Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.
Т.Вейерштрасс
Всем известно, что воспитание культуры речи должно быть не только на уроках русского языка и литературы, но и на других дисциплинах, в том числе и на математике.
Критериями языковой культуры речи, в том числе и математической, являются точность, логичность, правильность, ясность, уместность, выразительность.
Научить ребенка «Умению логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики. В самой тесной связи с этим умением находятся умения с полной ясностью и с возможно большей точностью излагать свои мысли. Правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости», стремиться каждый учитель математики.
Учитывая то, что «Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной».
Как превратить традиционный урок математики, направленный на накопление знаний, умений и навыков в процесс развития языковой культуры, используя современные технологии - проблема над которой я работаю не один год.
Педагогическая технология - это:
- Совокупность приёмов - область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
- Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
- Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В наши дни широко применяются следующие технологии обучения:
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология проблемного обучения
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Для развития языковой культуры обучающихся, наряду с традиционными технологиями я широко применяю: информационно-коммуникационные, проектную, здоровьесберегающие, игровые, групповые технологии, технологию развития критического мышления, технологию проблемного обучения. Именно о них пойдет речь в данной статье.
Информационно-коммуникационные технологии
«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии, основная задача которых заключается в обеспечении фиксации информации, ее обработки, передачи, распространении и раскрытии. ИКТ подразумевает под собой методы и программно-технологические средства, которые позволяют в значительной мере снизить всю сложность процесса использования информации».
Компьютер может применяться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, вместе с этим для ученика он выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, рабочего инструмента, группы сотрудников.
Информационные технологии, в процессе преподавания математики, могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде трёх основных групп: мультимедийные сценарии уроков; проверка знаний на уроке и дома (математические диктанты, самостоятельные работы, контрольные работы, онлайн тесты и т.д.); подготовка к ОГЭ, ЕГЭ.
Очень эффективна при отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений - работа по готовому чертежу, она учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии.
Например, на уроке по геометрии в 7-м классе по теме «Признаки параллельности прямых» я использую презентацию с задачами на готовых чертежах (рис.1).
Можно использовать презентацию при проверке уровня освоения учебного материала в ходе устного опроса. А обобщающий урок в 5-м классе по теме: «Десятичные дроби» можно начать с устного опроса, причем его можно организовать как фронтально, так и в виде работы в парах, микро-группах (рис.2).
Для обогащения математического языка не менее эффективным для систематического повторения пройденного является - математический диктант. А если использовать его на уроках применяя при этом ИКТ, представить его в виде аудио записи эффект значительно возрастает.
Рис. 1 и Рис. 2
Примерный математический диктант для 5-го класса по теме «Натуральные числа»
- 1.Закончите предложение: «Числа, употребляемые при счете предметов называются…» [Как называются знаки, при помощи которых записывают натуральные числа?]
- Сколько десятков и сколько сотен в числе 7213 [Сколько сотен и сколько тысяч в числе 4351]
- Является ли натуральным числом, число 5 [0]?
- Запишите число, используя цифру 4 и шесть нулей [9 и пять нулей]
- 5. Запишите цифрами число: пятьсот тридцать шесть тысяч два [четыреста девять тысяч семьдесят]
- Запишите предыдущее полученное число словами.
- Какое число следует за числом 9999 [Какое число предшествует числу 10000]
- Запишите цифрами число 10 миллиардов 5 миллионов 50 тысяч [41 миллиард 20 миллионов 9 тысяч]
«Рекомендация: задания математического диктанта диктуются медленно, повторяются два раза, ребенок записывает ответы по образцу».
Кроме того, я использую в своей работе электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), так как они одинаково хорошо адаптированы как к традиционному обучению, так и к инновационным технологиям.
Приведу пример, урока в 6 классе по теме: «Простые и составные числа» с использованием ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru; http://fcior.edu.ru, составленного с помощью технологической карты урока. (Таблица 1).
Таблица 1. Технология развития критического мышления. Перечень используемых на данном уроке ЭОР
«Критическое мышление - это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идея».
