Предмет Окружающий мир.
УМК: Школа России.
Класс: 3.
Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, 3 класс, ч.1, стр.36.
Тема: Тела, вещества, частицы.
Цель: сформировать у младших школьников представление о понятиях «тело», «вещество», «частицы» как о частях природы.
Задачи:
- актуализировать знания по теме природа и рукотворный мир;
- открыть понятия «тело», «вещество», «частицы» и их классификации;
- включить понятия «тело», «вещество», «частицы» в систему знаний об окружающем мире.
Планируемые предметные результаты:
- учащиеся знают, что такое тела, вещества, частицы;
- учащиеся умеют приводить примеры к понятиям «тело» и «вещество»;
- учащиеся умеют классифицировать тела;
- учащиеся умеют классифицировать вещества;
- учащиеся умеют моделировать состояние частиц в веществах.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, учебник, смайлики для самооценки.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель проверяет готовность к уроку, делит класс на 3 группы.
2. Мотивация к учебной деятельности
- На каком предмете изучается то, что изображено на картинке? (На предмете окружающий мир)
- На основе изображения подумайте и ответьте на вопрос: как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке? (Мир, окружающий нас мир)
3. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуального затруднения
- Что такое «окружающая среда»? (Окружающая среда - все, что окружает живое существо и с чем оно связано)
- Вспомните, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (Природа и рукотворный мир)
- Что такое природа? (Природа - это все, что нас окружает, но не создано человеком)
- Что такое рукотворный мир? (Рукотворный мир - это то, что создано людьми)
- Приведите примеры рукотворного мира (Автомобиль, дом и т.д.)
- Какая природа бывает? (Живая и неживая)
- Назовите признаки живой и неживой природы. (Живая: рождается, дышит, растет, развивается, питается, размножается, умирает, неживая не обладает этими признаками)
- Назовите объекты живой природы (Растения, грибы, животные, человек)
- Назовите объекты неживой природы (Солнце, воздух, звезды, вода, камни)
4. Пробное учебное действие
- Оглянитесь вокруг себя. Что вы видите в классе? (Парта, учитель, учебник и т.д.)
*На слайде крупно написаны два слова: предмет, тело*
- Посмотрите на слайд, как одним словом назвать то, что вы перечислили? (Предметы)
- Каждый ученый скажет вам, что второе написанное на доске слово - «тело» также подходит.
5. Выявление места и причины затруднения
- Поднимите руку те, кто сможет объяснить почему.
- Поднимите руку те, у кого возникли затруднения.
- Почему не получилось выполнить задание? (Не знаем, т.к. считаем, что тело - оболочка живого существа, например, животного или человека)
6. Построение проекта выхода из затруднения
- Назовите тему и цель нашего урока? (Тема: Тело. Цель - узнать все о понятии «тело»)
- Задачи нашего урока перепутались, в каком порядке следует изучать нашу тему?
Узнать:
- какие бывают тела?
- из чего состоят тела?
- что такое тело?
- Сверьте с эталоном.
Эталон
Узнать:
- что такое тело?
- какие бывают тела?
- из чего состоят тела?
7. Реализация построенного проекта
- Начнем с решения первой задачи нашего плана работы. Как уже говорилось ранее, все предметы, которые вы перечислили из класса, называются телами. Даю вам подсказку: каждый из вас тоже тело. Попробуйте сформулировать в группах определение понятия «тело». Для начала вспомним правила работы в группе.
- Какое определение получилось у 1 группы? 2? 3?
- Определение какой группы вы считаете самым верным? Запомним его.
*Учитель фиксирует полученное определение на доске*
- На основе уже имеющегося у вас опыта, разделите следующие тела на две группы:
Слова: Карандаш, дерево, луна, птица, телефон, шкаф, корова.
- Сверьте с эталоном.
Эталон.
карандаш |
дерево |
телефон |
луна |
шкаф |
птица |
корова |
- По какому признаку вы их разделили? Как назовем каждую группу? (тела, которые созданы человеком и тела, которые созданы не человеком)
*Учитель фиксирует примерную схему, в которой названия групп даны учащимися*
Например:
- Откройте учебник на странице 36. Прочитайте. Скажите, в чем были правы? В чем ошибались?
- Назовите примеры естественных тел. Искусственных.
- Прочитайте текст на стр.37 и заполните в группе таблицу «Вещества».
Таблица «Вещества»
Вид вещества |
Из чего состоит |
Пример |
- Проверим вместе. Что получилось в 1 ряду у 1 группы? Во 2 ряду у 2 группы и т.д.
- Сверим с эталоном.
Эталон.
Таблица «Вещества»
Вид вещества |
Из чего состоит |
Пример |
Твердые |
Из твердых веществ |
Сахар, алюминий |
Жидкие |
Из жидких веществ (жидкости) |
Вода |
Газообразные |
Из газообразных веществ (газов) |
Воздух |
- Посмотрите внимательно на картинки внизу страницы. Какие предметы изображены? (Алюминиевая кастрюля, вода, воздушный шарик)
- Какие это вещества по классификации? (Алюминиевая кастрюля - твердое вещество, вода - жидкое, воздушный шарик, а точнее, газ внутри него - газообразное вещество)
- Как вы думаете, что изображено выше этих предметов? (Возможно, кто-то догадается, что это частицы)
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос для начала проделаем опыт. У меня на столе прозрачный стакан, кусочек сахара и чайная ложечка. Скажите, сахар горький или сладкий на вкус? (Сладкий)
- Отлично. А теперь, смотрите внимательно, я кладу в стакан кусочек сахара и размешиваю. Сначала сахар хорошо видно, но постепенно он становится невидимым. Как вы думаете, какая на вкус стала полученная жидкость? (Сладкая)
- Куда же делся сахар, неужели он испарился? (Нет. Он растворился в воде и сделал воду в стакане сладкой)
- Проверьте свои предположения на стр.38 учебника.
