Автор:
Логина Екатерина
Руководитель:
Шушкова Н.Ф.,
учитель математики
Введение
Мнемотехника или мнемотехника - это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций.
Многим известна мнемоническая фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Ее мы заучивали наизусть в школе, чтобы запомнить порядок, по которому располагаются в спектре цвета - от красного к фиолетовому.
Греки разработали фундаментальные правила запоминания, назвав искусство запоминания «мнемоникой», по имени богини памяти - Мнемозины.
Основателем мнемоники считается древнегреческий поэт Симонид Кеосский.
Так зачем же нужна мнемоника? Преподаватели мнемотехники считают, что ее удобно применять в повседневной жизни для быстрого и легкого запоминания номеров телефонов, банковских карт, списков покупок, имен и дат рождений друзей и знакомых.
Кроме того, мнемоника хорошо подходит для освоения любых научных дисциплин, где требуется включать память, - от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.
Цель работы: предложить различные способы запоминания математических фактов.
Задачи работы:
- Раскрыть сущность понятие «мнемотехника»
- Выявить актуальность проекта
- Определить положительные и отрицательные стороны мнемотехники
- Подобрать мнемонические правила в тригонометрии
- Оформить памятку «Мнемонические правила в тригонометрии»
Ожидаемый результат работы: памятка «Мнемонические правила в тригонометрии».
Актуальность: ежегодно увеличивающийся объем информации обучающихся школы предполагает создание определенной системы запоминания.
Основная часть
Приёмы запоминания
Набор унифицированных приёмов и техник достаточно обширный - ассоциации, буквенный код, рифмы, созвучие, термины, тренировка зрительной памяти мнемоническими приёмами. Все это используется в мнемотехнике.
Положительные и отрицательные стороны мнемотехники
Отрицательной стороной можно назвать только проблемы, которые могут возникнуть при переутомлении, если не рассчитать свои силы.
Источник: Плюсов эксперты и исследователи методологии находят значительно больше.
- Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше иностранных слов, чем при механическом заучивании.
- Скорость запоминания. Практика мнемотехник физически реорганизует структуру мозга, повышая продуктивность памяти и увеличивая скорость запоминания информации.
- Доступность. Эксперты по раннему развитию уверяют, что мнемонике можно учить даже трехлетних детей.
- Воздействие на ментальное здоровье. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга вроде рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.
Подборка мнемонических правил
1. Число π (рифма)
π(пи) - математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине её диаметра. Обозначается буквой греческого алфавита «пи». Примерно равна 3,14159265358979323.
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим -
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, восемь.
2. Основное тригонометрическое тождество
Косинус квадрат очень рад
К нему едет брат-синус квадрат.
Когда встретятся они, окружность удивится:
Выйдет целая семья, то есть единица.
sin2 + cos2 = 1
3. Определение тригонометрических функций острых углов в прямоугольном треугольнике
cИнус угла - это отношение прОтиволежащего катета к гипотенузе (чередование И-О).
кОсинус угла - это отношение прИлежащего катета к гипотенузе (О-И).
4. Таблица значений тригонометрических функций некоторых углов (зрительный прием)
Трудности начинаются, когда перед обучающимися ставится задача запомнить значения синуса, косинус, тангенса и котангенса основных углов.
- Сначала нужно составить таблицу, в первой строке которой следует записать по возрастанию 30°, 45° и 60°, а в первом столбце - функции по порядку: sin α, cos α, tg α и ctg α.
- Затем записать цифры в строчке синуса 1, 2, 3 сначала в прямом порядке, потом в обратном порядке 3,2,1 в строчке косинуса.
- Разделить все записанные числа на 2, извлечь квадратный корень из числителей.
- Значения тангенса и котангенса острых углов можно не запоминать, т.к. их вычисляем по известной формуле:
5. Синус и косинус на единичной окружности (ассоциация)
СИнус - СИнева (небо) смотрим снизу вверх, ось синуса - вертикальная ось
КОСинус - КОСА, косой косим горизонтально, ось косинуса - горизонтальная ось
6. Знаки тригонометрических функций на единичной окружности (зрительный прием)
Куда направлена стрелка оси, там положительные знаки на полуокружности, тагенс, котагенс имеет положитльные значения крест-накрест , начина с «+» в 1 четверти.
7. Формулы сложения (прием - буквенный код)
Для запоминания формул сложения делаем акцент на первую букву в слове «синус». Синус - Свой («свой парень», правильный). Дружит с косинусом и знака не меняет. У косинуса все наоборот: КОсинус - КОнсерватор, не дружит с синусом и знак (суммы или разности) в правой части меняет на противоположный.
8. Формулы приведения (ассоциация и зрительный прием)
Существует 32 формулы приведения: для каждой из четырёх основных тригонометрических функций по восемь вариантов углов. Проблема заключается ещё и в том, что эти формулы очень похожи друг на друга. Например, выпишем эти формулы для косинуса:
Как видим, механическому запоминанию данные формулы практически не поддаются. Отличным способом запоминания (а если точнее, не запоминания, а быстрого вывода) этих формул является «правило ослика».
При составлении формулы нужно ответить на 3 вопроса:
- В какой четверти находится угол? Здесь угол α предполагается острым.
- Какой знак имеет исходная функция в данной четверти? Ставим этот знак.
- Меняется ли функция на кофункцию? Именно этот шаг оправдывает название правила: если в аргументе стоит π/2 или 3π/2, то функцию нужно поменять на кофункцию (на тригонометрической окружности точка вверху, точка внизу, поэтому «ослик» кивает головой сверху вниз и снизу вверх, тем самым положительно отвечая на вопрос); если в аргументе стоит π или 2π, то функцию менять не нужно (на тригонометрической окружности точка π слева, точка 2π справа, поэтому «ослик» кивает головой слева направо и справа налево, тем самым отрицательно отвечая на вопрос)
Заключение
Мнемотехника помогает запомнить сложную по содержанию информации, структурировать ее. Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму.
Общее развитие памяти, обеспечиваемое при помощи мнемотехники, позволяет добиться различных преимуществ. Например, в случае с запоминанием формул и другой информации по математике.
В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в создании памятки «Мнемонические правила в тригонометрии».
ПАМЯТКА. Мнемонические правила втригонометрии
Список литературы
- М.Зиганов, В.Козаренко, Мнемотехника: запоминание на основе визуального мышления [Текст] / Козаренко Владимир Алексеевич, Зиганов Марат Александрович, 2001 год, - 55 с.
- Мнемотехника: как перестать зубрить и начать запоминать [Электронный ресурс]: https://trends.rbc.ru/trends/education/618bcd569a7947a0e5c826d8
- Мнемоника, мнемотехника и приёмы запоминания [Электронный ресурс]: https://psiho.guru/terminy/mnemonika-mnemotehnika-i-priemy- zapominaniya.html
- Мнемонические правила в школьном курсе математики ОТКРЫТЫЙ УРОК [Электронный ресурс]: https://urok.1sept.ru/articles/671158