Технология развития критического мышления включает в себя три фазы: вызов, осмысление содержания, рефлексия.
Существуют различные приемы: «Кластер», таблица, «Зигзаг», учебно-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, эссе, «Инсерт», «Корзина идей», метод контрольных вопросов, «Составление синквейнов», ролевой проект, «Да - нет», «Знаю../ Хочу узнать../ Узнал..», «Круги по воде», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы», «Кубик» Все они в той или иной степени способствуют развитию математической речи. Но особенно интересен, на мой взгляд, прием - написание эссе в форме сказки.
Пример написания эссе ученицы 5-го класса при изучении темы: «Определение угла, развернутый угол» (рис.3).
Рис. 3
Еще один эффективный прием, который я использую на уроках для обогащения словарного запаса - это составление «Синквейна».
«Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний».
Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое составляется по правилам:
- 1 строка - тема или предмет (одно существительное);
- 2 строка - описание предмета (два прилагательных);
- 3 строка - описание действия (три глагола);
- 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
С помощью синквейна можно подвести итог урока, изложить свои идеи, чувства и представления в нескольких словах. С помощью него можно творчески выразиться.
Пример «Синквейна» ученика 6-го класс по теме «Решение уравнений»
Уравнение. Линейное. Загадочное. Решить. Найти. Доказать. Увлекательное занятие находить корни. Равенство с переменной.
Проектная технология
«Проектная технология - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления».
Одной из главной целью внедрения проектной технологии в свою работу считаю - развитие навыков монологической речи.
Известно, что проект - это пять «П». Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.
Именно по этому принципу составлены многие проекты моих учеников, как персональные, так и групповые. Защита проектов проходит на уроках или на ежегодных школьных конференциях в рамках недель «Науки и творчества» (фото. 1).
Фото 1
Примеры наиболее удачных тем проектов: «Открытия математиков 20 века» (рис.4), «Математические игры и развлечения 19 века» (рис.5), «Числа и судьбы», «Жизнь и труд великих женщин-математиков», «Комбинаторные задачи» (рис. 6), «Симметрия в архитектуре», «Фильмы в числах» (рис. 7) и т.п.
Рис. 4 и Рис. 5
Рис. 6 и Рис. 7
Технология проблемного обучения
«Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей».
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: изучения нового материала и первичного закрепления; комбинированных; блоковых проблемных занятиях - тренингах.
Структура такого урока выглядит следующим образом: подготовительный этап - этап создания проблемной ситуации - осознание обучающимися учебной проблемы - выдвижение гипотез - доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме - закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.
Например, в ходе решения текстовых задач обучающиеся пытаются рассуждать, предлагают пути решения, высказывают свои мысли, формулируя их математическим языком.
Рассмотрим пример. Учебная ситуация:задача №105 «Олимпийские правила»
«Кубок по футболу разыгрывается по олимпийской системе; ничьих не бывает, к следующему туру допускается только победившая команда, проигравшая же выбывает из розыгрыша. Для завоевания кубка команда должна победить во всех турах.
На участие в розыгрыше кубка поданы заявки от 16 389 команд. Сколько матчей будет сыграно, пока определится обладатель кубка? (Не путать число матчей с числом туров!)».
Что будут осваивать учащиеся в ходе данной учебной ситуации?:
Развитие способности рассуждать, обосновывать свои суждения, доказывать истинность выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, вырабатывать умение оформлять свои рассуждения, объяснения, доказательства в словесной форме, т.е. развивать речь, развивать качества мышления, такие как вариативность, гибкость, глубина мышления, креативность мышления.
Мыслительные и деятельностные средства, имеющиеся у учащихся?:
Логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация; использование элементов комбинаторики, опираясь только на свой жизненный опыт; представление об олимпийской системе; мысленно оперировать знаками, сопоставлять размещение элементов, выполнять различные действия с числами, знать состав числа, действовать «в уме».
Какую работу будут выполнять учащиеся?
1. Работа в группах.
