Воспитательное значение подвижной игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, воспитанию морально-волевых качеств, развитию чувства коллективизма.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.
Игры для детей - важное средство самовыражения, проба сил. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Многие подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, бросание и ловлю - и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества.
Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое - то задание, трудовой процесс - в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником педагога.
Хочу предложить вам, коллеги, подвижные игры, которые придумала сама и дополнила речевками, диалогами.
Авторские игры
1. «Ай, качи - качи - качи…»
(игра для младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании текста и действий, развивать речевую активность, слаженность коллективных действий.
Место игры. Групповая комната, зал, площадка.
Подготовка к игре. Игроки становятся в круг, считалкой выбирают водящего. Водящий находится в середине круга.
«Ай, качи-качи-качи,
Мы купили калачи,
Булки и ватрушки
Ля моей подружки.
Чай-чай, не скучай.
Кто подружка, отвечай?»
Описание игры.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают слова, раскачивая руками. После слов, водящий подходит к любому ребёнку, кланяется, выводит в цент круга и танцует с ним, а все дети хлопают в ладоши.
2. «Толстая Матрёшечка»
(игра для младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: Развивать фонематический слух, умение действовать по словесному сигналу, зрительную, память, интерес к народным играм.
Место. Зал, площадка, групповая комната, деревянная ложка.
Подготовка к игре. Игроки становятся в круг, выбирают считалкой водящего - «Матрешечку».
«Толстая Матрёшечка
Держит свою ложечку,
Она ложку уронила,
Малых деточек учила-
1 Вариант окончания.
Раз, два - не зевай
за Матрешкой повторяй!»
2 Вариант окончания
«Ты Матрешка угадай
Кто позвал тебя - узнай?»
Описание игры. Дети идут по кругу, водящий в центре круга держит ложку, потом роняет ее на пол. Показывает движение, а дети за ней повторяют (1 вариант). Закрывает глаза и угадывает голос того, кто его позвал. (2 вариант)
3. «Кот Василий»
(для старшего дошкольного возраста)
Цель: Развивать ловкость, умение действовать по словесному сигналу, отрабатывать с детьми вопросительную информацию.
Место. Зал, площадка, групповая комната.
Подготовка к игре. Выбирается водящий - «кот», он размещается с одной стороны площадки, играющие размещаются с другой стороны площадки.
«-Кот Василий, где ты был? (спрашивают все дети)
-Я мышей ловить ходил. (отвечает кот).
-Почему же ты в сметане? (спрашивают все дети)
-Потому, что был в чулане. (отвечает кот).
-А где же сало? (спрашивают все дети).
-Какое сало, которое на полке лежало? Оно упало и пропало. Мяу!»
Описание игры. Во время диалога игроки медленно подходят к водящему. После слова «мяу» водящий ловит детей. (для того чтобы освободить детей, которых осалил «кот», игроки решают веселые задачки)
4. «Сапожник»
(игра для среднего и старшего дошкольного возраста)
Место. Площадка, зал, групповая комната.
Подготовка к игре. Игроки становятся в круг, выбирают считалкой водящего.
Цель: Развивать у детей ловкость, умение действовать по словесному сигналу, диалогическую речь, упражнять в правильном произношении звука «с», отрабатывать с детьми вопросительную интонацию.
«-Ребята, был сапожник?
-Был.
-Шил сапожки?
-Шил.
-Для кого сапожки?
-Для соседской кошки, будет их обувать, будет нас догонять».
Описание игры. После диалога водящий ловит детей, кого первого осалит, тот становится водящим.
5. «Уточка - Марфуточка»
(игра для среднего и старшего дошкольного возраста)
Подготовка к игре. Выбирается водящий - «уточка», он стоит с одной стороны площадки, играющие размещаются с другой стороны площадки. Дети, стоя в шеренге, идут к водящему.
Место. Групповая комната, зал, площадка.
Цель: Развивать быстроту реакции, диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу
«-Уточка-Марфуточка, где была» (спрашивают дети)
- На речке (ответ водящего)
-Уточка- Марфуточка, что делала? (спрашивают дети)
- Плавала. (ответ водящего)
-Уточка-Марфуточка, пойдём домой? (спрашивают дети)
- Не хочу, сама прилечу (ответ водящего)
-А мы тебя в сети возьмём и домой приведём (крайние дети в шеренге соединяют руки, образовывая круг)
- Ты с нами подружись и в кругу покружись. («уточка» танцует, игроки хлопают)
6. «Зайка»
(игра для старшего дошкольного возраста)
Место. Площадка.
Цель: Упражнять детей в умении действовать по словесному сигналу, развивать ловкость, быстроту реакции.
Подготовка к игре. Игроки становятся в круг, считалкой выбирают водящего - «зайку». Водящий находится в середине круга, игроки идут по кругу.
«Зайка серый и косой,
Ходит по лесу босой.
Босиком ты не ходи,
Ну-ка зайчик , погоди,
1-2-3-нас лови,
Выше ножки от земли.»
Описание игры. Водящий стоит в кругу, дети идут по кругу, проговаривая слова, после последних слов водящий догоняет детей. Кого первого осалит, тот становится ведущим).
7. «Заинька»
(игра для среднего дошкольного возраста).
Место. Зал, групповая комната, площадка.
Цель: Развивать речевую и двигательную активность, умение согласовывать слова с игровыми действиями, навыки счета до пяти.
Подготовка к игре. Игроки становятся в круг, считалкой выбирают водящего - «заиньку». Водящий находится в середине круга, игроки идут по кругу.
«1-2-3-4-5 - негде заиньке скакать
Всюду ходит волк,
Он зубами щёлк,
А мы прячемся в кусты, прячься заинька и ты».
Описание игры. Дети идут по кругу, проговаривая слова, и приседают после последних слов вместе с «заинькой». Воспитатель (волк) пытается осалить кого-то из детей. Кого осалили - становится «заинькой».
8. «Карлсон»
(игра для старшего дошкольного возраста).
Место. Зал, групповая комната, площадка.
Цель: Развивать умение действовать по словесному сигналу, развивать ловкость, быстроту реакции.
Подготовка к игре. Игроки становятся в круг, считалкой выбирают водящего - «Карлсона».
Водящий находится в середине круга, игроки идут по кругу.
«-Карлсон, на чём стоишь? (спрашивают дети)
-На камне (отвечает водящего)
-Что продаёшь? (спрашивают дети)
-Ананас (отвечает водящего)
-Что пьёшь? (спрашивают дети)
-Квас (отвечает водящего)
-Продавай ананас, пей квас, лови нас! (говорят дети)
Или
-Карлсон, на чём стоишь? (спрашивают дети)
-На горе (отвечает водящий)
-Что продаёшь? (спрашивают дети)
-Крем-брюле (отвечает водящий)
-Стой на горе, продавай крем-брюле, пей квас и лови нас! (Говорят дети)
Описание игры. Водящий после последних слов ловит детей. Кого поймал первого - тот становится водящим.