Урок по биологии с использованием технологии смешанного обучения

Разделы: Биология, Урок с использованием электронного учебника


Сегодня в каждой школе функционируют интерактивные доски, электронные учебники, журналы, дневники, учителя и учащиеся активно пользуются социальными сетями. В условиях высокой доступности информации (наличие интернета и возможности быстрого поиска информации) наиболее ценными качествами становятся:

  • роли и оценивать результат, выстраивать эффективное взаимодействие, критическое мышление, то есть умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы;
  • креативность, то есть принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах, способность генерировать идеи и развивать начинания других людей;
  • коммуникация, то есть способность ясно объяснить свою идею, умение договариваться, налаживать контакты и слушать собеседника;
  • командная работа, умение определить общую цель и способы её достижения, распределять

Выпускник должен уметь учиться, самостоятельно добывать знания, выстраивать свою траекторию развития, иначе возникает риск стать неактуальным в своей профессии. Чтобы подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире поиск эффективной формы обучения стал актуальной задачей системы образования. Одним из наиболее эффективных форм образования является смешанное обучение.

Смешанное обучение - технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классноурочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения. Целью технологии смешанного обучения является формирование способности учащихся планировать и организовывать свою учебную деятельность, ориентируясь на конечный результат.

В мире существуют свыше 40 форм смешанного обучения. Но на практике ис- пользуются 6-7: это ротация станций, ротация лабораторий, индивидуальный план, перевернутое обучение (7 и более форм), гибкий план, виртуальная модель. Все эти формы можно применять на уроках.

В своей практике я использую две модели смешанного обучения: ротация станций и перевернутый класс.

Суть модели «перевернутый класс» состоит в том, что учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закреплют изучаемый материал. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке.

В модели ротации станций класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть учащихся начинает занятие под руководством учителя, в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы переходят на другие станции так, чтобы за время урока посетить каждую. Например, группа, работавшая с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, где работает над коллективными проектами. Последняя станция для этой группы - станция онлайн-обучения, где дети занимаются за компьютерами или работают с планшетами.

Чаще всего используется такой вариант ротации станций: учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Группы можно составить по уровню обученности, по готовности к уроку, по желанию учащихся или делить на гендерные группы.

Работа при проведении урока по модели ротация станций организовывается так. Класс делится на рабочие зоны, по количеству станций, обычно их три. Столы в классе распределяются на зоны. Каждому ученику готовится инструкция по работе. Каждой станции отводится фиксированное количество времени. По сигналу ученики с одной станции перемещаются на другую. В течение урока ученики проходят все учебные станции.

Цель станции работы с учителем - предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.

Цель станции онлайн-работы - дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.

На этой станции могут быть такие виды деятельности:

  • Быстрые диагностические тестирования, быстрые срезы. Это могут быть различные мини-тесты, которые снижают нагрузку на учителя и позволяют не проверять огромное количество листочков и тетрадок для того, чтобы на следующем уроке использовать эти результаты.
  • Повторение изученного материала (с помощью видео, тестов и интерактивных упражнений)
  • Тренировка навыков (выполнение интерактивных упражнений)
  • Изучение нового материала (видео или интерактивные упражнения с мини тестами).

Цель станции проектной работы - дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. Как показывают исследования, обратная связь от других учащихся является одним из факторов, влияющих на рост предметных знаний учеников. Кроме того, у подростков в средней школе фокус внимания смещается с учителя на сверстников. Поэтому в 5-9 классах проектная работа и обратная связь становятся основными драйверами развития учащихся. Учащимся предлагается разбиться на группы из 2-3-4 человек в зависимости от задания, некоторые задания можно

  • выполнять всей группой (7-10 человек). На этой станции возможны разные формы применения знаний и навыков:
  • групповые практико-ориентированные задания;
  • небольшие исследования;
  • настольные игры по изучаемой теме;
  • мини-соревнования и другие.

Урок, организованный по данной модели более интенсивный, насыщенный и способствует активизации деятельности учеников. Реализуется основополагающий принцип технологии смешанного обучения - индивидуализация, когда у учителя появляется возможность уделить больше внимания слабоуспевающим ученикам, создавая для них ситуацию успеха, а также дать возможность ученикам с признаками одарённости выполнять задания повышенного уровня для поддержания у них мотивации к обучению и в целом иметь возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка.

По этой технологии проведены несколько уроков по биологии и химии. Один из таких уроков урок в 7 классе по теме «Строение растений».

Учащиеся заранее делятся на 4 группы, каждой группе выдается маршрутный лист. Каждая группа выбирает капитана, который ведет учет баллов. Класс заранее делится на 4 рабочие зоны - станции «Работа с гербарием», «Отгадайте кроссворд», «Информационная» и «Творческий проект», для работы на каждой станции отводится по 7 минут.

После проблемного вопроса учащиеся сами выводят тему и цель урока.

Станции

Задание

Максимальный балл

«Работа с гербарием»

Записать названия вида растения, Определить тип корневой системы, форму листа, жилкование листа, типлиста, листорасположение, класс.

6

«Отгадайте кроссворд»,

Отгадать кроссворд по теме «Корни Виды корней Типы корневых систем»

7

«Инфо»рмационная

Заходят по ссылке и отвечают на тестовое задание. https://onlinetestpad.com/ru/testview/147098-koren-pobeg-list

5

«Творческий проект»

Изготовить объемную модель цветка из пластилина и ответить на вопросы.

7

В конце урока проводится рефлексия, из каждой команды выступает 1 ученик и высказывает мнение команды об уроке. Всем выставляются оценки, выдается домашнее задание.

Подводя итоги, хочу заметить, что использование данной модели технологии смешанного обучения позволяет получить следующие преимущества:

  • повышается мотивация обучающихся, развиваются навыки критического мышления;
  • у учителя появляется возможность индивидуализировать обучение с помощью работы обучающихся в малых группах при поддержке учителя;
  • снижается утомляемость благодаря смене деятельности;
  • работа в группе с последующим обсуждением результатов, способствует развитию коммуникативных навыков.

Однако, чтобы класс начал успешно обучаться по этой технологии, учителю необходимо преодолеть ряд сложностей.

Во-первых, это сложности при проектировании урока. Необходимо определить, какую часть учебного материала дети будут изучать вместе с вами, какую вы предложите для самостоятельного изучения в онлайн-среде, а какая предназначена для проектной работы.

Во-вторых, очень много времени учитель тратит на поиск доступных материалов к уроку. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность глубоко познакомиться с темой.

В-третьих, т.к. происходит частый переход от станции к станциям, учитель должен следить за временем.

В-четвёртых, выставление оценок. При работе в группе, бывает очень сложно оценить вклад каждого.

И наконец, применение данной технологии требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса.