Открытый урок музыки в 5-м классе.
ХПИ урока:
«Если мы дружим с музыкой с детства,
Музыка дарит нам волшебство свое».
Цель урока: Благодаря волшебству музыкальных звуков и искусству слова можно преодолеть временное пространство и перенестись в далекое прошлое.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи урока:
- На примере песен: «Старый, добрый клавесин» сл. П.Синявского, муз. Й.Гайдна познакомить ребят с песенностью, мелодичностью музыки австрийского композитора Й.Гайдна, с красотой мелодических оборотов в окончании фраз, раскрывающих галантный стиль того времени.
- На примере музыки Й.Гайдна, звучащей на уроке, раскрыть перед ребятами мысль, что музыка способна перенести человека в далекое прошлое. Это свойство музыки - преодоление человеком временного пространства - можно назвать волшебством.
- На примере рассказа Л.Закошанской, где главное действующее лицо - музыка Й.Гайдна, раскрыть мысль о том, что не только музыка, но и литература, как вид искусства обладает этим волшебством. Только у музыки главным средством является звук, а у литературы - слово.
- Обобщая материал урока вместе с ребятами поразмышлять - в чем же суть волшебной силы искусства: и музыка, и литература рождены жизнью. Именно эта связь с жизнью делает близкими и понятными искусство человеку.
Образовательные:
- создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: Что роднит их между собой?
Развивающие:
- развивать воображение через восприятие музыки и литературы.
- учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
Воспитательные:
- Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
- Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Методы:
- Художественно-педагогическая драматургия
- Наглядно-звуковые и наглядно-зрительные методы
- Беседа-размышление
- Музицирование
- Метод ролевой игры
Музыкальный материал:
- Ноты с песнями «Старый, добрый клавесин» и «Мы дружим с музыкой» на стихи П.Синявского и муз. Й.Гайдна
- Ж.Даккен «Кукушка» (видеозапись, клавесин)
- Л.Закошанская «Детская симфония» (аудиозапись)
Иллюстративный материал:
- Презентация (ноутбук)
- Музыкальные инструменты: металлофон, румбы, маракасы, свистульки, треугольник.
- Синтезатор и фортепиано.
Ход урока
Организационный момент
Добрый день, ребята! Мы сегодня совершим путешествие во времени, а поможет нам музыка!
Урок начинается с видеозаписи произведения Ж.Даккена «Кукушка» в исполнении клавесина.
У. - В начале нашего урока прозвучало произведение французского композитора XVIII века Жака Даккена «Кукушка». Музыка звучала изящно, причудливо, грациозно, но за богатым мелодическим узором все же можно было услышать главную интонацию, которая и создала образ……..? (наиграть)
Р. - Кукушки.
Оказывается, в XVIII веке тема природы, так же как и сегодня, была любима в искусстве.
Основной этап
У. - А что за необычный инструмент звучал?
Р. - Клавесин.
У. - Почему я назвала его необычным?
Р. - Внешне похож на рояль, но маленький.
- Не умеет играть громко и тихо, звук ровный.
- Внутри не молоточки бьют по струнам как у рояля, а звук извлекается щипком кусочка кожи или перышка по струне.
- Его еще называют «дедушкой рояля»
У. - Давайте мы споем песню, в которой есть такие слова: «Старый, добрый клавесин - дедушка рояля» (повторение 1 куплета и разучивание 2-го куплета. Обращаю внимание на фразировку, звуковедение. Неторопливость, степенность, галантность, реверансы, поклоны - они как бы из жизни переходят в музыку и живут в ней.)
Исполнение песни (фортепиано)
У. - А что вы чувствуете, когда слышите звучание клавесина?
Р. - Мы будто бы попадаем в прошлое.
У. - У меня, к сожалению, нет такой возможности принести на урок настоящий клавесин, ведь его теперь можно увидеть только в музее или концертном зале, где звучит старинная музыка. А вам хотелось бы услышать на уроке звучание клавесина?
Р. - Да!!!
У. - Нам сегодня поможет синтезатор, умеющий подражать звучанию клавесина.
Исполнение песни «Старый, добрый клавесин» (синтезатор - клавесин), ноты
У. - Чтобы познакомить нас с этим удивительным инструментом - клавесином поэт П.Синявский написал стихи «Старый, добрый клавесин». А кто же написал музыку к песне, помогающую нам ощутить прошлое?
Имя ему - Йозеф Гайдн. Он жил 300 лет назад. При жизни они не могли встретиться, а в песне встретились и подружились, ибо без дружбы и уважения не получилось бы такой замечательной песни. Эта музыка Й.Гайдном была написана для клавесина, ведь он превосходно играл на нем.
Йозеф Гайдн родился в деревне Рорау в Австрии. Отец Гайдна был каретником и делал разные кареты - роскошные для людей знатных и богатых, попроще для тех, кто победнее. С ранних лет Йозеф Гайдн проявлял музыкальные способности. Отец решил отправить сына в другой город к дальнему родственнику - учителю и дирижеру церковного хора. Йозеф обучался музыкальной грамоте, игре на скрипке и клавесине. В восемь лет он пишет свои первые пьесы. За долгую жизнь Й. Гайдн создал 104 симфонии. Его называют отцом симфонии. Именно он установил классический состав симфонического оркестра, который стал основой для дальнейшего развития оркестра. Он на все лады пробует, на что способен каждый инструмент оркестра и звучание всего оркестра в целом.
