Тип занятия: занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.
Цель: обучение чёткому различению и произношению звуков оппозиционных по твёрдости - мягкости, ознакомление с буквой Н.
Задачи:
- Обучить чётко различать и произносить звуки оппозиционные по твёрдости - мягкости.
- Развить фонематическое восприятие.
- Учить определять количество слогов в слове.
- Учить определять позицию данного звука в слове (начало, середина, конец слова).
- Познакомить с буквой Н.
- Обучить чтению и печатанью слогов, слов.
- Обучить самостоятельному подбору слов на заданные звуки и составлению с ними предложений.
- Развить внимание, восприятие, память.
Оборудование: предметные картинки, буквы, синий и зелёный квадрат, тетради, ручки, карточки для определения позиции звука.
1. Оргмомент
Учитель-логопед: - Ребята, на предыдущем занятии мы с вами познакомились с буквой С звуками С и СЬ. Сядет тот, кто назовёт слово, в котором есть звук С или СЬ.
2. Знакомство с новым материалом
А. Отгадывание загадок и определение первого звука в словах - отгадках.
Учитель-логопед: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать и в названиях слов-отгадок определить последний звук.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый,
Даже с завитком рога.
(баран)Живу я в Антарктиде,
В далёкой стороне,
Где голубые льдины
Сверкают при луне.
Крахмальная манишка
На мне и тёплый фрак.
И право, ребятишки,
Не простужусь я так!
(пингвин)С подстриженной гривой
Скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь,
Кто же это?
(конь)
Б.
Учитель-логопед: - Ребята, какие слова мы с вами отгадали?
Дети: - Баран, пингвин, конь.
Учитель-логопед: - В словах баран и пингвин какой последний звук вы услышали?
Дети: - В этих словах мы услышали последний звук Н.
Учитель-логопед: - А в слове конь какой последний звук вы услышали?
Дети: - В этом слове мы услышали первый звук НЬ.
Учитель-логопед: - Ребята вы уже догадались с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?
Дети: - Да. Мы сегодня будем знакомиться со звуком Н и НЬ.
В. Уточнение артикуляции, произношения и характеристики этих звуков.
Учитель-логопед: - Давайте произнесём по очереди звук Н и НЬ
Дети произносят звуки.
Учитель логопед: - Как вы думайте эти звуки можно петь?
Дети: - Нет.
Учитель-логопед: - Значит это какие звуки?
Дети: - Это согласные звуки, потому что их нельзя петь.
Учитель-логопед: - А теперь послушайте, как я произнесу звук Н и НЬ, вы слышите разницу?
Дети: - Да. Вы произносите Н твёрдо, а НЬ мягко. Н- твёрдый, как камень, НЬ мягкое, как пёрышко.
Учитель-логопед: - Ребята. А теперь положите правую руку себе на горлышко и произнесите сначала звук Н. а затем НЬ. Вы чувствуете ваше горлышко работает или отдыхает?
Дети: - Наше горлышко работает.
Учитель-логопед: - Если ваше горлышко работает, значит это какие звуки звонкие или глухие?
Дети: Звук Н и НЬ - это звонкие звуки.
Дети повторяю полную характеристику звука Н и НЬ.
(Н-согласный, твёрдый, звонкий звук. НЬ-согласный, мягкий, звонкий звук звук).
Г.
Учитель-логопед: - Дети подумайте и скажите, чем звуки похожи, а чем отличаются?
Дети: - Они похожи тем, что они оба согласные и звонкие, а отличаются тем, что звук Н-твёрдый, а звук НЬ-мягкий.
3. Д/игра «Подними нужный квадрат»
Логопед произносит слоги, а затем слова, в которых есть звук Н или НЬ. Дети поднимают синий квадрат на звук Н, а зелёный на звук НЬ.
А. НА-НЯ-НО-НЁ-НЕ-НУ-НЮ-НИ-НЭ-НЫ
Б. Нитка, куница, канат, олень блин, синица, ножницы, снег.
4. Д/игра «Найди домик»
На столе картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки Н или
НЬ. На доске висят синий и зелёный квадраты.
Дети по очереди подходят к столу, берут картинку и называют, что у них изображено на ней, ставят картинку под соответствующий квадрат (под синий квадрат ставят картинку, в названии которой есть звук Н, а под зелёный со звуком НЬ) объясняя своё действие.
Затем ребёнок определяет количество слогов и позицию звука в названии своей картинки. (незабудка, нарцисс, рябина, сирень, одуванчик, тюльпан, смородина, клён, брусника, магнолия, ясень).
5. Физминутка
Учитель-логопед: - Ребята, давайте с вами немного отдохнём.
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Левой топнули ногой!
А потом ещё другой!
Закричали все «Ура»!
А теперь и сесть пора.
6. Знакомство с букой Н
Учитель-логопед: - Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с буквой Н.
Дети рассматривают букву.
Учитель-логопед: - На что похожа буква Н.
Дети: - она похожа на бинокль, на лесенку.
Учитель-логопед: - Ребята, а теперь давайте указательным пальцем той руки, которой вы пишите воздухе напишем букву Н, а потом вы её напечатайте в своих тетрадях всю строку.
7. Чтение слогов, слов
НА, НО, НУ, НЫ, НИ, Ан, ОН, УН, ЫН, ИН.
НОС, ОНА, СОН, КОН, ТИНА, САНИ, НОТА, МИНА, МАНКА, ОСИНА.
8. Печатанье слогов, слов
Учитель-логопед диктует слоги и слова, а дети их записывают в тетрадь.
НА, НИ, НО, НУ, АН, ЫН.
ОНИ, НОС, СНЫ, САНИ.
9. Итог
Учитель-логопед: - Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились?
Дети: - Мы сегодня познакомились с буквой Н.
Учитель-логопед: - С какими звуками мы сегодня познакомились?
Дети: - Мы сегодня познакомились со звуками Н и НЬ.
(повторение характеристик звуков).
Учитель-логопед: - Ребята, попробуйте сами подобрать слова, в которых есть звук Н или НЬ и составьте с этими словами предложение.
Дети самостоятельно подбирают слова и составляют с ними предложения.