Цели урока:
- дать представление о методах познания в химии;
- ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Задачи:
образовательные:
- рассмотреть и научиться применять на практике различные методы познания в химии;
- познакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.
развивающие:
- продолжить развитие умений применять знания на практике;
- развивать умение наблюдать окружающий мир;
воспитательные
- воспитывать интерес к предмету, умение целенаправленно работать на уроке;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- проектор;
- компьютер;
- карточки для индивидуальной работы;
- поваренная соль и сахар;
- уксус и вода;
- цинк и железо;
- раствор соляной кислоты.
Учебник: Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - М.: Просвещение.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Мы начинаем наш урок химии.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Я предлагаю вам вспомнить материал прошлого урока и выполнить предложенные задания.
Карточка 1
Выберите один верный ответ.
1. Что является предметом изучения химии?
А. вещества
Б. тела
В. вещества и тела
Г. вещества, их свойства, превращения и явления, сопровождающие эти превращения.
2. Тело - это
А. графит
Б. полиэтилен
В. Пробирка
Г. свинец
3. Вещество - это
А. медная проволока
Б. медь
В. медная монета
Г. медная пластина
4. Найди ошибочное утверждение. К физическим свойствам веществ относят
А. агрегатное состояние
Б. плотность
В. Цвет
Г. склонность к разложению при нагревании
5. Какой из перечисленных признаков не является свойством алюминия
А. серебристо-белый цвет
Б. высокая электропроводность
В. пластичность
Г. способность притягиваться к магниту
6. В приведенном перечне вещество - это
А. снежинка
Б. капля воды
В. вода
Г. ледяная сосулька
7. Какое свойство относится к химическим?
А. цвет
Б. горение
В. теплопроводность
Г. агрегатное состояние
Карточка 2
Оцените верность высказываний. Если высказывание верное, поставьте «+», если неверное - «-».
1. Предметом изучения химии являются тела.
2. Тело - это то, из чего состоит вещество.
3. К основным агрегатным состояниям вещества относятся твердое, жидкое и газообразное состояние.
4. Лед, вода и водяной пар - это три разных вещества.
5. Железный гвоздь - это физическое тело, а железо - вещество.
6. В ряду: жиры, белки, углеводы, вода, минеральные соли, находятся названия только веществ.
7. Признаки, по которым вещества сходны, или же по которым можно отличить одно вещество от другого, называют свойствами.
Карточка 3
1. Найдите выигрышные пути, состоящие из названий: а) тел, б) веществ. (Выигрышный путь - это три названия, соответствующие условию задания, расположенные по вертикали, или горизонтали, или диагонали.) Ячейки «выигрышного пути» закрасьте.
а)
кастрюля |
азот |
кремний |
ваза |
сапог |
медь |
конфета |
гвоздь |
железо |
б)
шоколад |
алюминий |
гипс |
снежинка |
глюкоза |
углекислый газ |
бутылка |
ртуть |
линейка |
2. Установите соответствие между двумя веществами и свойством, используемым для того, чтобы их различить. Цифры в ответе не повторяются!
ВЕЩЕСТВА |
СВОЙСТВО |
А) вода и сахар |
1) агрегатное состояние |
Б) спирт и вода |
2) теплопроводность |
В) поваренная соль и сажа |
3) запах |
Г) алюминий и железо |
4) цвет |
5) способность притягиваться к магниту |
ОТВЕТ:
А |
Б |
В |
Г |
Фронтальный опрос:
- Что изучает химия? Назовите области применения продуктов химического производства.
- Чем различаются понятия «вещество» и «тело»? Приведите примеры.
- Что такое свойства веществ? Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная соль и сахар; б) уксус и вода?
III. Целеполагание
Учитель: Прежде чем приступить к любой работе и получить определённый результат, человек выбирает наиболее эффективные и доступные способы и приёмы выполнения её, инструменты и приспособления, которые можно использовать для этого, иначе говоря, для успешного решения каких-либо задач необходимо использовать определённые методы.
Учитель: Целью нашего урока является ознакомление вас с методами познания в химии.
Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока. Обучающиеся записывают тему урока. Слайд 1.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Ознакомление с методами изучения химии начнём с краткого определения понятия «метод».
Слайд 2.
Учитель: Что же такое метод?
Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. (Запись в тетрадь)
Видный философ XVII века Ф.Бэкон сравнивал метод познания с «фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте».
Слайд 3.
Учитель: Существуют общенаучные методы, которые используются во всех науках. У каждой конкретной науки могут быть и специфические (частные) методы.
Основные методы познания в химии - это наблюдение, описание, химический эксперимент и измерение. С помощью этих методов непосредственно изучают вещества и химические явления.
Слайд 4.
