удивление, удовлетворенность, радость от происходящего. Любознательность развивается в ходе возникновения и решения загадок и появляется не только на уроках, но и в процессе простого труда, позволяющего человеку отойти от бездумного заучивания.
Познавательный интерес есть избирательная познавательная активность, направленная на определенные учебные предметы, в ходе которой прослеживается ценная мотивация и ориентиры на познавательные цели. Познавательный интерес помогает личности человека проникнуть в существующие связи и законы познания. Для данной стадии характерно поступательное и системное движение познавательного процесса. Объекту познавательного интереса ребёнок посвящает всё своё свободное время.
Теоретический интерес рассматривается как желание понять сложные научные вопросы и использовать их в качестве средств к познанию. Эта стадия активно влияет на человека и его мировосприятие, на его принципы и установки, связанными с возможностями научного знания. На данной стадии человек выступает уже в роли субъекта.
1.3. Формы и виды элементов историзма применяемых в учебном процессе
В качестве элементов историзма, применяемых в обучении геометрии выступает любое упоминание исторических фактов, а также сведений, связанных со знаменитыми учёными и их открытиями. Рассмотрим подробнее каким образом можно преподносить учащимся на уроках планиметрии данные материалы и сведения.
Элементы историзма, которые можно применять на уроках геометрии и, в частности, на уроках планиметрии можно разделить на две группы:
- содержательные элементы;
- материальные элементы.
Материальные элементы историзма - это прежде всего кабинет математики, при оформлении которого используются хронологические прямые, портреты великих математиков, иллюстрации из истории математики.
Содержательные элементы историзма представляют собой совокупность различных форм и методов представления учащимся информации из истории математики. Краткое описание содержательных элементов историзма, применяемых на уроках геометрии, представлено в таблице 4.
Таблица 4. Содержательные элементы историзма на уроках геометрии
№ |
Название |
Описание |
1. |
Историческая беседа |
Обмен мнениями и суждениями об историко-математических фактах. Может протекать в форме обсуждений, дискуссии, собеседования или выступлений с докладами с последующим обсуждением. |
2. |
Экскурс в историю |
Краткое ознакомление с каким-либо вопросом, сопряженным с изучаемой темой. Экскурсы являются описанием основополагающих идей геометрических понятий или проблем, при этом соединяя их с современным положением. |
3. |
Исторический очерк |
Система исторических экскурсов, связанных единой мыслью. Как правило исторические очерки используются в учебной литературе и как пролог и эпилог к большому геометрическому разделу. |
4. |
Исторические задачи |
Задача становится исторической тогда, когда в её условие органично вписывается исторические сведения. Это может быть исторический факт или историзм в его узком значении (устаревшие слова). Такой вид задач является объектом исследований математиков на протяжении долгих лет. Особое место среди исторических задач занимают так называемые именные задачи, содержащие имена великих людей. |
5. |
Старинные задачи |
Задачи из исторических математических источников, от древнеримских папирусов до современных сборников старинных задач. Данные задачи представляют собой не только кладезь полезной исторической информации, но и содержат информацию для практического применения, тес самым вызывая большой интерес. |
6. |
Хронологические прямые |
Система историко-математических фактов и событий, последовательно выстроенная в качестве прямой. Описывает в хронологическом порядке ключевые этапы развития какого-либо математического термина или жизни и творчества ученого-математика. |
7. |
Историзмы в математических понятиях |
Об историзме в математическом понятии, теореме, формуле и др. идёт речь в случае добавления к нему факта из истории.
|
1.4. Анализ учебников по геометрии в средней школе на наличие элементов историзма
В ходе выполнения работы были проанализированы на предмет наличия в них элементов историзма учебники по геометрии 7-9 классов следующих авторов:
- А.Д.Александров,
- Л.С.Атанасян,
- А.В.Погорелов,
- В.А.Смирнов,
- И.М.Смирнова.
Наиболее распространенными учебниками в средней школе являются учебники геометрии А.В.Погорелова и учебники Л.С.Атанасяна. В данных учебниках присутствуют лишь краткие заметки и изображения, связанные с историческими личностями, но в целом элементы историзма (исторические факты или биографические справки) в данных учебниках отсутствуют, что влечет за собой нарушение преемственности в процессе обучения математике.
Противопоставить учебникам Л.С.Атанасяна и А.В.Погорелова по наличию элементов историзма можно учебник В.А.Смирнова и И.М.Смирновой. В данном учебнике присутствуют подробные исторические экскурсы и справки вместе изображениями, которые выносятся в отдельный раздел «исторические сведения» практически после каждой изучаемой темы.
В учебниках геометрии А.Д.Александрова исторические сведения представлены в виде комментариев. Данные комментарии достаточно полные, но в учебниках 7 класса они встречаются чаще, чем в учебниках 8-9 класса.
После проведения анализа учебников геометрии 7-9 классов на наличие в них элементов историзма, можно прийти к следующим выводам:
- элементы историзма присутствуют не во всех учебниках геометрии 7-9 классов;
- в курсе планиметрии 7 классов элементов историзма больше, чем в курсе для 8-9 классов;
- исторических сведений из современных учебников геометрии 7-9 классов недостаточно для развития познавательного интереса учащихся и повышения их заинтересованности в изучении геометрии.
Для эффективного использования элементов историзма на уроках геометрии учителю следует придерживаться следующих правил:
- системно практиковать элементы историзма на уроках геометрии;
- осуществлять подбор элементов историзма в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся;
- практиковать в своей деятельности разнообразные формы представления исторического материала: старинные задачи, хронологические таблицы, исторические дискуссии.
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИСТОРИЗМА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ПЛАНИМЕТРИИ
2.1. «Timelines» как средство применения элементов историзма на уроках планиметрии
Процесс обучения планиметрии в 7-9 классах тесно связан с историей математики. В 7 классе учащимся необходимо объяснить, что такое планиметрия и откуда она возникла, в 8 классе они сталкиваются с историей развития понятия площади, а в 9 классе могут узнать о том, что существует несколько геометрий. Для более наглядного применения элементов историзма на уроках предлагается внедрять их в средства ИКТ и уже потом демонстрировать учащимся. Одним из таких средств является сайт https://www.timetoast.com/, на котором каждый желающий может создать свою timelines (хронологическую прямую) или воспользоваться уже созданными работами.
Например, при изучении темы «Параллельные прямые» в 7 классе учащимся можно предложить путешествие по хронологической прямой, рассказывающей о противоречиях, возникших в связи с пятым постулатом Евклида и возникновении новых неевклидовых геометрий. (Рис. 1).
Рис. 1. Главная страница хронологической прямой «Неевклидова геометрия» на сайте timetoast.com
Функционал сайта позволяет добавлять в содержание хронологической прямой текст и изображения. (Рис. 2-3)
Рис. 2. Рассказ об Евклиде на сайте timetoast.com
Рис. 3. Изображение Евклида на сайте timetoast.com
По хронологической прямой можно осуществлять движение, смещая ползунок в разные стороны, тем самым сокращая временной промежуток или удлиняя его (Рис. 4-5).