Развитие и коррекция дыхания у детей младшего школьного возраста в логопедической работе

Разделы: Логопедия


Важность правильного дыхания у детей младшего школьного возраста в фокусе логопедической практики. Проведение дыхательных упражнений способствует развитию глубокого вдоха и плавного выдоха, что влияет на формирование четкой фразовой речи. Здоровье, физическое развитие и образ жизни детей - основные приоритеты в современном обществе. Необходимость правильного дыхания выделяется как ключевой аспект заботы о здоровье.

Дети младшего школьного возраста могут столкнуться с ограничениями в дыхании, несмотря на его естественность. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и снижению физической активности и эмоционального благополучия. Важно осознавать, что недостаточное развитие и коррекция дыхания могут вызвать ряд негативных последствий. Полноценная способность дышать играет ключевую роль в физическом росте детей, поэтому важно уделять внимание этому аспекту. Неэффективное дыхание может привести к ослаблению мышц грудной клетки, недостатку кислорода для органов и тканей, а также к снижению общей выносливости.

Для достижения оптимальной физической и эмоциональной формы у детей младшего школьного возраста необходимо приступить к разработке и проведению специальных упражнений по дыханию. Они помогут улучшить работу легких, повысить выносливость и уменьшить вероятность простуды. Такие мероприятия благоприятно влияют на здоровье и общее развитие детей, поэтому их регулярное проведение необходимо. В нашем обзоре мы подробно изучим причины и методы коррекции дыхания у детей младшего школьного возраста, что поможет им достичь лучших результатов в учебе и повседневной жизни.

Для детей с нарушениями речевого развития коррекция неправильного дыхания играет важную роль. Логопедия помогает им осознать ошибки и научиться правильно дышать при произнесении звуков и слов. Важно формирование четкой и понятной речи, которое зависит от развития речевого дыхания. Дети, у которых нет контроля над дыханием при говорении, могут столкнуться с трудностями в артикуляции и интонации. Уверенное общение и успех в учебе достигаются через правильное использование дыхания.

Для того чтобы помочь детям научиться правильному дыханию и улучшить работу их легких, можно использовать разнообразные методики, такие как игры с пузырями или массаж грудной клетки. Ритмический характер физиологического дыхания отличается от дыхания во время речи. В речи выдох происходит через рот и замедлен в сравнении с вдохом, который происходит через нос. Вдох и выдох при речевом дыхании имеют разную длительность, в то время как при физиологическом дыхании они примерно равны по продолжительности.

Специфические механизмы дыхания, развиваемые речевым процессом, приводят к формированию особых движений диафрагмы. Во время устной речи диафрагма активно выполняет сложные движения вдоха и выдоха, сопровождаемые колебательными движениями во время непрерывного выдоха. Н.И. Жинкин описал этот парадокс в своих работах [4, с. 10].

Специальные дыхательные упражнения играют важную роль в развитии и коррекции дыхания у детей младшего школьного возраста. Они способствуют контролю над глубиной и ритмом дыхания, а также улучшают функциональность легких.

Несоблюдение правильного дыхания в речи может иметь корни в недостаточной работе дыхательной системы, связанной с различными факторами, такими как стресс, плохая осанка, аллергии или астма. Следует отметить, что нарушение дыхания не только может вызвать телесные недуги, но и повлиять на развитие речи у детей.

Для коррекции дыхания используются методы логопедии, которые широко применяются для устранения задержек в речевом развитии у младших школьников. Занятия с логопедом направлены на улучшение дыхания в речи и совершенствование произношения звуков, что способствует улучшению речи и общей способности к общению у детей.

Для детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать разнообразные методы для улучшения дыхания. Один из таких методов - "Шумный выдох", который заключается в выпускании воздуха через губы с шумом для активации мышц лица и шеи. Другой метод - "Носовое дыхание", где необходимо осознанно вдыхать и выдыхать через нос для очистки дыхательных путей и укрепления носового дыхания. Эти упражнения помогут детям осознать свое дыхание, улучшить работу органов дыхания и сердца, а также повысить физическую выносливость и снять стресс.

Для разнообразного обучения детей речи, логопеды придумали разнообразные игры и методики. Ролевые игры - хороший способ развить дыхательные навыки и контроль над голосом. Подушка - упражнение, которое помогает контролировать выдох и улучшить дыхательную систему. Игры и упражнения помогают не только развить мышцы гортани, но и улучшить произношение слов.

В настоящее время в практику логопедов внедряются новейшие методики дыхательных упражнений от известных специалистов, таких как А.Н.Стрельникова, Б.С.Толкачев, К.П.Бутейко. Один из них - дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, предложенная в 1974 году под названием "гимнастика вдоха". Ее основные принципы следующие: сосредоточиться исключительно на вдохе через нос, который должен быть резким, шумным и коротким, похожим на звук хлопка; после вдоха необходимо провести выдох через рот, который должен происходить автоматически после каждого вдоха и быть тихим, без излишнего шума.

Для эффективного развития речевого дыхания необходимо соблюдать определенные правила. Важно помнить, что дыхание следует сочетать с движениями и ритмом шага, считать только до восьми в мыслях, а гимнастические упражнения выполнять в различных положениях тела: стоя, сидя или лежа. Рекомендуется проводить гимнастику дважды в день, уделяя уроку не более 30 минут и соблюдая интервалы отдыха. Дети с 3-4 лет могут также заниматься этим видом гимнастики. Следует учитывать, что постепенное увеличение сложности упражнений необходимо для успешного развития речевого дыхания.

В учебном процессе важно учитывать, что требуется комплексный подход при интеграции методик дыхательной гимнастики. Эти упражнения способствуют развитию и коррекции дыхания у детей младшего школьного возраста путем тренировки глубокого носового и брюшного дыхания. Проведение систематической работы по этому направлению помогает улучшить качество голосового аппарата и достичь правильной артикуляции звуков.

Список литературы

  1. Белякова Л.И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие / Л.И.Белякова. - М.: Книголюб, 2005. - 55 с.
  2. Воробьева Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т.А.Воробьева, П.А.Воробьева. - СПб.: Литера, 2014. - 112 с.
  3. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. Полный справочник / М.А.Поваляева. - М.: АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2010. - 608 с.
  4. Жинкин К.И. Психологические основы развития речи / К.И.Жинкин. - М., 1966. - 146 с.
  5. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М.Н.Щетинин. - М.: Метафора, 2007. - 234 с.