Уже в детском саду начинает закладываться фундамент профориентационной работы с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как главный принцип инклюзивного образования - это идея безусловного равенства между людьми, создание безбарьерной среды для получения образования и профессиональной подготовки. Одним из средств ранней профориентационной работы является конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс».
При подготовке, детей следует не только познакомить с профессией, научить определенным профессиональным навыкам, но и важно помочь детям выдерживать психологические и эмоциональные нагрузки, а также учитывать их особенности: легкую утомляемость, слабость эмоционально-волевой сферы, недостаточную сформированность познавательных процессов.
Таким образом, возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ во время всего процесса подготовки и проведения конкурса.
Работа по ранней профориентации в нашем детском саду является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности. Данный конкурс позволил нам более глубоко изучить проблему. Наше учреждение второй раз становится площадкой для проведения этого конкурса по компетенциям: инженер-строитель, флористика и дизайнер одежды.
Цель психолого-педагогического сопровождения: обеспечение благоприятных условий для развития и поддержки детей с ОВЗ при подготовке и сопровождении участников Абилимпикс в детском саду.
Задачи:
- Организовать работу творческой группы по подготовке и проведению данного мероприятия;
- Обогатить предметно-развивающую среду в группах детского сада;
- Определить оптимальные формы и методы для подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к конкурсу Абилимпикс;
- Расширить возможности детей с ОВЗ в социализации, творчестве, саморегуляции;
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку участников, профилактика проявлений дезадаптаций у детей с ОВЗ
Подготовка проходит на протяжении двух месяцев перед конкурсом.
Очень важно грамотно распределить время для подготовки детей, чтобы не произошло перегрузки детей дополнительными занятиями.
Алгоритм подготовки конкурсантов можно представить в виде следующих этапов:
- Наблюдение за детьми с целью выявления их способностей.
- Проведение консультаций с родителями будущих участников, с целью разъяснения и привлечения к сотрудничеству при подготовке детей к конкурсу.
- Отбор участников в команды в количестве 3 человек.
- Проведение беседы, в ходе которой детей знакомят с выбранной профессией и особенностями компетенций.
- Отработка конкурсных заданий с педагогом-наставником.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с педагогом психологом на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
Методы и приемы, используемые педагогом-наставником:
- использование указаний в устной форме;
- использование картинок, видеофильмов;
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение детьми инструкции к выполнению задания;
- демонстрация выполненного задания (макет задания или рисунок);
- ориентирование на позитивный исход выполнения задания;
- виртуальные экскурсии в мир профессий.
Главным результатом участия детей с ОВЗ в данном конкуре является повышение самооценки, уверенности в своих силах. Конкурс дает почувствовать детям свою успешность, прикоснуться к миру взрослых, развивает интерес к разным профессиям. Конкурс помогает не только стать успешными и социализироваться детям с ОВЗ в обществе, но и всем окружающим увидеть необходимость и важность работы в этом направлении.