В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).
ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Дети с ЗПР нуждаются в специально организованных условиях воспитания и обучения.
Во-первых, мы должны учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха. Именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима. Взрослому нужно постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но к формируемым навыкам межличностного взаимодействия.
Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности.
В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом.
Обучение и развитие детей с задержкой психического развития чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.
Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел. Для детей с ЗПР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.
Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимают дидактические игры и упражнения, которые являются продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте.
Формирование всех видов детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР строится на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. В дошкольном учреждении эта работа ведется воспитателями и специалистами (учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами).
Основные приёмы развития логического мышления
«Сериация»
Построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
Предлагаемые задания направлены на обучение детей построению упорядоченных возрастающих или убывающих, рядов. Классический пример сериации - матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки.
«Анализ, синтез»
Выделение свойств объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку и соединение различных элементов в единое целое.
При задержке психического развития первостепенное значение приобретает обучение детей синтезу и анализу. Поэтому вначале необходимо обучить детей синтезу - соединение различных элементов в единое целое. Затем обучаем детей анализу - выделению свойств объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку.
«Сравнение»
Выявление сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Например: все предметы кислые.
Методика рекомендует сначала учить сравнивать два объекта, затем групп.
«Обобщение»
Умение делать вывод, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов.
К работе по умению делать вывод, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов рекомендуется приступать в том случае, если дети хорошо понимают этот процесс, если результат деятельности, например выделение основного признака, произведён ими самостоятельно, скажем: эти предметы все большие, эти все летают, эти все бегают.
«Классификация»
Умение разделять множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации».
Классификация может производится: по назначению, по размеру, по цвету, по форме и по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя; кто летает, кто бегает, кто плавает; что бывает летом и что зимой и т.д.
«Умозаключение»
Умение производить операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится суждение.
Основной задачей логического развития ребенка предполагает формирование умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Однако для формирования логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития требуются некоторые условия:
- логические задачи и упражнения следует отбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создание необходимой развивающей среды, способствующей познавательной активности, самостоятельности детей;
- еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
- учитывая временные рамки (т.е., планируя небольшой по объему материал, тем самым, не сделать ущербной столь важную для ребенка деятельность - игру);
- тесная взаимосвязь с родителями.
В педагогической практике воспитатели и специалисты использует чаще игры, способствующие развитию образного и логического мышления у детей.
«Логические блоки» Дьенеша
Логические блоки Дьенеша - это набор из геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. Каждое свойство имеет свой символ. Игры с блоками знакомят детей: с формой, цветом, размером и толщиной объектов; развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
Карточки Г.Домана
Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, педагог озвучивает для ребёнка, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребёнок с легкостью запоминает все, чему его учат.
Игра-головоломка Танграм
Задача игрока в развивающей игре «Танграм» сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а, во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно, как угодно, переворачивать, класть любой стороной вверх. Вот, собственно, и все правила.
«Цветные счетные палочки» Х.Кюизинера
Комплект состоит из пластмассовых призм (палочек) десяти различных цветов и длинны. Каждой палочке соответствует число равное ее длине. Наименьшая палочка имеет длину 1см., является кубиком. Каждая последующая палочка увеличивается на 1 см. Самая длинная палочка равна 10 см. и ей соответствует число 10. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.
«Сложи узор»
Цель: развивать у детей способность к анализу и самоанализу, умению решать нестандартные задачи, расширению интеллектуальных способностей.
Материал: Кубики Б.П.Никитина «Сложи узор».
Ход игры. Педагог предлагает ребенку поочередно три первых картинки с нарисованными на них узорами. Ребенок должен из кубиков выложить точно такой же узор.
«Улитка»
Цель: классифицировать блоки по двум признакам (цвет и форма).
Материал: игровое поле с изображением спирали; набор объемных блоков Дьенеша.
Ход игры. Педагог предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. Домик получается нарядным и красивым.
Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.
«Художники»
Цель: анализировать и сравнивать свойства предмета, использовать их в творческой деятельности.
Материал: «эскизы картин» - лист большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры. Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к Эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: «головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.
«Найди»
Цель: учить сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры. Педагог дает детям задания - Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, форме и размеру). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
«Четвертый лишний»
Цель: классифицировать предметы по существенным признакам.
Материал: 5 карточек. На каждой карточке изображены четыре предмета. Три предмета связаны между собой каким - либо общим признаком, а четвертый предмет - лишний.
Варианты карточек:
- Сапог, тарелка, тапок, ботинок.
- Вилка, тарелка, яблоко, кастрюля.
- Яблоко, глуша, виноград, огурец.
- Помидор, морковь, машина, картофель.
- Шапка, машина, самолет, поезд.
Ход игры. Ребенку поочередно показывается каждая карточка. Педагог говорит: «Посмотри на эти предметы. Их - четыре. Три предмета -как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее. А четвертый предмет - лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется, педагог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок - это обувь, а тарелка - это не обувь, а посуда).
«Восстанови последовательность событий»
Цель: закрепить понимание причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.
Материалы: схемы или картинки природных явлений.
Ход игры. Схемы или картинки ребенок должен расположить в соответствии с последовательностью явлений, событий, рассказать о том, что было сначала, а что потом. Это упражнение необходимо проводить после наблюдений.
Схемы по установлению причинно-следственных связей:
- Сначала на небе появились тучи.
- Из туч пошел дождь.
