Класс: 3 год обучения.
Форма урока: урок-экскурсия (форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебного класса, а при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира).
Вид урока: экскурсия-наблюдение, экскурсия-практикум.
Цель урока: выполнить зарисовки и этюды животных с натуры на базе детской экологической станции. Передать характер движений и поз животных, используя различные материалы.
Задачи урока:
-
Образовательные:
- Обогащать знания о разнообразии животного мира Ямала, формировать интерес у детей к познанию нового.
- Узнать много нового про повадки и гастрономические пристрастия животных.
- Совершенствовать умения передачи характера движений и поз животных, а также навыки работы различными художественными материалами при выполнении рисунков животных и птиц.
- Обогащать знания об искусстве анималистического жанра, как о части художественной культуры; совершенствовать композиционные навыки.
- Развивающие: развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, память.
- Воспитательные: содействовать развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, любви к окружающему.
Оборудование:
- Оборудование для преподавателя: конспект, иллюстративный материал, альбом бумаги формата А4, простой карандаш, ластик, акварель.
- Оборудование для обучающихся: стульчик, планшет, альбом бумаги формата А4, простой карандаш, ластик, акварель, маркер, гелевая ручка.
Время: 2 урока по 40 минут.
План занятия:
- Организационный момент 2 мин.
- Объявление темы урока 1 мин.
- Актуализация 2 мин.
- Объяснение нового учебного материала 5 мин.
- Экскурсия 20 мин.
- Практическая работа 40 мин.
- Обобщение и систематизация знаний, рефлексия 3 мин.
- Подведение итогов 5 мин.
- Домашнее задание 2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих.
Объявление темы урока
Сегодня, в стенах «Детской экологической станции», мы проведем экскурсию «Животный мир Ямала» и увидим таких животных как: белая сова, заяц-беляк, северный олень, рябчики, утки, гуси, лебеди, куропатки и др.
Наша задача понаблюдать за животными, за тем как они двигаются и отдыхают, изучить особенности строения тела и зарисовать их.
Актуализация
- Что такое набросок? Зарисовка?
- Для чего они нужны?
Объяснение нового учебного материала
Вступительная беседа
Животный мир Ямало-Ненецкого автономного округа богат и разнообразен. Всего на территории Ямала зарегистрировано 59 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, 3 вида рептилий, 5 видов амфибий (земноводных) и 74 вида рыб.
С севера на юг сменяют друг друга несколько природных зон: в зоне арктической акватории обитают такие виды животных, как гренландский кит, морж, белый медведь; в зоне тундр обитают песец, северный олень, полярная сова; в лесотундре водятся ондатра, заяц-беляк, крот сибирский, полёвка обыкновенная; в зоне северной тайги водятся бурый медведь, росомаха, лось, кабан, соболь, бурундук, рябчик, глухарь и др.
Показ иллюстраций с изображением диких животных.
Экскурсия
Полярная сова. Полярная сова или как её по-другому называют Белая сова практически самый крупный пернатый хищник Тундры. Благодаря уникальному оперению и особой манере полёта она летает совершенно бесшумно. Зона обитания полярной совы составляет несколько десятков квадратных километров.
- Какого цвета бывают глаза у совы? (глаза у полярной совы всегда желтого цвета)
- Чем питается белая сова? (исключительно животной пищей: лемминги, мыши, горностаи, зайцы, рыба; растительную пищу она не ест вообще).
Заяц-беляк. Основной и примечательной особенностью данного вида является его уникальная способность изменять окрас шерсти с наступлением зимы.
Заяц-беляк представляет собой растительноядное животное. В его рацион входят: овес, клевер, ягоды, грибы, ветки кустарников, кора деревьев, шишки и др.
Северный олень. Могучие северные олени - звери не только сильные и выносливые. Они выживают в таких условиях, в которых большинство людей без специальной подготовки и особого снаряжения не смогло бы протянуть и дня. А ведь им приходится не только неустанно искать себе скудное пропитание, но и зорко следить за окружающей обстановкой, чтобы самим не превратиться в ужин для какого-нибудь хищника.
- Что помогает северным оленям выживать в столь тяжёлых климатических условиях? (толстый слой жира в 6-8 см в толщину; шерсть у оленя уникальна, каждая шерстинка внутри полая, наполненная воздухом, что помогает удерживать тепло; плотный мех покрывает все тело, даже нос);
- Что считается в тундре «оленьей пищей»? (настоящим лакомством для оленей являются грибы)
Основа питания северного оленя - мхи и лишайники.
Практическая работа учащихся
Животные двигаются постоянно, поэтому рисовать их нужно быстро. Делать зарисовки удобнее всего простым и удобным материалом - карандашом - сразу наносим основные линии движения тела и массивы форм головы, лап, хвоста и прочее. Лёгкими линиями быстро располагаем в листе основную массу и по мере возможности намечаем детали. Конечно же зарисовать всё точно и подробно не получится: лучше всего комбинировать рисование с натуры и по памяти, запоминая характерный поворот морды, изгиб спины, положение лап.
Рисуя животных с натуры можно заметить, что несмотря на подвижность, они принимают одни и те же позы, двигаясь по одной траектории, в определенном цикле. Поэтому логичным будет запланировать сразу несколько изображений, скомпонованных на одном листе. Это облегчает рисование движущейся модели: одновременно рисовать сразу все варианты - наметить движение тела зайца в одном, положение ушей в другом, длину лап в третьем, потом вернуться к первому, когда животное начинает новый цикл движения.
Хорошим примером могут служить натурные рисунки зверей Василия Алексеевича Ватагина, знаменитого художника-анималиста, скульптора и учёного.
Пробуем сочетать на одном листе изображения разного размера, для выражения динамики и выразительности самого рисунка.
Цвет в зарисовке вторичен. Поэтому для анималистических рисунков с натуры используем один рисующий цвет (чёрный, тёмно-синий, тёмно-коричневый) или ограничиваем до 1-2 цветовых пятна, чтобы не сбиться с основной задачи.
Обобщение и систематизация знаний, рефлексия
Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
Подведение итогов
Просмотр и анализ полученного результата.
Аналитический разбор результата: что верно и что ошибочно в каждом из рисунков, как исправить ошибки? Обучающиеся участвуют в обсуждении результатов работы.
Выставляются оценки активным ученикам, хорошо работающим на уроке.
Домашнее задание: Выполнить не менее 5 этюдов и зарисовок домашних животных.
Список литературы
- Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 1991.
- Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное - Москва: ИКЦ «МарТ», 2006.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебное пособие. Ч. 1-3. М., 1992.
- Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М.,1991.
- Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования 2014г. М «Академия».
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись 2000г. М.