Проектирование курса внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Согласно требованиям к метапредметным результатам ФГОС НОО у обучающегося должен сформироваться опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития; освоенные знания и учебные действия направлены на формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской деятельности.

В результате освоения содержания начального общего образования обучающиеся должны получить возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, таких как познавательные, информационно-коммуникативные и рефлексивные.

Задания курса построены на межпредметном материале и содержат разные аспекты функциональной грамотности: читательскую, естественнонаучную, математическую и финансовую.

Примеры заданий по формированию читательской грамотности

Прочитай текст.

Самое лучшее в мире - смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца - ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой -точно говорят мягким теням ночи:

- Не бойтесь- это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:
- Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

- Добрый день! - говорит солнце, поднимаясь над морем.- Добрый день, красавицы! Но довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Выполните задания.

1.Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте).

2.Объясните смысл выражений:

  • «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой» -
  • «волны моря кланяются солнцу» -

3.Выпишите из текста два сравнения.

4. Выпишите из текста олицетворения (не меньше трёх)

5.К кому обращаются вершины гор?

6.Кого приветствуют волны моря?

7.Почему солнце просит волны успокоиться?

8.Где прячется ночная тьма?

9.Кого волны называют «владыкой мира»?

10.Что делали волны моря ночью?

11.Что такое «шлейф»?

12.Выпишите определение, поясняющее слово «солнце»

13.Выпишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

Изучи сведения о выходных сведениях, обложку и форзацы книги, которую ты выбрал и ответь на вопросы.

Выходны́е све́дения - сведения о печатном издании. Выходные сведения располагаются на титульном листе, обороте титульного листа, последней странице. Выходные сведения облегчают расстановку и поиск книг в библиотеках, книжных магазинах. В издании может быть помещена аннотация.

Выходными сведениями являются: надзаголовочные данные, имя автора (соавторов), заглавие издания, подзаголовочные данные, выходные данные, сведения об издании, с которого сделан перевод или перепечатка, классификационные индексы (УДК и ББК), авторский знак, международный стандартный книжный номер (ISBN), знак охраны авторского права, надвыпускные данные, выпускные данные.

Выходные данные - один из основных элементов выходных сведений печатного издания, информация о выходе книги.

Выходными данными книжного издания являются: место выпуска издания, имя издателя, год выпуска издания

1.Кто автор книги?

2.Где можно найти информацию о содержании книги?

3.Каким тиражом вышла книга?

4.В каком издательстве напечатана книга?

5.Сколько в книге страниц?

6.Какой в книге переплёт?

7.Обязательно ли указывать в выходных данных год выпуска издания?

8.Что такое выходные сведения?

9.Что такое выходные данные?

10.Зачем нужны выходные сведения?

11.В каждой книге должна быть аннотация?

12.Где могут располагаться выходные сведения?

13.Что такое ISBN?

Пример задания по формированию математической грамотности

Рассмотри таблицу и выполни задания.

1.Сколько видов круп представлено в таблице?

2.Какая крупа содержит больше белка?

3.Какая крупа содержит меньше углеводов?

4.Какая крупа содержит больше жиров?

5.В какой крупе наибольшее количество витамина РР?

6.Кате рекомендовано есть крупы с высоким содержанием белка, но она не любит гречневую крупу и пшено. Кашу из какой крупы ей можно предложить?

7.Косте рекомендовано снизить потребление углеводов. Что ему лучше выбрать: овсяную кашу или кукурузную?

8.Какая крупа из данных получена не из злакового растения?

9.Порция рисовой каша в столовой имеет массу 200 г. Сколько граммов белков и жиров можно получить, съев такую порцию?

10. Суточная норма белка для ребёнка 7-11 лет 3 г на 1 кг веса. Рассчитай свою норму потребления белка.

11.Достаточно ли будет тебе порции овсяной каши массой 200 г, чтобы обеспечить эту норму?

Пример задания по формированию финансовой грамотности

Прочитай информацию, изучи данные в таблице и выполни задания.

Как правильно выбрать флешку USB?

Основные критерии, которые необходимо учитывать при покупке флешек:

Объем памяти. Чем больше памяти, тем больше данных получится хранить на флешке без необходимости перезаписи.

Скорость чтения и записи. Этот параметр показывает скорость копирования данных с флешки и на флешку соответственно. Максимальная скорость напрямую зависит от интерфейса флешки.

Материал корпуса и защита. В продаже есть флешки с металлическими и пластиковыми корпусами. Лучшим вариантом защиты «рабочей части» считается наличие колпачка. Флешки со слайдерами и поворотными механизмами характеризуются меньшей надежностью.

Габариты и дизайн. В настоящее время можно купить флешки разных размеров и форм, потому к выбору дизайна изделий стоит подходить с учетом личных предпочтений.

