Презентация по теме «История Руси XIV века. Куликовская битва» (разработка эскизов) представляет собой методическую разработку для выполнения творческих проектов по учебному предмету «Композиция станковая» в 3-4-х классах ДХШ и художественных отделений школ искусств. Она может быть использована на занятиях преподавателями ДХШ и художественных отделений школ искусств, а также на уроках в общеобразовательной школе по соответствующей теме.
Выполнение композиции на историческую тему невозможно без знаний истории и истории конкретного события. Обучающиеся в художественной школе зачастую имеют разный возраст и не все знакомы с изучаемой темой. Тщательно подобранный иллюстративный материал не только помогает обучающимся наиболее полно представить историческую картину, но и даёт возможность использовать композиционные находки художников для раскрытия своего замысла и сюжета. Очень важно, чтобы преподаватель во время рассказа оговаривал с детьми возможные сюжеты, обращал внимание обучающихся на интересные композиционные схемы, учил анализировать работы художников, вдумчиво подходить к выполнению своей работы.
Объяснение нового материала разбито на блоки. После изложения каждого блока обучающимся предлагается рассмотреть слайды презентации уже не в качестве иллюстраций к рассказу, а как варианты разных композиционных решений. К концу объяснения у учащихся должно быть выполнено несколько эскизов. Продолжительность занятия - 80 минут.
На слайдах 33-35 представлены работы учащихся.
Цели и задачи:
Цель:
- создание представления о личности Дмитрия Донского, о значении в истории Русского государства Куликовской битвы;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности через выполнение творческой работы на историческую тему;
- развитие умений и навыков выполнения эскиза сюжетной композиции.
Задачи:
Обучающие:
- научить понимать значение истории в жизни человека;
- формировать понимание значения веры в жизни православного человека;
- применять законы, средства и приемы композиции при работе над эскизом, научить определять цель, проблему в учебной деятельности, понимать учебную задачу урока, критически оценивать свою деятельность.
Развивающие:
- развивать художественно-образное мышление, наблюдательность, фантазию, воображение;
- умение передать в художественном образе своё отношение к истории; развивать познавательную активность, коммуникативные и творческие умения, способность формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.
Воспитывающие:
- патриотическое воспитание, воспитание трудолюбия и ответственности, сопричастности к истории своей страны.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование для преподавателя:
- мультимедийный проектор, экран, маркерная доска.
- презентация «История Руси XIV века. Куликовская битва».
- И.В.Алферова и др. «Иллюстрированная история России» Смоленск, Русич,2002
- Ю.Г.Иванов «Оружие, воины, битвы», Смоленск, Русич, 2013.
Оборудование для обучающихся: альбом, карандаш, ластик.
(слайд 1) Тема нового задания связана с историей Древней Руси XIV века. Почему эта тема актуальна? Без сохранения корней и традиций невозможно сохранение нации, самоуважение, осознание принадлежности к великой нации и уважение других народов. Поэтому выполнение композиций на историческую тему - очень важная и ответственная тема, требующая изучения истории, костюмов, архитектуры, быта, нравов того времени.
Прежде чем разговаривать о каком -то герое или событии, надо понимать, что тогда происходило на Руси. А происходило вот что…
(слайд 2) В 14 веке Русская земля была не такой, как теперь. Не было единого большого государства. На Руси утвердились отдельные княжества, в каждом из которых власть передавалась от отца к сыну. Русские князья приходились друг другу родственниками (потомки Рюрика), но постоянно враждовали друг с другом, боролись за великокняжеский престол. Русь к середине 14 века уже 100 лет была захвачена Золотой Ордой. Русские княжества платили тяжёлую дань Орде.
(слайд 3) Великокняжеский престол давал право на сбор дани со всех русских княжеств, а, следовательно, и власть. Князья и не думали объединяться против общего врага, ездили к хану и жаловались друг на друга, угождали ему, стремились получить ярлык на великое княжение от хана. А простолюдины не совестились воровать, на дорогах хозяйничали разбойники… В годы самых страшных потрясений и смут, именно православие было источником духовной мощи, помогало выстоять русскому народу, сохранить свою культуру и идентичность. Многие праведные люди уходили в монастырь и выбирали не службу хану или князю, а Богу. Монастыри были островками культуры.
