В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)) от 18.10.2013 г. № 544 одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, образовательные учреждения России постепенно должны переходить к практике инклюзивного воспитания и обучения. В связи с этим перед руководителями образовательных учреждений встает задача оценки уровня готовности вверенного им педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики.
Прежде всего необходимо понять, из каких составляющих складывается компетенция педагога, позволяющая работать с детьми, имеющими ОВЗ.
Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. А также адаптация всех участников образовательного процесса - родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям.
Педагоги и специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, тифлопедагог, сурдопедагог, социальные педагоги) осуществляют комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. При организации индивидуальной и индивидуально - групповой формы обучения учитывается нозология заболевания, программа обучения, возраст, класс, психологическая совместимость и целесообразность объединения учеников в подгруппы. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают весь спектр образовательных услуг, который включает в себя коррекционно-развивающий, оздоровительно-реабилитационный и воспитательный блоки.
Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ - обеспечение своевременной специализированной помощи данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения.
Коррекционно-развивающую работу, как известно, важно проводить с первых дней пребывания ребенка в школе. Поэтому рассмотрим деятельность данных специалистов на примере работы учителя-дефектолога общеобразовательного учреждения с младшими школьниками с ОВЗ.
Основными направлениями работы учителя дефектолога являются:
- Диагностическое направление.
- Коррекционное направление.
- Аналитическое направление.
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
- Организационно-методическое направление.
Основными формами работы учителя-дефектолога являются:
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, при этом дефектолог является консультантом для учителя предметника, воспитателя группы продленного дня, родителя учащихся с ОВЗ;
- индивидуальные и групповые развивающие занятия, которые строятся с учетом ведущего нарушения в познавательной и личностной сфере.
Общеизвестно, что первичный дефект влечет вторичные нарушения развития. Поэтому в системе работы учителя-дефектолога при работе с детьми с ОВЗ необходимы занятия, развивающие все составляющие познавательной и личностной сферы.
Недостаточный уровень развития познавательных процессов часто выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности ученика.
Важно в систему занятий учителя-дефектолога включать 2 блока:
- Блок развития познавательной сферы, который включает в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения учащихся классов компенсирующего обучения.
- Блок развития мотивационной сферы, развивающий мотивационную сторону учебной деятельности.
Успешность учебной деятельности младшего школьника напрямую зависит от качества его мотивационного сопровождения.
Мотивационная составляющая - это психологическая основа обучения и если у ребенка нет данной основы, то развитие его высших психических функций не сможет привести его к школьной успешности. Поэтому появляется необходимость выделения в отдельный блок развитие учебной мотивации.
Каждое занятие учителя-дефектолога при работе с учащимися с ОВЗ должно включать в себя упражнения и задания по двум блокам.
Задачи учителя-дефектолога:
- Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
- Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
- Развить волевую сферу, саморегуляцию.
- Развивать операции мышления, учить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
- Развивать воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
- Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
- Формировать устойчивую личностно-значимую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.
Ожидаемые результаты:
- Учебная мотивация. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, усиление ее внутренней направленности, повышение продуктивности младших школьников «группы риска».
- Внимание. Увеличение объема и усиление устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости внимания.
- Память. Повышение уровня моторной, образной (зрительной, аудиальной, осязательной), эмоциональной и словесно-логической памяти. Развитие кратковременной и долговременной, произвольной памяти.
- Восприятие. Компенсация и развитие зрительного, слухового и осязательного восприятия.
- Мышление. Компенсация и развитие форм мышления: понятие, суждение, умозаключение; операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
Структура занятий
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, учебной мотивации. Так же данные занятия способствуют обучению учащихся способам учебной работы на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер (это метапредметные результаты обучения по ФГОС НОО). К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
- Организационный момент, который включает упражнения, направленные на сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия.
- Сообщение темы занятия в занимательной, игровой или проблемной форме, что позволяет активизировать учащихся с ОВЗ, создает благоприятный эмоциональный настрой. Создание подобной ситуации пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает детей на достижение высоких результатов.
- Основное содержание занятия, которое представляет собой совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий на:
- формирование мотивации учебной деятельности, выработку способов учебной работы, социальных навыков. Например, обсуждение поступков героев книги М.А.Панфиловой «Лесная школа», составление рассказа размышления на тему «Важность выполнения домашних заданий», «Зачем я хожу в школу?» и т.д. Данные задания и виды работы направлены, с одной стороны, на развитие внутренней, личностно-значимой мотивации учения, с другой стороны, на компенсацию нарушений в экспрессивной речи, развитие операций словесно-логического мышления;
- развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения. Например, упражнения «Анаграммы», «Пиктограммы», «Две линии», «Четвертый лишний» с использованием по преимуществу слов на школьную тематику, что позволяет не только работать над компенсацией слаборазвитых свойств познавательной сферы, но и обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся.
- Итог занятия - рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). На этом же этапе целесообразно дополнительно стимулировать учеников, которые работали активно и качественно (похлопать, вручить знак отличия - флажок, значок).
Наполняемость каждого занятия определяется реализацией поставленных целей и задач.
Так на каждом занятии осуществляется обучение в ситуации успеха за счет учета «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Упражнения, предлагаемые учащимся с ОВЗ, важно выстраивать в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Учителю-дефектологу на занятиях важно соблюдать смену видов деятельности, так как учащиеся с ОВЗ характеризуются быстрой истощаемостью, утомляемостью, снижением работоспособности. Занятия должны быть насыщены физ. минутками, артикуляционными гимнастиками, дыхательными упражнениями, упражнениями на развитие мелкой и общей моторики.
Важно в занятие включать игровые моменты, так как для данной категории учащихся игра остается той деятельностью, в которой раскрываются их возможности с наибольшей полнотой. Так младшие школьники с ОВЗ на занятиях в игровой форме демонстрируют наибольшую заинтересованность, направленность, организованность. В целях формирования умения принимать правила, нормы и формы общения используются игры с правилами, которые готовят и обучают ребят успешной коммуникации, что необходимо при работе в малых группах по решению учебных и познавательных задач. Формирование и закрепление навыков продуктивного общения приводит к выработке у учащихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении способностей к успешной совместной деятельности. Также используются игры-соревнования как эффективное средство, обеспечивающее повышение мотивации учебной деятельности.
Учителю-дефектологу важно при работе с учащимися с ОВЗ ориентироваться на эмоциональное благополучие.
Для реализации данной цели задания должны быть эмоционально насыщеными, так как эмоции являются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности. Обеспечение эмоционального «принятия» реализовывается через возможность свободного обмена мнениями, впечатлениями, переживаниями между учителем и учениками, учениками друг с другом. При этом каждое высказывание обсуждается, поддерживается, одобряется или тактично и безлично отклоняется.
На занятиях не обсуждаются прошлые неудачи, внимание учащихся с ОВЗ концентрируется на собственном успехе в ходе текущего занятия и проводится сравнение результатов деятельности по сравнению с предыдущим успехом самого ребенка, показывая детям динамику их успешности. Такая фиксация на результатах мотивирует учащихся с ОВЗ на более успешную деятельность на последующих занятиях.
Таким образом, деятельность педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ обеспечивает своевременную специализированную помощь данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения, что позволяет достичь гармоничного развития личности ученика, повышая уровень его школьной и социальной успешности.
Литература, рекомендуемая для обучения
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 112 с: https://goo.gl/RRTCPM
- Т.Б.Епифанцева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 https://goo.gl /Gw34pe
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ http://base.garant.ru/70291362/