Учитель: Сейчас мы более подробно ознакомимся с данными методами. Я предлагаю вам по ходу моего рассказа заполнить таблицу. (Учащиеся чертят таблицу и заполняют по ходу объяснения материала учителем).
Слайд 5.
Учитель: Наблюдение - это начальный метод познания, позволяющий получить информацию об объекте.
Наблюдение - это способ получения информации путём прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания. (Запись в таблицу).
Наблюдение является целенаправленным и планомерным методом: оно ведётся для решения заранее поставленных задач, строго по составленному исследователем плану, согласованному с поставленными задачами. Результаты наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т.д.
Наблюдение в науке бессмысленно без описания.
Слайд 6.
Учитель: Описание - это изображение какого-либо явления, вещества путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (Запись в таблицу).
Учитель: Я попрошу одного из вас описать физические свойства воды. (К доске приглашается ученик).
Слайд 7.
Учитель: Более сложным методом познания является химический эксперимент.
Эксперимент - это исследование, которое проводят в определенных условиях. (Запись в таблицу).
В ходе эксперимента исследователь может изменять условия (давление, температуру, напряжение и т.д.), устранять побочные факторы. Эксперимент может повторяться несколько раз для получения наиболее достоверных результатов.
В некоторых экспериментах осуществляются измерения таких физических величин, как масса, объём, температура кипения и т.д.
Проведение эксперимента взаимодействие металлов (цинка и железа) с соляной кислотой. Учитель проводит демонстрационный эксперимент.
Слайд 8.
Учитель: Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. (Запись в таблицу)
Слайд 9.
Учитель: В изучении химии большую роль играет моделирование.
Моделирование - процесс исследования с помощью создания графических, математических моделей. (Запись в таблицу)
Мы познакомились с основными методами изучения химии. А сейчас немного отдохнём.
V. Физкультминутка
Слайд 10
Упражнения для глаз.
И.п. - сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо-вверх.
- глаза влево-вверх.
- глаза вправо-вниз.
- глаза влево-вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10- 15 с.
3. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол. Открыть глаза.
VI. Продолжение усвоения новых знаний
Слайд 11.
Учитель: Для того чтобы работать с веществами и ставить опыты, очень важно неукоснительно выполнять правила техники безопасности.
Предлагаю ознакомиться с данными правилами. Откройте учебник на стр. 9.
Работа с учебником (чтение правил техники безопасности по цепочке).
VII. Первичное закрепление
Слайды 12-16.
Обучающимся предлагается выполнить задание.
Учитель: А сейчас я предлагаю найти ошибки во всех вредных советах и исправить их.
Совет №1
Если вдруг ты на спиртовке
Нагревать чего-то хочешь,
Смело действуй, направляй
Ты пробирку на соседа.
Если выброс из пробирки
Вдруг нечаянно случится,
Пусть сосед идет лечиться.
Главное, что ты здоров!
(При нагревании нужно направлять отверстие пробирки в сторону от себя и соседей!)
Совет №2
Если хочешь ты понюхать
Незнакомый порошок,
То немедленно всем носом
Зарывайся ты в него.
Полчаса прилежно нюхай,
А потом свои полноса
Доставай и так живи.
(При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу!)
Совет №3
Если есть в пробирке жидкость,
Неизвестная тебе,
То её ты смело пробуй:
Кисло - значит, кислота,
Горько - это, значит, щелочь
Или яд какой другой.
Ну и что, что эта проба
Для тебя последней будет?
Зато жил ты, как герой!
(Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус!)
Совет №4
Если все-таки решился
Ты однажды сделать опыт -
То налей веществ побольше,
Да смотри, не мелочись.
А когда вдруг реактивы
потекут тебе на платье
и, конечно же, на руки,
вытирать совсем не надо,
врачи, может быть, спасут.
(При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ!)
Совет №5
Ну, а если захотелось
очень сильно вдруг покушать,
а звонка все нет и нет,
ты скорей глотай свой завтрак,
разложив его на парте,
ну и пусть здесь реактивы,
они вкуса придадут.
(В кабинете химии нельзя пить, есть и класть продукты на рабочие столы!)
VIII. Подведение итогов
Учитель: Сегодня на уроке вы узнали о методах, которые применяют при изучении химии, узнали о правилах техники безопасности в кабинете.
Какие же основные методы познания, используемые в химии, вам известны? (Ответы обучающихся).
IX. Домашнее задание, инструктаж к его выполнению
Слайд 17.
Параграф 2.
Тестовые задания стр. 11.
X. Рефлексия
Слайд 18.
Учитель: А сейчас я предлагаю подвести итоги своей работы на уроке.
Выберите начало предложения и закончите его.
- Я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
Слайд 19.
- Я приобрёл...
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Спасибо за работу!
Интернет-ресурсы: