Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Экспериментирование


Детское экспериментирование является мощным инструментом развития для дошкольников. В процессе эксперимента ребенок улучшает свою память и активизирует мыслительные процессы. Это отличное средство для развития интеллекта детей, и родители и педагоги играют важную роль в помощи детям в этом.

Воспитателю необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию познавательного интереса и наблюдательности у детей. Для этого в детском саду есть специально оборудованные помещения, такие как детская лаборатория и уголки исследовательской деятельности. Здесь дети могут наблюдать за живой и неживой природой, изучать свойства материалов и многое другое.

Однако, успешное решение воспитательных задач невозможно без сотрудничества семьи и педагогов. Взаимопонимание между взрослыми и родителями является неотъемлемой частью этого процесса.

Дети обожают экспериментировать, потому что у них преобладает наглядно-образное мышление, и эксперименты идеально подходят для такого возраста. Они являются главным способом познания мира в дошкольном возрасте.

Существует множество различных видов экспериментов, которые можно классифицировать по разным принципам. Например, по характеру объектов, используемых в эксперименте, или по месту проведения опытов. Также, эксперименты могут быть индивидуальными, групповыми или коллективными, и их можно проводить как запланированно, так и в ответ на вопросы детей.

Однако важно помнить, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Он должен быть партнером для детей и руководить экспериментом таким образом, чтобы дети чувствовали себя самостоятельными открытывателями.

При подготовке и проведении экспериментов важно учитывать текущие дидактические задачи и интересы детей. Педагог должен объяснить цель или задачу эксперимента, дать время на обдумывание и затем провести обсуждение методики и хода эксперимента. Важно не предсказывать конечный результат заранее, чтобы дети могли почувствовать себя первооткрывателями.

Заключительным этапом эксперимента будет подведение итогов и формулирование выводов. Педагог должен задавать вопросы, которые требуют развернутых ответов, чтобы стимулировать развитие речи у детей.

При выборе темы для эксперимента важно следовать нескольким правилам. Тема должна быть интересной и увлекательной для ребенка, а также быть выполнимой и приносить пользу детям в виде новых знаний и навыков. Она должна иметь элемент неожиданности и оригинальности, чтобы заинтриговать детей и расширить их взгляд на мир.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Организация исследовательской деятельности

При организации исследовательской работы с детьми следует соблюдать определенные правила. Важно учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций. Необходимо не сдерживать их инициативу и не делать то, что они могут сделать сами. Также не следует спешить с вынесением оценочных суждений, а помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Для этого можно помочь им прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, анализировать и синтезировать информацию, классифицировать и обобщать ее.

Организация работы с детьми по проведению опытов и экспериментов имеет определенные цели. Она помогает сформировать у детей знания об окружающем мире, развивает первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности и самостоятельности, а также повышает уровень речевой активности и развивает речь. В рамках этой работы используются различные формы, включая непосредственно образовательную деятельность, чтение художественной литературы, проведение опытов, беседы и продуктивную деятельность, такую как создание рисунков и построек.

Эксперименты могут быть мысленными и реальными. В ходе мысленных экспериментов ребенок представляет каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может яснее увидеть его результаты. Примером мысленного эксперимента может служить игровой макет, например, игровой макет "на морском дне". Это позволяет обогатить знания о морских жителях, их образе жизни и условиях обитания. Чтение книг и рассмотрение иллюстраций о морском мире также помогают расширить представления детей. Свои впечатления они могут отразить в рисунках и создать альбом "морское царство". Кроме того, можно разработать дидактические игры, такие как "угадай по описанию" и "сколько ракушек на дне", чтобы стимулировать интерес и активность детей.

Помимо мысленных экспериментов, также проводятся эксперименты с реальными объектами. Они являются самыми интересными и позволяют провести реальные опыты с предметами и их свойствами. Например, можно провести эксперименты с водой, чтобы определить плавучесть предметов или выяснить, какие предметы впитывают воду. Также можно изучить свойства льда и воды, замораживая воду и добавляя краску для получения льдинок разной формы и цвета. Важным аспектом работы с детьми является также экспериментирование с воздухом, например, путем перемещения предметов с помощью соломинки или создания мыльных пузырей.

Таким образом, организация исследовательской работы с детьми требует соблюдения определенных правил и включает в себя различные формы деятельности. Это помогает детям развивать самостоятельность, активность и критическое мышление, а также позволяет им расширять и углублять свои знания об окружающем мире.

Эксперименты с природным материалом предлагают огромные возможности для творческого самовыражения. Обычные предметы, такие как шишки, листья, овощи и другие, приобретают новую форму и содержание благодаря экспериментам с различными материалами, включая бросовые предметы, такие как бумага, ткань, бусинки, фольга, разнообразные коробки и бутылочки.

Изучение свойств бумаги и различных методов ее использования позволяет создать мини-музей бумажных поделок под названием "Чудеса из бумаги". Дети, занимаясь созданием поделок, экспериментируют с разными видами бумаги и, благодаря этому, лучше усваивают и запоминают свойства этого материала. К новому году они оформляют выставку под названием "Зимняя сказка".

Один из интересных способов развития исследовательской деятельности детей заключается в художественно-творческой работе, особенно в использовании нестандартных приемов рисования, таких как пальцевое рисование, рисование кистью, использование целлофана, рисование на мокрой бумаге, рисование воздухом через соломинку и эксперименты с различными материалами.

Техника аппликации позволяет использовать нити, ткань, вату и природные материалы, что одновременно помогает изучать свойства, состав и возможности этих материалов.

Эксперименты могут проводиться и во время прогулок. Например, можно рассматривать снежинки через увеличительное стекло, изготавливать цветные льдинки, сравнивать мокрый и сухой песок, а также лепить из него поделки летом.

Грамотная организация экспериментальной деятельности позволяет удовлетворить потребность детей в новых знаниях и впечатлениях, способствует развитию любопытства, самостоятельности и успеха.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и стороны воспитания, развивают наблюдательность и любознательность, а также способствуют развитию познавательных способностей и творческого мышления. И закончу свой семинар китайской пословицей: "То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!"