|
|
9
|
|
|
|
|
|
урок открытия нового знания
|
|
|
Личностные:
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- осознание способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
|
Метапредметные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
Универсальные учебные действия:
-
Регулятивные: уметь принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять степень успешности работы. Высказывать предположение на основе наблюдений, формулировать проблему урока, искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
-
Познавательные: выделять главное, преобразовывать информацию, делать аргументированные выводы.
-
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
Предметные: использование разных видов переработки текстов в зависимости от задач; составление определённых видов текстов на основе данного
|
|
Краткое описание
Урок изучения видов преобразования текстов на основе ранее изученного материала, содержит задания по формированию функциональной грамотности обучающихся, будет полезен для работы по развитию речи, в том числе для подготовки к ОГЭ. Применяются индивидуальные задания, опорные таблицы.
|
|
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
|
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
|
|
Проблемный вопрос: Перерабатывание (переработка) как процесс эффективен в каком случае?
Возможные ответы:
- для улучшения содержания; для изменения формы; для обновления (примеры могут быть взяты и из жизненного опыта обучающихся - из разных сфер деятельности)
- НЕОБХОДИМО подвести к мысли, что переработка текста - это процесс, который требует особых, эффективных действий в зависимости от поставленных задач.
- В каком случае нам бывает необходимо переработать исходный текст в учебной деятельности?
Возможные ответы:
- для написания изложения;
- для создания собственного текста по литературному произведению или его фрагменту;
- для создания конспекта и др.
|
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
|
|
Повторение видов текстов (таблица)
Сообщение обучающегося об основных способах переработки текста:
-
Логическая схема в виде кратких формулировок - план.
-
Основные положения текста, в которых сформулированы главные мысли автора - тезисы.
-
Дословная запись части текста - выписка.
-
Краткое изложение какой-либо идеи или основной мысли лекции, доклада - конспект.
-
Документ, получаемый в результате переработки - (вторичный) - какие это могут быть тексты?
Подводим к тому, что вторичный текст - это новый текст. Всё по пунктам 1-4 выполняли!
|
|
Этап 1.3. Целеполагание
|
|
Формулирование цели совместно с детьми: практическая цель - создание одного вида текста на основе переработки
|
|
БЛОК 2. Освоение нового материала
|
|
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
|
|
Чтение опорного текста (притчи). Работа с учебным материалом: прочитать текст, определить признаки текста (тип речи, стиль, языковые особенности)
Однажды к маме пришли ее дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом - кого она любит больше все на свете?…
Мать, молча, взяла свечу, зажгла ее и начала говорить. - Вот свеча - это я! Ее огонь - моя любовь! Затем она взяла еще одну свечу и зажгла ее от своей. - Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь, моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…
И так она зажгла столько же свечей - сколько у нее было деток… и огонь ее свечи оставался таким же большим и теплым…
(Умение выделять главное, преобразовывать информацию. Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать.
|
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
|
- Рассуждение на лингвистическую тему (выводы по тексту с обоснованием) - об особенностях притчи как жанра
- Самопроверка (информация на слайде), дополнение
|
|
БЛОК 3. Применение изученного материала
|
|
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
|
|
Используя таблицу «Виды переработки текста» (слайд), определение тех видов переработки, которые возможны, с обязательным обоснованием того, для чего и в какой речевой ситуации может потребоваться переработанный текст - практическая работа в парах.
(Применять знания на примерах, определять признаки текстов, конструировать высказывание, обобщать знания о видах переработки текста, о целесообразности использования в конкретной речевой ситуации)
|
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
|
|
Литература - признаки жанра притчи, художественных средства изобразительности (Умение видеть слово и словосочетание в художественном произведении как грамматическую единицу)
|
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
|
|
Задание 13.3 на ОГЭ по русскому языку - это написание сочинения по определению понятия. Содержание текста притчи можно использовать в рассуждении о материнской любви, применив её как пример из жизненного (читательского) опыта.
(Умение соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы)
|
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
|
|
1. Закончить предложения (на этапе 2.2)
- Основное событие притчи - это… (спор детей о том, к кому из них любовь матери больше)
- Мать не ответила детям, вместо этого …. (она зажгла свечу и сравнила себя с огнём)
- Мать зажгла не одну свечу, потому что… (сколько детей, столько и свеч)
2. Даётся анализ содержания текста, где показывается внимательность чтения
(Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы)
|
|
Этап 3.5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
|
1. Сообщения групп (пар) о результатах практического исследования
(возможные виды переработки данного текста: пересказ, сочинение-отзыв, сжатое изложение, тезисы (цитирование), сочинение-эссе по содержанию)
(Умение определять связи текстов, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения)
|
|
Этап 3.6. Самостоятельная работа с включением в систему знаний и повторения
|
- Написание эссе по притче в публицистическом стиле.
- Подбор пословиц по теме притчи, соотнесение текстов, имеющих нравоучительный характер - написание сочинения в научно-публицистическом стиле.
|
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
|
|
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
|
- Самопроверка по таблице (признаки стилей, признаки жанров)
- Зачитывание желающими своих работ
|
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
|
Этап 5.1. Рефлексия
|
|
1. Вопросы:
- Что нового узнали?
- Какие задачи решили? Что нам в этом помогло?
- Какие проблемы выявились? Как их предлагаете решать?
2. Самооценивание для рефлексии:
- Оцените уровень своей работы на уроке, обоснуйте (самостоятельно) по трём параметрам. Поставьте плюс, минус или галочку:
-
есть результат работы с теоретическими сведениями
-
имеется выполненное письменное задание
-
отвечал(а) устно
|
|
Этап 5.2. Домашнее задание
|
|
Задание на выбор:
- Написать сочинение-отзыв на притчу.
- Сочинение на основе литературного текста, соотносимого по содержанию с притчей «Материнская любовь»
|