Ребятам была предложена задача, и дано время на ее обдумывание самостоятельно, но буквально сразу они объединились в группы по 4-5 человек (т.к. такая работа часто применяется на уроках математики), только 2 человека предпочли решать самостоятельно. После бурного обсуждения в группах, а их сформировалось шесть, у ребят появилась необходимость зафиксировать свои мысли на бумаге. Затем я предложила выйти к доске представителям от каждой группы и вынести свои версии на доски.
3. Вопросы учащихся друг другу.
После представлений своих версий. У ребят возникли вопросы к 1 и 4 группе по поводу несоответствия схемы условию задачи, смущало и то что число нечетное, была и путаница матчи-туры и т.д. Было выделено 3 основные версии. Но версию 4 группы, ребята посчитали ошибочной. В версии 1 группы схема не соответствовала, хотя ответ был правильным. 2,3,5,6 группы, которые построили график розыгрыша, отмечая точками или прямоугольниками матчи, подводя к ним снизу по две линии, изображающие команды-участницы, и отводят от них вверх по одной, изображающей команду-победительницу, но убедившись, что график довести до конца не удастся, переходят к вычислениям. На этом этапе ребята не могли дать точного объяснения результата. Хотя ответ у всех был один - 16388.
4. Рефлексия.
- Нельзя ли найти ответ не строя графика розыгрыша и без сложных расчетов?
5. Вторые версии. На этом этапе было предложено группам обосновать свой ответ, правильно его сформулировав.
Например, обоснование своего ответа 2 группа дала следующее: «Так как у нас нечетное число команд, в самом начале играют две команды, одна проигрывает, выбывает. В результате у нас остается четное число команд. Они играют 1×1, одна проигрывает и выбывает, после второго тура у нас опять нечетное число команд, мы повторяем игру еще несколько раз и т.д. Ответ: 16308 матчей».
Как выяснилось, ответ оказался прост: число всех матчей равно числу заявок минус единица! Ребята действительно сделали вывод, что надо считать не те команды, которые побеждают, а те, которые выбывают. После каждого матча выбывает одна команда: в этом, собственно, и состоит назначение каждого матча. Следовательно, надо сыграть 16 389 - 1 = 16 388 матчей, чтобы осталась одна команда-победительница. Вот и все! Конечно, не следует умалять и роли графика и таблицы. Они позволяют ответить на многие другие интересные вопросы. Так, из таблицы видно, что для завоевания кубка нужно выиграть не так уж много матчей, как это могло показаться вначале, - всего лишь 15 (и то это относится только к тем десяти командам, жребий которых оказался менее счастливым; остальным же достаточно победить 14 раз). Из графика видно даже, кому с кем предстоит встречаться на каждой ступени... если на нее удастся взобраться. Все это полезно и интересно, но все это лишнее в рамках поставленной задачи.
6. Рефлексия.
- Что помогло вам правильно решить задачу?
Игровые технологии
«Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры».
В образовательном процессе я применяю: занимательные игры-упражнения («Морской бой», «Пентамино», «Анаграммы», упражнения на исправление математических и грамматических ошибок в тексте, упражнения на объяснение значений математических терминов, правильное написание терминов, упражнения на составление правильных связных высказываний, на правильное употребление числительного и т.п), игры-путешествия («Путешествие в страну квадратного уравнения», (рис.7), «Назад в прошлое квадратного корня» (рис.8)), деловые, театрализованные («Съезд геометрических фигур» (фото. 2), «Пифагоровы чтения» и др.), сюжетно-ролевые, компьютерные игры, игры-соревнования («Математический бой», «Математическая рулетка» (фото.3) и др.).
Отлично развивает математическую речь, наряду с использованием комплекса разработанных дидактических упражнений, диалоговая форма взаимодействия. А если ее организовать в форме игры, это будет стимулировать не только речевую, но и познавательную активность на уроке.
Например, для усвоения темы «Взаимное расположение прямых на плоскости» можно предложить ребятам разыграть сценку о том, как себя ведут прямые на плоскости. К доске вызывается 8 учеников, предлагается им разбиться на пары. Каждая пара получает задание - приготовить рассказ о себе как о прямых и показать, как они ведут себя на плоскости по отношению друг к другу. Задача класса отгадать, о каких именно прямых идет речь (параллельных, имеющих одну точку пересечения, перпендикулярных, имеющих множество точек пересечения).