- Дождь прошел, небо стало ясным, а на земле остались лужи.
- Солнце стало греть все сильнее, поэтому лужи испарились.
«Собери картинку»
Цель: развивать у детей способности к анализу.
Материал: карточка с несложным рисунком, разделённая на несколько частей.
Ход игры. Педагог раздает детям рисунки, разделенные на несколько частей. Ребенок должен рассмотреть части рисунка, соединить их так, чтобы получилась целая картинка.
«Цепочка»
Цель: анализировать, выделять свойства фигур, находит фигуру по заданному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры. От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
- чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
«Расставим картинки по порядку»
Цель: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.
Материал: сюжетные картины с изображением времен года.
Ход игры. Педагог дает задание ребенку разложить времена года друг за другом по порядку. Если ребенок затрудняется, педагог объясняет ребенку.
«Что перепутано?»
Цель: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.
Материалы: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.
Ход игры. Педагог говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».
Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением. Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе». За каждую исправленную ошибку ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
«Разложи картинки по группам»
Цель: развивать навыки анализа и синтеза.
Материалы: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты - молоток, пила, лопата и т.д.
Ход игры. Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Педагог предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные).
«Засели фигуры»
Цель: совершенствовать умение выполнять анализ и синтез.
Материалы: аппликация дома, мешочек с некоторыми фигурами из набора.
Ход игры. Необходимо внимательно посмотреть на дом и выяснить, каким образом поселились фигуры. Какие фигуры живут на первом этаже, на втором и на третьем? На первом этаже поселились красные фигуры, на втором - треугольные, а на третьем - маленькие. Задача детей заселить в дом фигуру, которую они вытягивают из мешочка.
Перед тем как её заселить, ребёнок должен рассказать, на каком этаже может жить его фигура и почему. Например, если ребёнок вытягивает маленький красный квадрат, то у него должен получиться такой рассказ: «Моя фигура может жить на третьем этаже, потому что она маленькая, и на первом, потому что она красная».
«Рассели жильцов»
Цель: классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, «домик для блоков».
Ход игры. В группе детского сада жили - были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.
И дети вместе с педагогом решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.
«Поможем Золушке»
Цель: классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры. Педагог предлагает вспомнить знакомую сказку про Золушку. Жила-была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.
- Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;
- Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже;
- Баклажаны (синие блоки) положить на полках третьего этажа.
Усложнение игры: Разложить овощи с указанием их размера.
«Что сначала, что потом»
Цель: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.
Материал: серии картин, связанных единым сюжетом.
Ход игры. Педагог предлагает картины с одними и теми же героями. Ребенок должен разложить картины: что было сначала, что потом, что в конце (без составления рассказа).
«Сравнение картинок»
Цель: научить детей анализировать предметы по какому-либо признаку (форма, цвет, размер, длина, правильность, скорость, количество предметов и др.), рассуждать и сопоставлять найденные сходства и различия, определять наибольшее (наименьшее) значение сравниваемых признаков, развить связную речь детей.
Материалы: карточки с предметами для сравнения.
Ход игры. Педагог показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой, самый маленький)? В какой группе больше (меньше) всего предметов? Кто самый быстрый? Подбери такую же фигуру» и т.д.
Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос, выбрав соответствующий предмет.
«Что идет дальше?»
Цель: развить у детей понимание последовательности и умение ее продолжить.
Материал: заданная последовательность из 3-4 предметов или картинок.
Ход игры. Педагог показывает ребенку последовательность предметов или ряд картинок, а также несколько отдельных предметов из этого ряда. Ребенок должен выбрать из отдельных предметов тот, который продолжит ряд.
«Найди пару»
Цель: формировать способность анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Материалы: карточки с предметами чем-либо, связанные между собой.
Ход игры. Сообщить детям о том, что сегодня будем продолжать подбирать предметы на картинках друг к другу, чем-либо, связанные между собой. У каждого ребенка карточка, на которой 4 предмета. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть все предметы на картинках и выбрать только те предметы, какие образуют смысловую пару. А лишние предметы закрыть фишками.
Усложнение: найти пару не из 4 предметов, а из 8-12 предметов.
«Когда это бывает?»
Цель: развивать способность анализа и синтеза, умения обобщать, классифицировать по признакам и делать умозаключения.
Материалы: круг с изображением характерных признаков четырех времен года; сюжетные картинки с изображением различных игр и забав детей, а также деятельности людей в различные времена года; фланелеграф.
Ход игры. Педагог раздает детям конверты с картинками, на которых изображены различные времена года. Педагог сообщает детям, что надо внимательно рассмотреть картинки и подложить их к соответствующему времени года. Педагог говорит: «Здесь изображена зима. У кого есть картинки с изображением зимы, должен подложить ее к зиме». Каждый, кто выходит с картинкой, объясняет, что там изображено. Например: «Дети катаются на санках. Это бывает зимой. Дети лепят снеговика. Это тоже бывает зимой» и т.д. В конце игры педагог обобщает знания детей о временах года: «Какое сейчас время года? А потом какое время года наступит? Сколько всего времен года?».
Литература
- Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи. Изд-во «Сфера», 2010.
- Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. 77 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2003г.
- Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. - M.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 c.
- Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов начальная школа - детский сад // Воспитание школьников. - 2000. - №5. - С.37-39.
- Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/proekt-formirovanie-elementov-logicheskogo-myshleniya-s-ispolzovaniem-igrovyh-priemov-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-z-4188949.html