1. 2.
Классическая флешка с защитным колпачком. Поставляется в черном и белом цвете, имеет отверстие для крепления на шнурке, имеет размеры 19х60х9 мм. Емкость флешки варьируется в пределах 4-32 Гб. Интерфейс USB 2.0 и скорость чтения/записи до 22/10 МБ/с. Можно купить в трех вариациях - на 4, 8, 16 и 32 гб. Цена от 500 рублей. Компактная флешка (ее размеры составляют 18х13х7 мм) с корпусом черного цвета и отверстием для крепления на шнурке. Интерфейс подключения USB 2.0 и скорость считывания/записи 8/5 МБ/с. Имеет встроенную опцию защиты паролем. Продается флешка в трех вариациях - на 16, 32 и 64 Гб. Цена от 465 рублей

Сегодня ты продавец. Дай совет покупателям.

У Олега 500 рублей. Какую флешку он может купить?

Маша хочет, чтобы флешка служила долго. Что выбрать?

Грише нужно хранить файлы больших объемов. Что выбрать?

Света хочет прикрепить к флешке шнурок, она любит вещи белого цвета. Что выбрать?

У Жени есть коробочка в форме куба для хранения флешки. Его габариты 20х20х20. Что выбрать?

Родители хотят купить ученикам класса в подарок флешки. В какую наименьшую сумму обойдется покупка, если в классе 30 учеников?

Стасик опасается, что брат воспользуется его флешкой. Что выбрать Стасу?

Вася очень нетерпелив и не любит ждать, он хочет копировать информацию быстро. Что выбрать?

Если бы ты выбирал(а) флешку себе, то какую бы выбрал и почему?

Пример задания по формированию естественнонаучной грамотности

Прочитай текст и выполни задания.

Муравьи

Самые заметные в лесу «дома» строят рыжие муравьи. Муравейники у них высокие, настоящие города с «улицами», «переулочками», «залами». Там муравьи хранят свои запасы. Маленькие охотники уходят от муравейника на 250-300 метров, забираются на деревья и тащат в дом все, что попадается вкусного. Однажды натуралисты подсчитали: за один день рыжие муравьи притащили в муравейник 4500 гусениц соснового пильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой листовертки. Вот от скольких вредителей освободили лес за один день неутомимые труженики. Всего за лето обитатели только одного муравейника уничтожат до пяти миллионов вредных насекомых. Именно вредных, потому что полезных они - такие умницы! - не трогают.

А еще есть у муравьев «дойные коровы». Это крошечные тли, сидящие на молодых листиках и сосущие лиственный сок. Муравьи щекочут усиками спинку или брюшко тли, и она выделяет сладкую капельку, которую муравьи забирают с свой зобик и несут в муравейник. Часть этого «стада» тлей живет прямо в муравейнике под охраной хозяев. Это живой запас сладкого «молочка».

В лесу встречаются не только рыжие муравьи, но и черные садовые. Хоть они и «садовые», но живут всюду. Особенно много их гнезд в полусгнившей древесине. А вот желтые садовые, бурые и краснощекие муравьи живут в земле. В березовых и дубовых лесах живут муравьи-древоточцы. Свои гнезда они устраивают в дуплах деревьев.

(Журнал Детская энциклопедия «Кто живет в лесу» №9, 2012 г).

1. Как называется «дом» муравья?

2. Выпишите из текста предложение, в котором дается описание муравейника.

3. С кем сравнивает муравьев автор?

4. Что считают муравьи вкусным?

5. Как ты понимаешь слово натуралисты?

6. Почему автор называет муравьев умницами?

7. Почему тлей называют «дойными коровами»?

8. Как ты думаешь, тля - это полезное насекомое или вредное? Подтверди свой ответ словами из текста.

9. Найдите в тексте такое слово, которое указывает на размер этого насекомого

10. Выпиши, какие виды муравьев, встречаются в тексте.

11. Почему муравья назвали древоточцем? Выпиши предложение из текста.

12. Как ты думаешь, на каком дереве обитают куколки листовертки?

13. Прочитай слова, характеризующие людей, и подчеркни слова, которые точно характеризуют муравьев: добрый, трудолюбивый, внимательный отзывчивый, ленивый, грубый, хозяйственный.

14. Найди в тексте и выпиши предложение, в котором описана добыча муравьев за один день.

15. Посчитай, сколько всего гусениц притащили муравьи за этот день.

16. На сколько больше гусениц, чем куколок притащили муравьи за день?

17. Какая единица измерения встретилась в тексте?

18. Что нового ты узнал о муравьях из данного текста? Напиши.

Работа с разными источниками информации

1. Рассмотри билет.

2. Ответь на вопросы.

1.В семье Ковалёвых 4 человека: мама, папа, дочь Ольга 17 лет и сын Иван 7 лет. Сколько человек смогут сходить на спектакль?

2.Сколько нужно будет заплатить за билеты?

3.Папа очень любит фотографировать. Сможет ли он это делать на спектакле?

4.Семья хочет поехать на спектакль на такси. Какой адрес надо ввести в приложение?

5.Приятель Ольги тоже пойдет на спектакль. Он купил билет на 8 ряд. Смогут ли они сидеть рядом?

6.Обычно папа заканчивает работу в 20.00. Нужно ли ему будет отпрашиваться с работы, чтобы успеть в театр?

7.Мама зимой всегда переобувается в театре. Надо ли ей взять сменную обувь?

8.В каком городе живёт семья Ковалевых?