Поэтому, рассказывая о Древней Руси XIV века, нельзя не сказать о Сергии Радонежском - одном из почитаемых святых Руси, жившим в то время.
(слайд 4) Своей духовной жизнью Сергий Радонежский внушал современникам веру в их нравственные силы. Именно вера людей в существование божественной силы, вера в то, что Бог их любит и не оставит в трудную минуту даёт людям надежду на лучшее и смысл жизни, помогала и помогает справиться с негативными эмоциями и страхами, преодолеть жизненные трудности. Вера даёт человеку силу, крепость духа, надежду и утешение.
В 1314 году в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии родился ребенок, которого нарекли при крещении Варфоломеем. Ещё до его рождения были знамения о его особенности и избранности Богом.
(слайд 5) В 23 года он принял монашеский постриг и взял имя Сергий. Сохранилось Житие преподобного Сергия, написанное его современником Епифанием Премудрым и продолженное иеромонахом Пахомием, которое остается ценнейшим историческим сочинением. За время своей земной жизни Преподобный не раз удостаивался чудесных видений, в Житиях описаны чудеса исцеления и спасения, совершенные Святым при жизни и происшедшие после его кончины.
(слайд 6) Было суждено Сергию стать основателем известной всем Троице-Сергиевой Лары и войти в историю, как «собиратель земли Русской, всея России чудотворец, заступник земли Русской… Монах и отшельник, он оказался в центре политических событий и стал вдохновителем победы в Куликовской битве.
Блок 1
Вот так мы плавно подошли к Куликовской битве… В битве, как правило, два противника…Со стороны врагов Руси выступили татары во главе с темником Мамаем. На битву с татарами вышло войско Великого князя московского Дмитрия Ивановича. До нас дошли литературные источники об этом событии. Самое известное: «Сказание о Мамаевом побоище». На него и будем опираться в нашем рассказе.
Какой человек был князь московский Дмитрий Иванович, как это он отважился бросить вызов могучей Орде?
(слайд 7) Великий князь Дмитрий Иванович, современник Сергия Радонежского, имел весьма привлекательную внешность. Он был высоким, широкоплечим и крепким мужчиной с тёмными волосами и бородой. Летопись особенно отмечала, что он был «взором дивен». Родился князь в 1350 году. Детство его было суровым. С девяти лет жизнь князя была в опасности, он вынужден был бороться за власть во Владимире с другими претендентами. С 13 лет Дмитрий не выпускал из рук оружия.
(слайд 8) Он вёл последовательную политику по собиранию русских земель, вышел победителем из войн с Литвой, Тверью, Рязанью и стал главным среди русских князей.
(слайд 9) Когда Дмитрию было 15 лет Москву охватил Большой пожар (1365 год был засушливый, горели торфяники), сгорел и деревянный Кремль. Москва осталась без защитных стен. На следующий год князь начал строительство первого белокаменного Кремля и завершил его практически за два года. Благодаря Кремлю Москва впоследствии получила название «белокаменной» (вариант сюжета: строительство Московского Кремля).
(слайд 10) Интересный факт: при Дмитрии Ивановиче, в Новгороде, работал известный иконописец Феофан Грек и начинал свой творческий путь Андрей Рублёв («Троица» Рублева) Вы знаете о них из истории искусства. В Москве Феофан Грек расписал три церкви и терем великого князя «невиданною росписью» (Епифаний Премудрый) (возможно разработать сюжет с иконописцами).
(слайд 11) 14 век - время господства Орды. Московские князья, конечно, платили дань, но и занимались расширением своих земель и укреплением своего княжества. Князь Дмитрий продолжил начинания своего деда, дяди и отца (показать по карте как расширились границы Московского княжества в 14 веке)
Блок 2
А тем временем Ордынский темник, не из рода ханов, Мамай претендовал на власть хана и решил произвести опустошительный набег на Русь, чтобы упрочить свое положение в Орде (тем более, что князь Дмитрий не захотел повышать дань)
(слайд 12) Узнав о походе Мамая, тридцатилетний князь Дмитрий Иванович объявил мобилизацию сил всех подчиненных ему союзных княжеств. Великий князь Дмитрий первым направил оружие против татар.
(слайд 13) Существует сказание, что перед битвой, князь Дмитрий приехал к Сергию Радонежскому с дружиною просить его благословения на бой с татарами, и Преподобный благословил его и предсказал ему жестокую и кровопролитную битву, в которой он победит.
