Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является междисциплинарной и изучается как психологами, так и педагогами. Недопонимание взрослыми значимости эмоционального развития дошкольников препятствует эмоциональному обогащению детей, обедняет их впечатления и переживания от восприятия окружающей действительности.
Во многом развитие эмоциональной сферы зависит от психологического климата семьи, от тех отношений, которые складываются в диаде родитель-ребенок. Одной из проблем современной реальности являются различные отклонения эмоционального развития дошкольников. Одним из напряженных в развитии эмоциональной сферы является период кризисного развития ребенка.
Эмоциональная сфера представляет собой сущностную сферу личности, в которой можно выделить три структурных элемента: субъективно окрашенные реакции, отношение к окружающему миру, усилия и их переживания.
Для формирования эмоциональной сферы можно использовать различные психолого-педагогические средства.
Среди средств формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются наиболее важными такие, как:
- эмоционально-сенсорные игры (в ходе этих игр задействуются основные сенсорные процессы, дети получают возможность пережить ощущения разной модальности);
- произведения детской художественной литературы (ребенок может сравнить себя с положительным героем, активно сопереживать ему; может дать негативную оценку действиям отрицательного персонажа); при этом активно развивается связная речь ребенка, в которой также выражаются его эмоции;
- произведения народного фольклора;
- развивающие игры;
- наглядный материал (включая серии картин, когнитивные схемы эмоций, аффективно-оценочный элемент делает схемы эмоции незаменимым материалом в процессе формирования представлений об адекватных и неадекватных способах эмоционального реагирования).
Таким образом, психолого-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников осуществляется различными педагогическими средствами, выбор которых определяется с учетом возраста детей, а также направлением их эмоционального развития.