Здоровьесберегающие технологии
«Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития».
Никто и не поспорит с тем, что применение таких технологий на уроках математики очень важно. Конечно, я не в состоянии излечить какой - то уже существующий недуг, но в моей власти организовать так работу, чтобы обучение детей в школе не наносило еще большего ущерба здоровью.
Могу выделить несколько направлений своей работы в этой области:
- пропаганда ЗОЖ на уроках и во внеурочной деятельности;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (обеспечение режима проветривания, освещения, соответствие размеров мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника и т.п.);
- обеспечение безопасных условий пребывания, обучения и работы;
- соблюдение норм учебной нагрузки;
- правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока;
- разработка урока с учетом возрастных особенностей;
- обеспечение двигательной активности на уроке;
- использование уроков с постоянной сменой видов деятельности;
- гимнастика для глаз;
- физкультминутки.
Так для решения задач обеспечение двигательной активности и развития правильной математической речи подойдут структуры «Сингапурской технологии».
Например: Разминка. Модель МИКС-ПЭА-ШЭА. (7 мин.)
Учитель: Сейчас вы встанете, задвинете стулья, смешаетесь под музыку. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять», взяться за руки в воздухе. Я задаю вопрос и даю 3 секунды на размышление. Вопросы: Как получить обыкновенную дробь m/n.и т.п. Обучение в парах. Модель ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. (7 мин.) Отвечает тот, у кого длиннее волосы, тот, кто пониже и т.п., слушает и благодарит партнера за ответ.
Вопросы: Перечислите признаки равенства треугольников и т.п.
Не менее полезны физкультминутки с математическим содержанием. Особенно пользуются популярностью уже не у одного поколения моих учеников игры-физкультминутки:
«Летит, летит по небу шар, по небу шар летит, но знаем мы, что этот шар от нас не улетит», «Ты колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, если ты не треугольный, значит ты не мой колпак» (фото. 4).
Фото. 4
Или, например, в любом классе, на любом уроке можно организовать работу следующим образом: решив несколько упражнений на закрепление той или иной темы кто-то из учеников проговаривает решение и ответ вслух, а остальные, например, если ответ правильный встают, поднимают руки вверх и поднимаются на носки, если неправильный наклоняются вниз.
Групповые технологии
«Групповое обучение - это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы (Р.Е.Лакишик)».
Как я организую групповую работу:
- для решения конкретных учебных задач, прямо на уроке класс делится на группы (не более пяти);
- для каждой группы подготовлено определенное задание (оно может быть дифференцированным либо одним и тем же для всех групп) которое группа выполняет сообща под командованием руководителя группы или учителя;
- задания должно выполняться таким образом, чтобы можно было учесть и оценить вклад каждого члена группы;
- руководители групп и их состав непостоянный, подбираются с учетом разного уровня знаний по математике, учитывая их симпатии, что позволяет им наиболее эффективно решать поставленные задачи;
- итоговая отметка каждого ученика складывается из общего балла группы, полученный за выступление так и индивидуальную отметку за самостоятельную работу (самостоятельную работу, тест и т.д).
Моя главная цель при проведении урока или внеклассного мероприятия по такой технологии - это вызвать интерес к изучаемой теме и научить излагать мысли с помощью математического языка, как на бумаге, так и устно.
Фрагмент урока в 8-м классе по теме «Квадратные уравнения»
Ход урока
1. Организационный момент. (2минуты) Звучит «гимн туристов» - «Есть десяток звезд…». Обучающиеся делятся на группы. Каждая группа выбирает себе руководителя.
2. Постановка цели. Инструктаж. (3 минуты)
Учитель сообщает, что форма урока - это поход по местности под названием «Квадратные уравнения» и знакомит с маршрутом (на экране представлена карта): «Лес задач» - самостоятельная работа. «Озеро знаний» - опрос по билетам; «Горы уравнений» - электронный тест. Учитель определяет критерии оценки за каждое задание:
- «3» - от 7 до 10 баллов,
- «4» - от 11 до 14 баллов,
- «5» - от 15 и более баллов,
а ребята получившие «5» получат «удостоверение почетного туриста».