- На какие части распался сахар в воде? (Частицы)
- Верно. Частицы можно также показать с помощью схем. Именно такие схемы вы увидели на стр.37. Посмотрите на схемы внимательно. Что вы можете сказать о расположении частиц в каждом веществе? (В твердых веществах частицы располагаются очень близко друг к другу, в жидких более разрозненно, а в газах находятся на больших расстояниях друг от друга)
- Проверьте свои предположения на стр.38.
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (Ходьба)
Руки поднимать, (Руки вверх)
Приседать и вставать, (5 приседаний)
Прыгать и скакать! (10 прыжков на носочках)
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Откройте учебник на стр. 39. Выполните первые два задания в группах.
- Что получилось в 1 задании у 2 группы? У всех так? (Верный ответ: оба утверждения верны)
- Какие тела получились у 1 группы во 2 задании? Все согласны? (Правильный ответ. Тела: подкова, стакан, кирпич, арбуз, камень)
- Вопрос для всех: что такое тело? (Тело - любой предмет, любое живое существо)
- Какие из этих тел естественные, тела природы? (арбуз, камень)
- Какие из этих тел искусственные? (подкова, стакан, кирпич)
- Какие вещества получились у 3 группы? У всех получилось также? (Вещества: железо, сахар, соль, крахмал)
- Есть ли среди этих веществ пример газообразного вещества? (Нет)
- Приведите пример сами (Воздух).
*Для выполнения 3 задания учитель раздает каждой группе пластилин и картон, на котором изображены 3 стакана с водой*
- Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде. Частицы сахара мы будем делать из пластилина, катая вот такие небольшие шарики. Попробуйте.
*Учитель демонстрирует, ученики повторяют*
- Прекрасно. Приступайте к заданию и выберите того, кто будет показывать вашу совместную работу и объяснять.
*Организуется показ и объяснение работ учащимися*
- Поблагодарите каждую группу аплодисментами, все хорошо постарались. Чья работа и объяснение вам больше понравились? Почему?
*Учитель раздает каждой группе новый чистый картон*
- Выполните последнее групповое задание. Не забудьте выбрать нового выступающего. 1 группа изобразит с помощью модели расположение частиц в твердом состоянии. 2 группа в жидком. 3 группа в газообразном.
- Представитель 1,2,3 группы, покажи ваш результат работы. Объясни, почему частицы располагаются именно так.
- Поблагодарите каждую группу аплодисментами, все хорошо постарались. Чья работа и объяснение вам больше понравились? Почему?
9. Самостоятельная работа
*Учитель раздает карточки с сам/раб*
- Решите самостоятельную работу.
10. Включение в систему знаний
- Выполните задание в группах.
Перед вами названия понятий, которые мы проходили, их нужно вырезать. Обсудите и составьте плакат со схемой из этих понятий. Не забудьте дорисовать необходимые знаки, например, помимо стрелочек это может быть знак объединения (учитель демонстрирует на доске). После чего подготовьтесь к небольшому групповому выступлению, чтобы ответить почему именно так вы расположили перечисленные понятия.
Перед тем как начать, давайте вспомним как работать с ножницами.
Окружающая среда |
Искусственные тела |
Естественные тела |
Живая природа |
Рукотворный мир |
Природа |
Тела |
Неживая природа |
Частицы |
Вещества |
- Начнем с рассказа 1 группы, 2, 3.
*Учитель организует выступления учащихся со своими плакатами*
- Какую схему вы считаете наиболее правильной? Почему?
- Я тоже составила схему из этих понятий. Согласны ли вы с ней? Почему? (Да)
11. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Каковы были цели урока? (Узнать все о понятии «Тело»)
- Какие знания открыли? (Узнали о телах и его составляющих: веществах и частицах)
- Что называют телами? Назовите пример (Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Например, бабочка, дерево и т.д.).
- Что называют веществами? Назовите пример (Тела состоят из веществ. Например, сахар, железо и т.д.).
- Из чего состоят вещества? Как это доказать? (Вещества состоят из частиц. Можно доказать с помощью опыта, который мы делали в классе)
- Что вы можете рассказать о частицах? (Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц. Частицы можно изобразить схемой. В твердых веществах частицы располагаются очень близко друг к другу, в жидких более разрозненно, а в газах находятся на больших расстояниях друг от друга)
- Оцените смайликами работу в группе. Расскажите, что вам удалось на уроке, а что не удалось.
Домашнее задание: выполните задание для домашней работы на стр.39, прочитайте информацию на стр.40 о молекулах и атомах в рубрике «Страницы для любознательных», узнайте, чем будем заниматься на следующем уроке.