Путешествие в страну финансовой грамотности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: финансовая грамотность, подготовительная группа


Концептуальные основы совместной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»: финансовая грамотность.

Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности (ОНР).

Тема: «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Форма организации: фронтальная

Продолжительность занятия: 30 минут.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение детьми норм и ценностей, связанных с отношением к личным и семейным финансам;
  • «Физическое развитие»: развитие двигательной активности;
  • «Речевое развитие»: формирование навыков речевого общения.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, практическая.

Цель: создание для детей игровой мотивации для повышения уровня знаний по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить и обобщить знания детей о понятии «Деньги», «Денежная система РФ»;
  • систематизировать знания детей о понятии «доход - расход и его основные источники»;
  • формировать правильное отношение к деньгам, как предмет жизненно необходимый.

Развивающие:

  • способствовать развитию умения отгадывать загадки, рассуждать, делать умозаключение и устанавливать причинно-следственные связи.
  • развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление, зрительное восприятие, речь детей;
  • развивать умения ориентироваться в пространстве;
  • совершенствовать общую и мелкую моторику через игровую деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
  • воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности.
  • воспитывать желание прийти на помощь, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, поддерживать интерес к участию в волонтерском движении.
  • совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками, желание участвовать в играх.

Методы и приемы:

  • наглядный метод (демонстрация наглядных пособий (картинки предметов, объединенных общим значением «молоко», «хлеб», «игрушки», «одежда»), презентации «Мир финансов»);
  • словесный метод (художественное слово, загадки; экономические задачи; беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение)
  • игровые приемы (сюрпризный момент, дидактическая игра, игровой персонаж)
  • практический метод (зрительная гимнастика, двигательная игра, практическое задание)

Предварительная работа с детьми:

  • отгадывание загадок по теме «Финансы».
  • чтение художественной литературы: А.Толстой «Приключение Буратино» (финансовые ошибки), К.Чуковский «Муха-Цокотуха» (деньги, товар, расходы), венгерская сказка «Два жадных медвежонка»(первичные потребности, личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики), В.Даль «Вершки и корешки» (бартер, потребности, выгода, финансовый договор, деловые переговоры);«Как старик корову продавал» С.Михайлов (о рекламе, покупатели), р.н сказка «Лисичка со скалочкой»(о бартере) и др.
  • Е.Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»
  • рассматривание альбома «Деньги России и мира».
  • беседа по темам «Семейный бюджет», «Приход-расход», «Для чего нужна реклама», «Копейка рубль бережёт» и др.
  • заучивание слов физминутки «Мы бежали по дорожке», зрительной гимнастики «1,2,3,4,5 - будем денежки считать».
  • д/и «Экономим семейный бюджет», «Разложи купюры и монеты в порядке возрастания/убывания».
  • целевые прогулки в отделение сбербанка, магазин.
  • просмотр мультфильмов: С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад».
  • творческая мастерская: рисование по темам «Что продают в магазине», лепка «Витрина овощного магазина», лепка из солёного теста «Кондитерская(булочная)».
  • сюжетно-ролевая игра: «Супермаркет», «Банк».
  • решение проблемных ситуаций, экономических задач по финансовой грамотности.

Предварительная работа с родителями/ законными представителями:

  • консультация «Как научить ребенка правильно распоряжаться деньгами»;
  • ширма «Практические советы по формированию у детей основ финансовой грамотности»;
  • создание совместно с родителями альбома с иллюстрациями по мотивам пословиц и поговорок о труде и деньгах;
  • изготовление атрибутов из бросового материала к с/р игре «Магазин».

Активизация словаря:

  • активный словарь: монета, купюра, деньги, доход, расход;
  • пассивный словарь: финансы, финансист, бухгалтер, семейный бюджет, проценты.

Индивидуальная работа:

  • закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  • закреплять умение поддерживать правильную осанку.

Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация «Мир финансов», ворота с надписью «Страна финансовой грамотности», «Чудо-дерево» с картинками, изображающие обувь, чулки (по сказке К.Чуковского), макет банкомата, мольберты, магниты, костюм Королевы Финансов, кошелек, денежные купюры, монеты; дидактическая игра «Магазин»; карточки с заданиями «Экономим семейный бюджет»; монетки картонные и шоколадные по количеству детей.

Описание совместной деятельности

Организационный момент.

Обеспечение переключения детей с одного вида деятельности на другой.

Цель: создание у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности.

Задачи:

  • Установить эмоциональный контакт, создать положительный настрой на предстоящую совместную деятельность.
  • Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности путем создания учебно-игровой мотивации.

Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игровой персонаж), словесный (беседа, вопросы).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в игровую ситуацию.

Дети эмоционально реагируют на сюрпризный момент, отвечают на поставленные вопросы.

Для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности организую сюрпризный момент - показываю детям кошелёк.
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня шла в детский сад и увидела потерянный кем-то кошелек.
- Кто-то из вас терял кошелек? (нет)
- Может быть кто-нибудь из гостей потерял кошелек? (нет)
- Ребята, как думаете, что нужно сделать с находкой? (ответы детей)

- Открою вам секрет: его обронила Королева Страны финансовой грамотности.

Занятие начинается с сюрпризного момента; использование этого приёма позволяет эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, установить контакт с гостями, вызвать радость от игровых действий.
Этот приём позволит мотивировать детей на дальнейшую деятельность, выполнение совместных заданий.

Дети принимают предложение педагога, напоминают: «Мы - волонтёры, всем помогаем и никого в беде не бросаем» Воспитатель: Здесь есть записка:
«Дорогие дети! Обращаюсь к вам за помощью. В Стране финансовой грамотности я потеряла 7 волшебных монет. Если сможете выполнить все задания, которые встретятся вам по дороге, собрать все монеты, то вас непременно ждет награда!»
- Дети, как вы считаете, сможем мы помочь Королеве финансов? (да). Тогда незамедлительно отправляемся в путешествие по стране финансовой грамотности!
Поощряются высказывания детей, поиск вариантов целеполагания, оказывается помощь наводящими вопросами.
Дети активно высказывают свои предположения.

Воспитатель: - Спасибо, дети, с удовольствием. Как вы думаете, что мы там можем увидеть, с кем встретиться?

Воспитатель: - А теперь давайте завяжем «Узел Дружбы» - и в путь!

Хорошо, когда все вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко.

- Давайте закроем глаза, произнесем слова: «Покружись, покружись, в стране финансов окажись!»

Создаётся благоприятная атмосфера для дальнейшего взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.

Основная часть занятия