У каждой группы свой гид-помощник.
Результаты прохождения маршрута фиксируются в таблице достижений (таблица 3).
3. Мотивация. Актуализация субъектного опыта. (5 минут). Для получения необходимого снаряжения каждая команда должна решить задачу. На экране: «Турист проплыл на байдарке 24 км по озеру и 9 км против течения реки за то же время, какое понадобилось ему, чтобы проплыть по течению 45 км. С какой скоростью плыл турист по озеру, если скорость течения реки равна 2 км/ч?». Идет обсуждение решения задачи в группе.
После фронтальной проверки задачи (работа с интерактивной доской), руководители групп получают «пакет заданий» на группу.
4. Работа в группах (30 минут). Итак, в путь! Каждая команда получает маршрутный лист. К примеру, представители первой группы сначала входят в «Лес задач» - выполняют самостоятельную работу с заданиями различного уровня сложности (А - обязательный уровень, В - средний уровень, С - повышенный уровень). Используют листы самопроверки, фиксируют баллы (рис. 9).
Следующий пункт маршрута - «Озеро знаний» - устный опрос по билетам. Ребята вытягивают билеты (рис. 10), готовятся несколько минут и рассказывают его гидам-помощникам или учителю.
Вариант 1 А.
1) Решите уравнения а) 3x² - 48 = 0. 1б;
|
В.2) Решите задачу: Периметр прямоугольника 30 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь его равна 56 см². 2б; |
С.3) Решите уравнение (а-3) x² +ах-2а+3=0. 2б. |
Рисунок 9
Билет 1 1) Какое уравнение называется квадратным? 1б; 2) Выведите (запишите) формулу корней квадратного уравнения. 1-2б. |
Рисунок 10
Последний пункт маршрута «Горы уравнений» - пройти электронное тестирование.
В конце работы, руководители групп фиксируют конечные результаты в таблицу достижений каждого ученика.
5. Подведение итогов. (5 минут) Ученики подсчитывают баллы. Помощники выставляют оценки. Учитель оглашает оценки за урок, вручает «удостоверения».
6. Рефлексия. (3 минуты) (работа с интерактивной доской).
Учитель после урока обрабатывает полученные данные в программе Microsoft Excel и строит сводную диаграмму оценки за данный урок. Вывешивает диаграмму на стенде, что служит хорошим мотивирующим средством для детей.
Вывод. Большего эффекта можно добиться, на мой взгляд, используя как традиционные, так и инновационные технологии вместе. Учитывая при этом уровень подготовленности, индивидуальные способности обучающихся их возраст, тему урока его цели и задачи.
Используемые материалы
- Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
- Карелина Т.М. Методы проблемного обучения / Т.М.Карелина // Математика в школе. - 2000. - № 5. - С. 31-32.
- Кульневич С.В. Современный урок. Ч.III. Проблемные уроки: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. - Ростов - н/Д.: Учитель, 2006. - 288 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
- Маеренкова В.В. Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС // Школьная педагогика. - 2016. - №1. - С. 53-55.
- Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения [Текст] / Н.И. Дереклеева // М., 2005.-С.160-168.
- Шармин Д.В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: дис.на соиск.уч. степ.канд.пед.наук. - Омск, 2005. - 212 с.
- Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2004.
- Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
- Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. - с. 62-68, 90-100.
- Использование ЭОР ИП в учебном процессе: Научно-методические материалы/ Бордовский Г.А., Готская И.Б. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. - 31с.
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
- Информационный портал http://zsj.ru/informatsionno-kommunikatsionnyie-tehnologii.html
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
- Фонтанова А.А. Технология, которая позволяет нам стать другими «Первое сентября», 16.01.2001, 3 стр
- Сетевое издание «Современные педагогические (образовательные) технологии». Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-60813 от 11.02.2015 г.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.
- Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.