Текст как единица речи. Виды преобразования текстов. Технологическая карта урока. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: работа с текстом


Класс

9

Уровень изучения:

базовый

Тип урока:

урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • осознание способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: уметь принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять степень успешности работы. Высказывать предположение на основе наблюдений, формулировать проблему урока, искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  • Познавательные: выделять главное, преобразовывать информацию, делать аргументированные выводы.
  • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметные: использование разных видов переработки текстов в зависимости от задач; составление определённых видов текстов на основе данного

Краткое описание
Урок изучения видов преобразования текстов на основе ранее изученного материала, содержит задания по формированию функциональной грамотности обучающихся, будет полезен для работы по развитию речи, в том числе для подготовки к ОГЭ. Применяются индивидуальные задания, опорные таблицы.

ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Проблемный вопрос: Перерабатывание (переработка) как процесс эффективен в каком случае?

Возможные ответы:

  • для улучшения содержания; для изменения формы; для обновления (примеры могут быть взяты и из жизненного опыта обучающихся - из разных сфер деятельности)
  • НЕОБХОДИМО подвести к мысли, что переработка текста - это процесс, который требует особых, эффективных действий в зависимости от поставленных задач.
  • В каком случае нам бывает необходимо переработать исходный текст в учебной деятельности?

Возможные ответы:

  • для написания изложения;
  • для создания собственного текста по литературному произведению или его фрагменту;
  • для создания конспекта и др.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Повторение видов текстов (таблица)
Сообщение обучающегося об основных способах переработки текста:

  • Логическая схема в виде кратких формулировок - план.
  • Основные положения текста, в которых сформулированы главные мысли автора - тезисы.
  • Дословная запись части текста - выписка.
  • Краткое изложение какой-либо идеи или основной мысли лекции, доклада - конспект.
  • Документ, получаемый в результате переработки - (вторичный) - какие это могут быть тексты?

Подводим к тому, что вторичный текст - это новый текст. Всё по пунктам 1-4 выполняли!

Этап 1.3. Целеполагание

Формулирование цели совместно с детьми: практическая цель - создание одного вида текста на основе переработки

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Чтение опорного текста (притчи). Работа с учебным материалом: прочитать текст, определить признаки текста (тип речи, стиль, языковые особенности)

Однажды к маме пришли ее дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом - кого она любит больше все на свете?…
Мать, молча, взяла свечу, зажгла ее и начала говорить. - Вот свеча - это я! Ее огонь - моя любовь! Затем она взяла еще одну свечу и зажгла ее от своей. - Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь, моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…
И так она зажгла столько же свечей - сколько у нее было деток… и огонь ее свечи оставался таким же большим и теплым…
(Умение выделять главное, преобразовывать информацию. Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

  1. Рассуждение на лингвистическую тему (выводы по тексту с обоснованием) - об особенностях притчи как жанра
  2. Самопроверка (информация на слайде), дополнение

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Используя таблицу «Виды переработки текста» (слайд), определение тех видов переработки, которые возможны, с обязательным обоснованием того, для чего и в какой речевой ситуации может потребоваться переработанный текст - практическая работа в парах.
(Применять знания на примерах, определять признаки текстов, конструировать высказывание, обобщать знания о видах переработки текста, о целесообразности использования в конкретной речевой ситуации)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Литература - признаки жанра притчи, художественных средства изобразительности (Умение видеть слово и словосочетание в художественном произведении как грамматическую единицу)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Задание 13.3 на ОГЭ по русскому языку - это написание сочинения по определению понятия. Содержание текста притчи можно использовать в рассуждении о материнской любви, применив её как пример из жизненного (читательского) опыта.
(Умение соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

1. Закончить предложения (на этапе 2.2)

  • Основное событие притчи - это… (спор детей о том, к кому из них любовь матери больше)
  • Мать не ответила детям, вместо этого …. (она зажгла свечу и сравнила себя с огнём)
  • Мать зажгла не одну свечу, потому что… (сколько детей, столько и свеч)

2. Даётся анализ содержания текста, где показывается внимательность чтения

(Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы)

Этап 3.5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Сообщения групп (пар) о результатах практического исследования

(возможные виды переработки данного текста: пересказ, сочинение-отзыв, сжатое изложение, тезисы (цитирование), сочинение-эссе по содержанию)
(Умение определять связи текстов, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения)

Этап 3.6. Самостоятельная работа с включением в систему знаний и повторения

  1. Написание эссе по притче в публицистическом стиле.
  2. Подбор пословиц по теме притчи, соотнесение текстов, имеющих нравоучительный характер - написание сочинения в научно-публицистическом стиле.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

  1. Самопроверка по таблице (признаки стилей, признаки жанров)
  2. Зачитывание желающими своих работ

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

1. Вопросы:

- Что нового узнали?
- Какие задачи решили? Что нам в этом помогло?
- Какие проблемы выявились? Как их предлагаете решать?

2. Самооценивание для рефлексии:

- Оцените уровень своей работы на уроке, обоснуйте (самостоятельно) по трём параметрам. Поставьте плюс, минус или галочку:

  • есть результат работы с теоретическими сведениями
  • имеется выполненное письменное задание
  • отвечал(а) устно

Этап 5.2. Домашнее задание

Задание на выбор:

  • Написать сочинение-отзыв на притчу.
  • Сочинение на основе литературного текста, соотносимого по содержанию с притчей «Материнская любовь»