(слайд 14) Сергий окропил князя и его дружину святой водой, отслужил молебен и послал с ним двух иноков, схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Ослябю), которые раньше были воинами. Сергий Радонежский дал даже больше, чем хотел Дмитрий. Воины увидели на конях монахов с оружием, они поняли, что это святая битва, что это благословение Сергия Радонежского, потому что на такое мог решиться только он. Весть о благословении на битву Святого старца облетело войско и подняла боевой дух ратников. «В истории благословение Сергия стало символом единения народа, власти и Церкви перед лицом внешнего врага. Что это значит? А прежде всего то, что Церковь в целом поддержала Дмитрия Ивановича, идущего против ордынцев. И на протяжении многих поколений память об этом хранили как духовное сокровище. В изобразительном искусстве этому сюжету посвящено много работ (рассмотреть разные композиционные схемы, выбор сюжета, приёмов для создания выразительной работы (выделение главного, ритм, контраст) на слайдах 13-18. Например слайд 13. Художник А. Простев изобразил разговор Дмитрия Ивановича с Сергием Радонежским в интерьере кельи. Они сидят за столом, композиция статичная, перспективное построение стола выводит взгляд зрителя на старца, а затем переходим на лицо князя. Во взглядах передана вся серьезность разговора, думы о судьбе России. Источник освещения в работе - свечи, помогают создать теплый колорит и передать атмосферу того времени. Умиротворенность, созданная сдержанным колоритом, показывает, что судьбоносное решение дать отпор врагу уже принято.
Слайд 14, 15. Многие художники представляли так встречу и благословение Сергия радонежского с князем Дмитрием: на улице, в окружении дружины, в присутствии схимонахов Пересвета и Ослябя. Отличаются композиции не только расстановкой персонажей. Обратить внимание на выделение центра в многофигурной композиции, как художники справились с этой задачей.
Или слайд 18. На картине изображен выезд князя на поле Куликово. Примечателен колорит работы. Цвета сдержанные. На темном фоне крепости контрастно выделяются белые, серебристые фигуры всадников - светлые силы. Они решительно проезжают мимо плачущих жен, матерей и детей. Их миссия священна - они идут на смертный бой с врагом, чтобы защитить своих родных, своё Отечество).
Блок 3
Сергий Радонежский, князь Дмитрий Донской, два схимонаха Пересвет и Челубей - это ещё не все герои этого события…
(слайд 19) В Коломне состоялся смотр войск и военный совет. Под знамена князя Дмитрия стали союзники из Литвы, Твери, Суздаля, Нижнего Новгорода, дружина из Новгорода. Врага встречали уже не отдельные дружины, а единая армия под единым командованием! Западная Европа не знала тогда столь четкой военной организации.
(слайд 20) На военном совете присутствовали двоюродный брат Дмитрия, князь Владимир Серпуховской с воеводой Боброком-Волынским. Был здесь друг и любимец князя - боярин Михаил Бренок (Бренк), схимонахи Пересвет и Челубей, литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи .
Решено было направиться к Дону, через чужие земли навстречу смерти и бессмертной славе (100-120 тыс. чел.)
Узнав о подходе русских, Мамай (войско150 - 200 тыс. человек) двинулся навстречу, не дождавшись союзников.
(слайд 21) В ночь на 8 сентября 1380 г. русские перешли реку Дон и построились на Куликовом поле (соврем. Тульская обл.) в устье реки Непрядвы.
(слайд 22) Отступать русским было некуда: за ними находился обрыв высотой 20 м и река Непрядва. Своё войско Дмитрий выстроил наподобие огромной птицы с распластанными крыльями, чтобы не дать Мамаю возможность окружить их: впереди (голова) - Передовой полк, за ним (туловище) - Большой полк, по бокам полки Правой и Левой руки, сзади (хвост)- запасной полк. Недалеко в дубраве притаился «засадный» полк под предводительством князя Владимира Серпуховского и воеводы Боброка. Мосты через Дон Дмитрий разрушил. Предстояло победить или умереть. Князь обратился к воинам: «Не бойтесь смерти, бойтесь поражения., оно и смерть несёт и бесславие!». Не в силе Бог, но в правде!
