План-конспект урока-экскурсии в 3-м классе учебного предмета «Пленэрные занятия» по программе ДПП «Живопись» «Животный мир Ямала. Зарисовки и этюды птиц, животных с натуры»

Разделы: Дополнительное образование

Класс: 3


Класс: 3 год обучения.

Форма урока: урок-экскурсия (форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебного класса, а при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира).

Вид урока: экскурсия-наблюдение, экскурсия-практикум.

Цель урока: выполнить зарисовки и этюды животных с натуры на базе детской экологической станции. Передать характер движений и поз животных, используя различные материалы.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • Обогащать знания о разнообразии животного мира Ямала, формировать интерес у детей к познанию нового.
    • Узнать много нового про повадки и гастрономические пристрастия животных.
    • Совершенствовать умения передачи характера движений и поз животных, а также навыки работы различными художественными материалами при выполнении рисунков животных и птиц.
    • Обогащать знания об искусстве анималистического жанра, как о части художественной культуры; совершенствовать композиционные навыки.
  • Развивающие: развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, память.
  • Воспитательные: содействовать развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, любви к окружающему.

Оборудование:

  • Оборудование для преподавателя: конспект, иллюстративный материал, альбом бумаги формата А4, простой карандаш, ластик, акварель.
  • Оборудование для обучающихся: стульчик, планшет, альбом бумаги формата А4, простой карандаш, ластик, акварель, маркер, гелевая ручка.

Время: 2 урока по 40 минут.

План занятия:

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Объявление темы урока 1 мин.
  3. Актуализация 2 мин.
  4. Объяснение нового учебного материала 5 мин.
  5. Экскурсия 20 мин.
  6. Практическая работа 40 мин.
  7. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия 3 мин.
  8. Подведение итогов 5 мин.
  9. Домашнее задание 2 мин.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих.

Объявление темы урока

Сегодня, в стенах «Детской экологической станции», мы проведем экскурсию «Животный мир Ямала» и увидим таких животных как: белая сова, заяц-беляк, северный олень, рябчики, утки, гуси, лебеди, куропатки и др.

Наша задача понаблюдать за животными, за тем как они двигаются и отдыхают, изучить особенности строения тела и зарисовать их.

Актуализация

- Что такое набросок? Зарисовка?

- Для чего они нужны?

Объяснение нового учебного материала

Вступительная беседа

Животный мир Ямало-Ненецкого автономного округа богат и разнообразен. Всего на территории Ямала зарегистрировано 59 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, 3 вида рептилий, 5 видов амфибий (земноводных) и 74 вида рыб.

С севера на юг сменяют друг друга несколько природных зон: в зоне арктической акватории обитают такие виды животных, как гренландский кит, морж, белый медведь; в зоне тундр обитают песец, северный олень, полярная сова; в лесотундре водятся ондатра, заяц-беляк, крот сибирский, полёвка обыкновенная; в зоне северной тайги водятся бурый медведь, росомаха, лось, кабан, соболь, бурундук, рябчик, глухарь и др.

Показ иллюстраций с изображением диких животных.

Экскурсия

Полярная сова. Полярная сова или как её по-другому называют Белая сова практически самый крупный пернатый хищник Тундры. Благодаря уникальному оперению и особой манере полёта она летает совершенно бесшумно. Зона обитания полярной совы составляет несколько десятков квадратных километров.

- Какого цвета бывают глаза у совы? (глаза у полярной совы всегда желтого цвета)

- Чем питается белая сова? (исключительно животной пищей: лемминги, мыши, горностаи, зайцы, рыба; растительную пищу она не ест вообще).

Заяц-беляк. Основной и примечательной особенностью данного вида является его уникальная способность изменять окрас шерсти с наступлением зимы.

Заяц-беляк представляет собой растительноядное животное. В его рацион входят: овес, клевер, ягоды, грибы, ветки кустарников, кора деревьев, шишки и др.

Северный олень. Могучие северные олени - звери не только сильные и выносливые. Они выживают в таких условиях, в которых большинство людей без специальной подготовки и особого снаряжения не смогло бы протянуть и дня. А ведь им приходится не только неустанно искать себе скудное пропитание, но и зорко следить за окружающей обстановкой, чтобы самим не превратиться в ужин для какого-нибудь хищника.

- Что помогает северным оленям выживать в столь тяжёлых климатических условиях? (толстый слой жира в 6-8 см в толщину; шерсть у оленя уникальна, каждая шерстинка внутри полая, наполненная воздухом, что помогает удерживать тепло; плотный мех покрывает все тело, даже нос);

- Что считается в тундре «оленьей пищей»? (настоящим лакомством для оленей являются грибы)

Основа питания северного оленя - мхи и лишайники.

Практическая работа учащихся

Животные двигаются постоянно, поэтому рисовать их нужно быстро. Делать зарисовки удобнее всего простым и удобным материалом - карандашом - сразу наносим основные линии движения тела и массивы форм головы, лап, хвоста и прочее. Лёгкими линиями быстро располагаем в листе основную массу и по мере возможности намечаем детали. Конечно же зарисовать всё точно и подробно не получится: лучше всего комбинировать рисование с натуры и по памяти, запоминая характерный поворот морды, изгиб спины, положение лап.

Рисуя животных с натуры можно заметить, что несмотря на подвижность, они принимают одни и те же позы, двигаясь по одной траектории, в определенном цикле. Поэтому логичным будет запланировать сразу несколько изображений, скомпонованных на одном листе. Это облегчает рисование движущейся модели: одновременно рисовать сразу все варианты - наметить движение тела зайца в одном, положение ушей в другом, длину лап в третьем, потом вернуться к первому, когда животное начинает новый цикл движения.

Хорошим примером могут служить натурные рисунки зверей Василия Алексеевича Ватагина, знаменитого художника-анималиста, скульптора и учёного.

Пробуем сочетать на одном листе изображения разного размера, для выражения динамики и выразительности самого рисунка.

Цвет в зарисовке вторичен. Поэтому для анималистических рисунков с натуры используем один рисующий цвет (чёрный, тёмно-синий, тёмно-коричневый) или ограничиваем до 1-2 цветовых пятна, чтобы не сбиться с основной задачи.

Обобщение и систематизация знаний, рефлексия

Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.

Подведение итогов

Просмотр и анализ полученного результата.

Аналитический разбор результата: что верно и что ошибочно в каждом из рисунков, как исправить ошибки? Обучающиеся участвуют в обсуждении результатов работы.

Выставляются оценки активным ученикам, хорошо работающим на уроке.

Домашнее задание: Выполнить не менее 5 этюдов и зарисовок домашних животных.

Список литературы

  1. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 1991.
  2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное - Москва: ИКЦ «МарТ», 2006.
  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебное пособие. Ч. 1-3. М., 1992.
  4. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М.,1991.
  5. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования 2014г. М «Академия».
  6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись 2000г. М.