Тип урока: урок-исследование.
Цель: определить причину загрязнения снега.
Задачи:
- Обучающие: исследуя образцы снега и талой воды, выяснить с учащимися источники и пути загрязнения, подтвердить или опровергнуть данные об уровне загрязнения атмосферы.
- Развивающие: развивать наблюдательность, речь; способствовать расширению кругозора.
- Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что Приморская ГРЭС, автомобили, деятельность человека могут загрязнять атмосферу, что снег и сосульки есть нельзя.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; соотносить данные умозаключения с информацией и делать обоснованный выбор.
- Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь расследования.
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других.
Оборудование:
- пробы снега и талой воды
- стакан химический, предметное стекло, стеклянная палочка
- воронка, пипетка, фильтрованная бумага
- микроскоп, датчик pH, лабораторная промывалка
- ноутбук, программа «Цифровая лаборатория»
Предварительная работа: заборы проб снега на территории Приморской ГРЭС, во дворе школы, в лесной полосе.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
I.Организационный момент |
Раз, два - выше голова,
|
Настраиваются на урок.
|
||||||
II. Актуализация знаний |
- Послушайте загадку:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
- О чём загадка? - Правильно, это СНЕГ. |
Отгадывают загадку. | ||||||
- Пушистый белый снег - настоящее чудо.
Если говорить научным языком, то снег - это вид атмосферных осадков. Снег состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки. Каждая неповторима и очень красива. Иногда снежинки, медленно порхая, опускаются на ладошку, как маленькая бабочка. |
Рассказывают, из чего состоит снег, на что похожи снежинки. |
|||||||
- В загадке говорилось, что снег белый, а сейчас он какой?
|
Отвечают на вопросы. Определяют тему урока. |
|||||||
ИГРА. У меня есть волшебный снежок, передавайте его друг другу и называйте, какие зимние забавы или игры вы знаете. (Ответы детей) - Разыграемся на морозе, раскраснеемся, а как хочется пить! Что мы делаем? - Поднимите руку, кто пробовал снег на вкус? Понравилось? |
Называют зимние забавы. | |||||||
- Как вы думаете, можно есть снег или нельзя? Обоснуйте свой ответ.
Физминутка. |
Выдвигают предположения. |
|||||||
III. Открытие новых знаний (опыты, исследование) |
1. Рассматривают снег через микроскоп
- Прямо перед нашим занятием мы у школы собрали немного снега. Давайте рассмотрим его. (Берётся немного образца на стёклышко и рассматривается в микроскоп)
|
Работа в группах.
Работа с микроскопами. |
||||||
(ГРЭС. Каждый видел, как поднимается дым из труб. Дым - это мельчайшие частицы сгоревшего угля, мазута. Это и печные трубы домов, бензина и любого другого топлива. В дыме содержится очень много веществ вредных для здоровья людей, животных и растений.) - Зимой вы не увидите в воздухе пыль. Дело в том, что когда падают снежинки, малюсенькие пылинки к ним прилипают. Пока снег свежий, эти пылинки не видны. Но когда снег начинает подтаивать, пылинки собираются вместе и получается грязь. - То есть, снег работает как пылесос - воздух очищает, а в себя вбирает пыль, копоть и другие вредные вещества.
- Посмотрите на снег в стакане, что произошло?
|
Делают выводы. | |||||||
2. Талая вода
- Мы предлагаем вам три образца талой воды.
- Рассмотрите, по-вашему, где какой взят образец? У вас на столах три стаканчика.
- ГРЭС - из труб в атмосферу выбросы, у школы - человек, автомобили, кошки, собаки, но почему в лесу, хоть немного, но тоже есть?
|
Из презентации узнают, где были взяты пробы.
Выдвигают предположения. |
|||||||
3. Работа с датчиком - Снежный покров содержит практически все загрязняющие примеси, которые поступают в атмосферу, что позволяет считать снег универсальным индикатором для определения чистоты воздуха. |
Работа с датчиком pH. | |||||||
- С помощью датчика PH проведём анализ проб.
- Из справочника узнали, норма 7, а если меньше или больше этого показателя, то очень плохо для всего живого. С приходом весны вся талая вода сольётся в реки, где мы летом захотим искупаться. Физминутка. |
Полученные результаты вносят в таблицу. | |||||||
4. Фильтрование воды
- Что можно сделать, чтобы очистить воду?
|
Очищение от примесей. | |||||||
- А ещё весной очень много сосулек. Они кажутся такими чистыми и прозрачными. Их можно пробовать на вкус?
- Поэтому мы предлагаем вам полезные сосульки, которые вы можете себе приготовить.
|
Презентация «Из чего можно приготовить полезные сосульки - леденцы?» |
|||||||
IV. Закрепление |
- Какие образцы исследований оказались наиболее загрязнёнными, почему это произошло?
|
|||||||
V. Рефлексия |
Продолжите предложения:
|
Оценивают свою работу на уроке с помощью шкалы. |