(слайд 23) Сохранилось сказание, что перед битвой князь Дмитрий отдал свой плащ, коня Михаилу Бреноку, который занял место в центре Большого полка вместо него под стягом Великого князя. Дмитрий же стал в ряды обычным воином (но с оружием князя - палицей) и мог быстро перемещаться по полю боя. Растворившись среди войска, великий князь приобретал «бессмертие»: последний сражающий ратник мог оказаться князем. Ордынцы старались прежде всего вывести из строя русских князей, а ведь гибель предводителя войска могла подорвать боевой дух воинов и привести к поражению. В случае убийства Михаила Бренка среди русских воинов не возникло бы паники, они знали, что великий князь среди них, в боевом строю. Вот такой план был… (историки придерживаются разного мнения о причинах этого поступка). Вот так художники изображают этот момент, интересен психологический настрой воинов перед битвой. (рассмотреть композиции на слайде 21,22,23.)
Блок 4
(слайд 24) Битва началась на рассвете поединком между татарским богатырём Челубеем и русским воином-иноком Пересветом, в котором оба воина пали бездыханными (слайд 24, раскрыть значимость поступка Пересвета.) И тогда ордынская конница обрушилась на «передовой полк» и уничтожила его,
(слайд 25) потом врубилась в «большой полк» и пробилась к черному княжескому знамени. Бренок погиб, стойко сражаясь с врагом. Боярин, воин Михаил Бренок - настоящий герой, принял на себя эту жертву и героически «положил голову за отечество и други своя». Его подвиг достоин памяти и уважения. «Большой полк» устоял.
(слайд 26) В это время воеводы засадного полка и князь Владимир Серпуховской еле сдерживали своих воинов.
(слайд 27) И тут полк «левой руки» дрогнул от ордынцев и попятился к реке.
(слайд 28) Вот тут в тыл ордынцам ударил «засадный полк» во главе с князем Владимиром Серпуховским и воеводой Боброком. Это было своевременное верное решение воеводы.
(слайд 29) У ордынцев возникло замешательство, они не ожидали никакого нового русского полка. Русские перешли в контрнаступление и ордынская конница обратилась в бегство, смяла копытами свою же пехоту.
(слайд 30) Мамай бросил шатер и едва спасся. Русские гнали врага, преследуя его почти 50 км. Князь Дмитрий Иванович получил ранение в бою. После сражения тело Михаила Бренока было найдено и с почестями погребено. Художники, конечно, не могли обойти в своем творчестве батальную тему (рассмотреть варианты композиционных решений слайдов 24-30).
Блок 5
(слайд 31) Битва получила широкий международный отклик. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига и первой вехой на пути к созданию централизованного русского государства.
(слайд 32) За победу на Куликовом поле князь Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской» и причислен к лику Святых. Потери противника превысили русские. Князь Дмитрий получил тяжёлое ранение в голову (впоследствии нашли его разрубленный шлем). В битве отличились русские богатыри - Михаил Бренок, Пересвет и Ослябя, князь Владимир Серпуховской (Храбрый), воевода Боброк. Народ окружил их почётом и после смерти. А имена преподобного Сергия Радонежского, Андрея Рублева в сердце каждого православного человека.
Князь Дмитрий Иванович скончался в возрасте 39 лет (1389 год), а его правнук Иван III окончательно освободил Русь от ордынского ига в 1480 году…Стояние на реке Угре.
Список литературы
- Алферова И.В. и др. Иллюстрированная история России. Смоленск: Русич, 2002. - 296 с., ил.
- Иванов Ю.Г. Оружие, воины, битвы. - Смоленск: Русич, 2013. - 272 с., ил. (История оружия).
- Лебедева О.Г. Основы композиции: Учебник. Четвертое издание. Москва. Издательство «В. Шевчук».
- Рассказы по истории России. М.: Издательство Оникс, 2008. - 240 с.,ил. - (Библиотека российского школьника).
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство»: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 1996. - 80 с.: цв. ил.
- Дмитрий Донской: биография великого князя [Электронный ресурс] // Исторический документ [ сайт ]. URL http://history-doc.ru/dmitrij-donskoj-biografiya/ (Дата обращения 19 июня 2022).
- Зайцев Б. Житие Сергия Радонежского [Электронный ресурс ] // Правмир [сайт]. URL https://www.pravmir.ru/zhitie-sergiya-radonezhskogo-v-pereskaze-borisa-zajceva/ (Дата обращения 15 июня 2022).