Проблемные ситуации как основа проблемного обучения на уроках истории

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: проблемное обучение


«Знания тогда только знания, когда они
приобретаются усилиями своей мысли,
а не одной лишь памятью».
Л.Н.Толстой

Современные социально-политические условия, которые складываются в российском обществе, создают необходимые условия для изменения образовательного процесса. Словесная передача информации уходит в прошлое. Современный педагог утратил позицию главного источника информации. Важной особенностью в образовании становится умение учиться самому.

Необходимо понимать, что любой ученик - это личность, которая в первую очередь развивает себя сама, т.е. у ребёнка заложена внутренняя активность, которая является основой его личности. Как сказал П.Я.Гальперин, «талант ребёнка заключается в умении учиться самостоятельно»[2].

Усвоение учебной программы происходит только через собственную деятельность, которая должна быть профессионально организована. Успех любого современного урока истории не зависит от объёма выданной информации, от количества записанных определений. Секрет в другом - научить учащихся пользоваться полученной информацией, устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, избегать формализма при организации работы над понятиями. Другими словами - научить учиться. Это означает добиться внутренней активности ребёнка на уроке, вызвать мотивацию к получению новой учебной информации [3].

Одним из главных критериев современного урока истории должна быть её диалогичность. Диалог - рассуждение, диалог - обоснование, диалог - дискуссия должны применяться на каждом этапе урока - и при изучении нового материала, и при его закреплении, и при проверке домашнего задания.

Наиболее продуктивный диалог на уроке истории возможен на основе проблемной технологии обучения.

В отечественной педагогической мысли сложился богатейший арсенал теоретических идей и концепций, рекомендаций прикладного характера, основанных на философии проблемного обучения, получивших разработку в исследованиях выдающихся педагогов М.И.Махмутова, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и методистов-историков Н.Г.Дайри, П.В.Горы и др. Не потеряли своей актуальности идеи по применению проблемного обучения в образовательном процессе по истории, выдвинутые И.Я. Лернером еще в 70-80-е годы прошлого века. Раскрывая структуру и признаки исторического мышления, в качестве ведущих критериев он выделяет умение описывать явление в его существенных эмпирических проявлениях, характеризовать исторические факты, выявлять причины событий и явлений, условий возникновения явления, его развития, значения и следствий, выяснять закономерности исторических явлений и связанных с ними процессов и т.д.

Уникальность технологии проблемного обучения состоит в том, что она одновременно решает все актуальные аспекты образования:

  • повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности;
  • углубление уровня понимания учебного материала - означает уход от механического запоминания и выход на уровень осознанного понимания;
  • конструктивное отношения учащихся к такому явлению, как «проблема» означает то, что научившись решать учебные проблемы, учащиеся без страха будут относится к жизненным проблемам;
  • эффективное развитие личностных качеств - означает благотворное влияние проблемного обучения и воспитания на процесс развития мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, творческих качеств [4].

При использовании проблемной технологии деятельность учащихся нацелена на решение конкретной проблемы и получение результата, который можно осмыслить и применить. Одна из основных идей новой модели школы - это образование, ориентированное на результат. Поэтому проблемное обучение должно стать одной из главных форм организации на уроке.

Познавательные задачи могут сделать исторические знания учащихся оперативными и развивать их способности к самостоятельному познанию. И.Я.Лернер в системе познавательных задач выделяет три группы:

  1. познавательные задачи, решение которых осуществляются с помощью учителя (обучающие задачи);
  2. тренировочные задачи, т.е. задачи, сходные с изученным типом и лишь слегка видоизменённые, необходимые для прочного усвоения способов решения задач всех типов;
  3. поисковые познавательные задачи, самостоятельно решаемые учащимися [5].

Использование исследовательских методов в технологии проблемного обучения формирует умение ставить перед собой вопросы и находить ответы на них. Методика разработки проблемных вопросов заключается в следующем:

  1. Важное историческое положение выносится на обсуждение учащимся.
  2. Осуществляется поиск противоречивого исторического положения в сопоставлении с первым.
  3. На основе выдвинутых положений формируется проблемная задача или вопрос.

Способы решения познавательных задач могут отличаться разнообразием - от предложенного алгоритма учителем до самостоятельного составленного учащимися пути решения задач.

Для реализации технологии проблемного обучения используются различные методы:

  • метод проблемного изложения,
  • частично-поисковый эвристический метод,
  • исследовательский метод.

На мотивационно-целевом этапе урока необходимо создать условия для построения проблемной, что является залогом успешности данного этапа урока. Предлагается рассмотреть этапы построения и способы решения познавательной задачи на примере темы урока истории в 7 классе: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве».

Таблица №1 Создание и способы решения познавательной задачи на уроке истории в 7 классе.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Этап «Осознание проблемы»

1. Учитель просит учащихся перечислить признаки государства.
2. Учитель спрашивает: «Какой из признаков государства в конце 16 века исчезает и к чему это приводит?».

1. Каждый учащийся перечисляет признаки государства, записывая их в тетрадь и озвучивая каждый признак.
2. Отвечают на поставленный вопрос: «Умирает законный правитель (царь Фёдор Иванович), это приводит страну к Смутному времени.
3. Осознание учащимися, что без законного правителя государство ослабевает и есть вероятность захвата власти разными политическими группировками.

Этап «Формирование проблемы»

1. Учитель предлагает учащимся найти выход из Смутного времени Российскому государству в 17 веке.

1. Учащиеся высказывают свои предложения (необходим новый законный правитель, реформы, обновление законодательства), формулируют примерный план изучения темы.

Этап «Выдвижение гипотезы»

1. Учитель организует работу учащихся по чтению текста («первые Романовы») фиксируя время.
2. Учитель организует проверку выполнения задания.
3. В ходе обсуждения преподаватель задаёт вопрос: «От каких факторов будут зависеть перемены в государственном устройстве Российского государства?».

1. Учащиеся делятся на микрогруппы, выражая свою позицию, записывают возникающие вопросы «Что я хочу узнать о новой династии?»
2. Учащиеся анализируют и обсуждают полученную информацию.

Этап «Проверка гипотезы»

1. Учитель предлагает при изучении нового материала урока составить кластер «Факторы, влияющие на перемены в государственном устройстве Российского государства».

1. Учащиеся составляют кластер, формулируя факторы влияния.

Этап «Анализ результатов»

1. Учитель предлагает написать вывод об изменениях в политической жизни российского государства, перечислить факторы, повлиявшие на данные изменения.
2. Учитель подводит итог урока.

1. Учащиеся анализируют пройденный материал, оценивают события политической жизни российского общества первой половины 17 века.

Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную действовать в проблемных ситуациях, мыслить, саморазвиваться. Постановка перед учащимся проблемной ситуации способствует формированию личности способной к поиску. Систематическое использование на уроках истории проблемных ситуаций активизирует познавательную деятельность учащихся и несёт в себе мощный потенциал развития диалектики мышления[1].

Литература

  1. Бадретдинова М.М. Размышления о современном уроке истории //Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. - 2017. - №1. - 30с.
  2. Гринкруг Л. Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы // Высшее образование в России. - 2000.- №1. - 27-33с.
  3. Кондращенко А.И. Применение на уроках истории технологии проблемного обучения // Концепт. - 2018. - №7. - 4с.
  4. Кузьмина Н.В. Аксиологические аспекты в методике проблемного обучения на уроках истории// Поволжский педагогический вестник. - 2017. - Т. 5. - № 3. - 39с.
  5. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей - М., 1969. - 9с.