Концептуальные основы совместной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»: финансовая грамотность.
Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности (ОНР).
Тема: «Путешествие в страну финансовой грамотности»
Форма организации: фронтальная
Продолжительность занятия: 30 минут.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение детьми норм и ценностей, связанных с отношением к личным и семейным финансам;
- «Физическое развитие»: развитие двигательной активности;
- «Речевое развитие»: формирование навыков речевого общения.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, практическая.
Цель: создание для детей игровой мотивации для повышения уровня знаний по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и обобщить знания детей о понятии «Деньги», «Денежная система РФ»;
- систематизировать знания детей о понятии «доход - расход и его основные источники»;
- формировать правильное отношение к деньгам, как предмет жизненно необходимый.
Развивающие:
- способствовать развитию умения отгадывать загадки, рассуждать, делать умозаключение и устанавливать причинно-следственные связи.
- развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление, зрительное восприятие, речь детей;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- совершенствовать общую и мелкую моторику через игровую деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности.
- воспитывать желание прийти на помощь, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, поддерживать интерес к участию в волонтерском движении.
- совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками, желание участвовать в играх.
Методы и приемы:
- наглядный метод (демонстрация наглядных пособий (картинки предметов, объединенных общим значением «молоко», «хлеб», «игрушки», «одежда»), презентации «Мир финансов»);
- словесный метод (художественное слово, загадки; экономические задачи; беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение)
- игровые приемы (сюрпризный момент, дидактическая игра, игровой персонаж)
- практический метод (зрительная гимнастика, двигательная игра, практическое задание)
Предварительная работа с детьми:
- отгадывание загадок по теме «Финансы».
- чтение художественной литературы: А.Толстой «Приключение Буратино» (финансовые ошибки), К.Чуковский «Муха-Цокотуха» (деньги, товар, расходы), венгерская сказка «Два жадных медвежонка»(первичные потребности, личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики), В.Даль «Вершки и корешки» (бартер, потребности, выгода, финансовый договор, деловые переговоры);«Как старик корову продавал» С.Михайлов (о рекламе, покупатели), р.н сказка «Лисичка со скалочкой»(о бартере) и др.
- Е.Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»
- рассматривание альбома «Деньги России и мира».
- беседа по темам «Семейный бюджет», «Приход-расход», «Для чего нужна реклама», «Копейка рубль бережёт» и др.
- заучивание слов физминутки «Мы бежали по дорожке», зрительной гимнастики «1,2,3,4,5 - будем денежки считать».
- д/и «Экономим семейный бюджет», «Разложи купюры и монеты в порядке возрастания/убывания».
- целевые прогулки в отделение сбербанка, магазин.
- просмотр мультфильмов: С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад».
- творческая мастерская: рисование по темам «Что продают в магазине», лепка «Витрина овощного магазина», лепка из солёного теста «Кондитерская(булочная)».
- сюжетно-ролевая игра: «Супермаркет», «Банк».
- решение проблемных ситуаций, экономических задач по финансовой грамотности.
Предварительная работа с родителями/ законными представителями:
- консультация «Как научить ребенка правильно распоряжаться деньгами»;
- ширма «Практические советы по формированию у детей основ финансовой грамотности»;
- создание совместно с родителями альбома с иллюстрациями по мотивам пословиц и поговорок о труде и деньгах;
- изготовление атрибутов из бросового материала к с/р игре «Магазин».
Активизация словаря:
- активный словарь: монета, купюра, деньги, доход, расход;
- пассивный словарь: финансы, финансист, бухгалтер, семейный бюджет, проценты.
Индивидуальная работа:
- закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- закреплять умение поддерживать правильную осанку.
Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация «Мир финансов», ворота с надписью «Страна финансовой грамотности», «Чудо-дерево» с картинками, изображающие обувь, чулки (по сказке К.Чуковского), макет банкомата, мольберты, магниты, костюм Королевы Финансов, кошелек, денежные купюры, монеты; дидактическая игра «Магазин»; карточки с заданиями «Экономим семейный бюджет»; монетки картонные и шоколадные по количеству детей.
Описание совместной деятельности
Организационный момент. Обеспечение переключения детей с одного вида деятельности на другой. Цель: создание у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности. Задачи:
Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игровой персонаж), словесный (беседа, вопросы). |
||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
Дети включаются в игровую ситуацию. Дети эмоционально реагируют на сюрпризный момент, отвечают на поставленные вопросы. |
Для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности организую сюрпризный момент - показываю детям кошелёк.
- Открою вам секрет: его обронила Королева Страны финансовой грамотности. |
Занятие начинается с сюрпризного момента; использование этого приёма позволяет эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, установить контакт с гостями, вызвать радость от игровых действий.
|
Дети принимают предложение педагога, напоминают: «Мы - волонтёры, всем помогаем и никого в беде не бросаем» |
Воспитатель: Здесь есть записка:
«Дорогие дети! Обращаюсь к вам за помощью. В Стране финансовой грамотности я потеряла 7 волшебных монет. Если сможете выполнить все задания, которые встретятся вам по дороге, собрать все монеты, то вас непременно ждет награда!» - Дети, как вы считаете, сможем мы помочь Королеве финансов? (да). Тогда незамедлительно отправляемся в путешествие по стране финансовой грамотности! |
Поощряются высказывания детей, поиск вариантов целеполагания, оказывается помощь наводящими вопросами. |
Дети активно высказывают свои предположения. |
Воспитатель: - Спасибо, дети, с удовольствием. Как вы думаете, что мы там можем увидеть, с кем встретиться? Воспитатель: - А теперь давайте завяжем «Узел Дружбы» - и в путь!
Хорошо, когда все вместе.
- Давайте закроем глаза, произнесем слова: «Покружись, покружись, в стране финансов окажись!» |
Создаётся благоприятная атмосфера для дальнейшего взаимодействия детей друг с другом и взрослыми. |