Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития умственных способностей.
Детство - самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.
Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста остается одним из самых актуальным на сегодняшний день.
В течение нескольких лет наше дошкольное учреждение работает над созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в целостном образовательном пространств
Важное условие успешности данной работы - скоординированные действия всех педагогов учреждения.
Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления, выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.
На сегодняшний день педагогический коллектив ДОУ обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации поставленных задач.
Уровень развития интеллектуально-творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного подхода. Развитие интеллектуальных способностей должно происходить целенаправленно и систематически.
Для развития психических процессов применяются различные технологии. Одной из применяемых в ДОУ, новых парциальных программ, является программа, сочетающая методы двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития детей от 3 до 7 лет.
Автор данной программы Сорокина Лариса Игоревна.
В методическом пособии обобщен богатый практический опыт автора, представлены конспекты 64-х занятий. В ходе учебной деятельности педагоги и родители смогут развить у детей восприятие, память, мышление, зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику руки, координацию движений. Занятия построены по принципу «от простого к сложному»
В детском саду организуется обучение в виде самой привлекательной, и главное, основной для детей деятельности - игры. Детский сад обладает достаточным количеством развивающих игр.
Игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов.
Очень полюбились педагогам и детям занимательные «Дары Фребеля» - уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности.
Игровой набор используется для развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей.
Игровые наборы LEGO содействуют развитию у детей способностей к техническому творчеству, предоставляют им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO-конструированием. LEGO-технология, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
«Интерактивная детская лаборатория для экспериментальной деятельности «Наураша в стране Наурандии» помогает пробудить у детей интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
Помогает в игровой форме объяснить детям свойства и явления, становится инструментом для расширения детского кругозора.
В детском саду функционирует STEAM-лаборатория. Оборудование ее разработано на основе новейших исследований в области возрастной пластичности мозга детей, особенностей цифрового мира, с учетом будущих кадровых приоритетов в области системы кибербезопасности, космической инженерии и с опорой на отечественный опыт дошкольной педагогики.
Мы видим, что игры подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать, как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.
В ДОУ осуществляется работа по выявлению талантливых детей, развитию их потенциальных возможностей через фестивали, смотры-конкурсы, проектную деятельность.
Проводятся традицонные «Турниры по шашкам», «Конкурсы чтецов», конкурсы на лучшее портфолио ребенка-дошкольника».
Значительную роль в развитии детей играют, конечно, родители, которые проводят досуг с пользой. Родители с детьми играют в интеллектуальные игры дома.
Для развития у детей конструктивных умений использую счётные палочки. Сначала давала простые задания.
Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложняю, предлагаю сюжетную ситуацию, сопровождая её конструктивными заданиями.
Знакомя детей с цифрами, предлагаю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.).
Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети рисуют цифры пальцами в воздухе. В парах детям нравиться писать цифры на спине друг у друга или на ладошке.
При формировании циклических представлений предлагаю такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней» и т.п.
Очень часто на своих занятиях и в свободной деятельности использую логические задачи, задачи-шутки, логические концовки, математические загадки - это занимательные игровые задания с математическим смыслом. Их не следует решать, как обычные задачи, используя, то, или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора.
Перед коллективом стоят стратегические задачи:
- Продолжать работу по созданию условий для интеллектуального развития дошкольников, формированию умственных способностей, творческого воображения в основной образовательной, самостоятельной, игровой, продуктивной деятельности дошкольников.
- Продолжать применение современных педагогических технологий, медиатехнологий.
- Планировать деятельность по обучению детей в различных образовательных областях, их интеграции в соответствии с программными требованиями, перспективно-тематическими планами, возрастными особенностями детей.
- Организовывать различные виды детской деятельности.
- Продолжать совершенствовать систему обучения дошкольников через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игры, моделирование, проблемные игровые ситуации, проектную деятельность и т.п.
- Обогащать развивающую предметно-пространственную среду необходимым развивающим оборудованием, пособиями, методической литературой.
- Планировать и проводить индивидуальную работу с детьми.
- Продолжать заниматься индивидуальной и групповой проектной деятельностью.
- Для ознакомления родителей с работой детского сада использовать различные формы сотрудничества: родительские собрания, консультации, открытые занятия и т.п.
- Педагогам продолжать заниматься самообразованием (расширять знания, знакомиться с новинками методической литературы).
Список литературы
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Академия, 2009.
- Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. Харько Т.Г., Воскобович В.В. - СП 2007.
- Развитие логического мышления у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Белошистая А.В. Владос. 2013.
- Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина, Т.С.Комарова. - М.: Академия, 2008. - 240 с.