«Знания тогда только знания, когда они
приобретаются усилиями своей мысли,
а не одной лишь памятью».
Л.Н.Толстой
Современные социально-политические условия, которые складываются в российском обществе, создают необходимые условия для изменения образовательного процесса. Словесная передача информации уходит в прошлое. Современный педагог утратил позицию главного источника информации. Важной особенностью в образовании становится умение учиться самому.
Необходимо понимать, что любой ученик - это личность, которая в первую очередь развивает себя сама, т.е. у ребёнка заложена внутренняя активность, которая является основой его личности. Как сказал П.Я.Гальперин, «талант ребёнка заключается в умении учиться самостоятельно»[2].
Усвоение учебной программы происходит только через собственную деятельность, которая должна быть профессионально организована. Успех любого современного урока истории не зависит от объёма выданной информации, от количества записанных определений. Секрет в другом - научить учащихся пользоваться полученной информацией, устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, избегать формализма при организации работы над понятиями. Другими словами - научить учиться. Это означает добиться внутренней активности ребёнка на уроке, вызвать мотивацию к получению новой учебной информации [3].
Одним из главных критериев современного урока истории должна быть её диалогичность. Диалог - рассуждение, диалог - обоснование, диалог - дискуссия должны применяться на каждом этапе урока - и при изучении нового материала, и при его закреплении, и при проверке домашнего задания.
Наиболее продуктивный диалог на уроке истории возможен на основе проблемной технологии обучения.
В отечественной педагогической мысли сложился богатейший арсенал теоретических идей и концепций, рекомендаций прикладного характера, основанных на философии проблемного обучения, получивших разработку в исследованиях выдающихся педагогов М.И.Махмутова, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и методистов-историков Н.Г.Дайри, П.В.Горы и др. Не потеряли своей актуальности идеи по применению проблемного обучения в образовательном процессе по истории, выдвинутые И.Я. Лернером еще в 70-80-е годы прошлого века. Раскрывая структуру и признаки исторического мышления, в качестве ведущих критериев он выделяет умение описывать явление в его существенных эмпирических проявлениях, характеризовать исторические факты, выявлять причины событий и явлений, условий возникновения явления, его развития, значения и следствий, выяснять закономерности исторических явлений и связанных с ними процессов и т.д.
Уникальность технологии проблемного обучения состоит в том, что она одновременно решает все актуальные аспекты образования:
- повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности;
- углубление уровня понимания учебного материала - означает уход от механического запоминания и выход на уровень осознанного понимания;
- конструктивное отношения учащихся к такому явлению, как «проблема» означает то, что научившись решать учебные проблемы, учащиеся без страха будут относится к жизненным проблемам;
- эффективное развитие личностных качеств - означает благотворное влияние проблемного обучения и воспитания на процесс развития мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, творческих качеств [4].
При использовании проблемной технологии деятельность учащихся нацелена на решение конкретной проблемы и получение результата, который можно осмыслить и применить. Одна из основных идей новой модели школы - это образование, ориентированное на результат. Поэтому проблемное обучение должно стать одной из главных форм организации на уроке.
Познавательные задачи могут сделать исторические знания учащихся оперативными и развивать их способности к самостоятельному познанию. И.Я.Лернер в системе познавательных задач выделяет три группы:
- познавательные задачи, решение которых осуществляются с помощью учителя (обучающие задачи);
- тренировочные задачи, т.е. задачи, сходные с изученным типом и лишь слегка видоизменённые, необходимые для прочного усвоения способов решения задач всех типов;
- поисковые познавательные задачи, самостоятельно решаемые учащимися [5].
Использование исследовательских методов в технологии проблемного обучения формирует умение ставить перед собой вопросы и находить ответы на них. Методика разработки проблемных вопросов заключается в следующем:
- Важное историческое положение выносится на обсуждение учащимся.
- Осуществляется поиск противоречивого исторического положения в сопоставлении с первым.
- На основе выдвинутых положений формируется проблемная задача или вопрос.
Способы решения познавательных задач могут отличаться разнообразием - от предложенного алгоритма учителем до самостоятельного составленного учащимися пути решения задач.
Для реализации технологии проблемного обучения используются различные методы:
- метод проблемного изложения,
- частично-поисковый эвристический метод,
- исследовательский метод.
На мотивационно-целевом этапе урока необходимо создать условия для построения проблемной, что является залогом успешности данного этапа урока. Предлагается рассмотреть этапы построения и способы решения познавательной задачи на примере темы урока истории в 7 классе: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве».
Таблица №1 Создание и способы решения познавательной задачи на уроке истории в 7 классе.
Этапы |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Этап «Осознание проблемы» |
1. Учитель просит учащихся перечислить признаки государства.
|
1. Каждый учащийся перечисляет признаки государства, записывая их в тетрадь и озвучивая каждый признак.
|
Этап «Формирование проблемы» |
1. Учитель предлагает учащимся найти выход из Смутного времени Российскому государству в 17 веке. |
1. Учащиеся высказывают свои предложения (необходим новый законный правитель, реформы, обновление законодательства), формулируют примерный план изучения темы. |
Этап «Выдвижение гипотезы» |
1. Учитель организует работу учащихся по чтению текста («первые Романовы») фиксируя время.
|
1. Учащиеся делятся на микрогруппы, выражая свою позицию, записывают возникающие вопросы «Что я хочу узнать о новой династии?»
|
Этап «Проверка гипотезы» |
1. Учитель предлагает при изучении нового материала урока составить кластер «Факторы, влияющие на перемены в государственном устройстве Российского государства». |
1. Учащиеся составляют кластер, формулируя факторы влияния. |
Этап «Анализ результатов» |
1. Учитель предлагает написать вывод об изменениях в политической жизни российского государства, перечислить факторы, повлиявшие на данные изменения.
|
1. Учащиеся анализируют пройденный материал, оценивают события политической жизни российского общества первой половины 17 века. |
Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную действовать в проблемных ситуациях, мыслить, саморазвиваться. Постановка перед учащимся проблемной ситуации способствует формированию личности способной к поиску. Систематическое использование на уроках истории проблемных ситуаций активизирует познавательную деятельность учащихся и несёт в себе мощный потенциал развития диалектики мышления[1].
Литература
- Бадретдинова М.М. Размышления о современном уроке истории //Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. - 2017. - №1. - 30с.
- Гринкруг Л. Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы // Высшее образование в России. - 2000.- №1. - 27-33с.
- Кондращенко А.И. Применение на уроках истории технологии проблемного обучения // Концепт. - 2018. - №7. - 4с.
- Кузьмина Н.В. Аксиологические аспекты в методике проблемного обучения на уроках истории// Поволжский педагогический вестник. - 2017. - Т. 5. - № 3. - 39с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей - М., 1969. - 9с.