Й.Гайдн был не только большим музыкантом, но и веселым, жизнерадостным человеком. «Никто не в состоянии делать все: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет делать Гайдн" - говорил Моцарт. Наряду с большими серьезными произведениями, у Гайдна много шуточных симфоний: «Медведь», «Курица», «Сюрприз» и, наконец, «Детская симфония» с которой мы сегодня и познакомимся. Но знакомство будет необычным. Познакомит нас с этим произведением рассказ Л.Закошанской «Детская симфония», рассказ, который оживит картины прошлого. Мы перенесемся на 300 лет назад и побываем на премьере этой симфонии.
Слушаем аудиозапись рассказа Л.Закошанской «Детская симфония»
Л.Закошанской «Детская симфония»: ноты стр. 1, ноты стр. 2, 3
У. - Что же вы увидели и услышали?
Р. - Мы узнали, что Гайдн служил капельмейстером у князя Эстергази, и в его обязанности входило не только сочинять музыку, но и следить за внешним видом придворных музыкантов.
Р. - Мы узнали, что в исполнении этой симфонии принимали участие дети, которые играли на свистульках, трещотках, погремушках, рожках.
Р. - Мы «увидели» слушателей: чопорных, разодетых, важных гостей из столицы. Узнали о модных прическах того времени: «дама с кораблем на голове» и «дама птичником на голове».
У. - А что так возмутило слушателей?
Р. - Музыка напоминала народную.
Р. - Она была наполнена голосами природы и рождена жизнью.
Р. - Ведь именно эта музыка переносила Гайдна в детство, и он вспоминал себя маленьким мальчиком: как он играл на воображаемой скрипке, а его отец - каретник Матиас, на самодельной арфе, как весело было на деревенских праздниках.
У. - Ребята, оказывается, «Детская симфония» навеянная воспоминаниями, переносила Й.Гайдна в детство, а мы, слушая ее, перенеслись сквозь три столетия назад. Какой волшебной силой обладает музыка!!!
Рассказ Л.Закошанской помог нам не только познакомиться с композитором Йозефом Гайдном, но и «увидеть» картины жизни времени, в котором жил маэстро.
У. - А вы хотели бы принять участие в исполнении «Детской симфонии»?
Р. - Да!!!
У. - Что ж, давайте попробуем. У нас есть свистульки, металлофоны, погремушки, треугольник (учитель раздает инструменты). А Саше (учитель сам выбирает) я предлагаю исполнить роль… Й.Гайдна - капельмейстера (руководителя) нашего оркестра. Как пожелает маэстро, так и заиграют музыканты. А я на нашем «клавесине» вам помогу.
Учитель играет фрагмент «Детской симфонии» на синтезаторе, а дети импровизируют
У. - Молодцы! Очень радостно и красочно прозвучала музыка в вашем исполнении.
«Прелесть музыки в мелодии и создать мелодию крайне трудно…» - любил говорить Йозеф Гайдн. Пронизанные замечательной мелодичностью, жизнерадостностью, тонким лиризмом мелодии Гайдна не утратили своей красоты и в наше время. Может поэтому поэт П.Синявский не стал просить современного композитора написать музыку к его стихам, а нашел ее у Гайдна, а может сама музыка Гайдна вдохновила его, и он написал стихи. В итоге «родилась» песня «Мы дружим с музыкой».
Исполнение песни «Мы дружим с музыкой» (фортепиано), ноты
У. - Какое же «волшебство» дарит музыка?
Р. - Музыка может воздействовать на человека - если грустно, то развеселит, если радостно, то усилит радость и т.д.
Р. - Возможность путешествовать во времени и переноситься в прошлое.
У. - Почему «замок хрустальный»?
Р. - Музыка красивая и хрупкая как хрусталь.
Р. - Она требует бережного отношения к себе.
Р. - Искусство тонкое, затрагивающее душу человека.
У. - А почему музыка - «солнечный луч»?
Р. - Освещает, согревает, радует.
Р. - Без солнца нет жизни. Согревая землю, солнце оживляет природу, а музыка, согревая теплом человека, пробуждает его душу.
У. - После таких замечательных слов хочется вновь услышать песню, музыку к которой написал Й.Гайдн.
У. - Исполнение песни «Мы дружим с музыкой» (синтезатор - клавесин).
Заключительный этап
В этой песне есть такие слова:
«Если мы дружим с музыкой с детства…
… Музыка дарит нам волшебство свое».
А можно ли перефразировать эти строки и сказать:
«Если мы дружим с искусством с детства…
… Искусство дарит нам волшебство свое».
Р. - Да.
Под искусством мы подразумеваем и музыку, и литературу, и живопись. Они способны взаимообогащать друг друга, дарить нам свое волшебство, делиться с нами жизненным опытом, ведь и музыка, и литература рождены жизнью.
И я вам желаю, чтобы музыка была вашим верным другом по жизни, а книги открыли бы вам много разных «тайн», в том числе о музыке и музыкантах.