Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;
- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;
- формировать умение оценивать себя и других учеников;
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
- уметь высказывать свое мнение;
Познавательные УУД:
- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;
- развивать мыслительную деятельность;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;
- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;
Направленные на достижение предметных результатов:
- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;
- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;
- применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;
- закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;
- закрепить умение определять род имен существительных.
Оборудование:
- УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть;
- электронная презентация;
- компьютер, проектор, экран;
- памятки для коллективной работы;
- карточки с текстом для групповой работы;
- карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;
- листы самооценки;
Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Садитесь!
- Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Прочитайте орфографически число и вид работы. Запишите без ошибок. (Слайд 1)
2. Минутка чистописания
- Посмотрите на доску.
- Какое слово рассыпалось на слоги? (Комната) (Слайд 2)
- Соберите слово.
- Что необычного в этом слове? (Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)
- Запишите это слово в своих тетрадях, поставьте знак ударения, выделите орфограмму.
- Проверьте с записью на доске.
- Запишите два однокоренных слова к слову комната.
3. Актуализация знаний
- Прочитайте слова.
Парта, парты, парте, партой.
- Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного слова.)
- Поставьте к каждому слову вопрос.
(Что?) парта, (чего?) парты, (чему?) парте, (чем?) партой. (Слайд 3)
- Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (Окончание)
- Сформулируйте тему урока. (Падежи имен существительных) (Слайд 4)
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Научиться определять падеж имен существительных) (Слайд 5)
- Где можно взять упражнения для того, чтобы достигнуть цели урока? (В учебнике)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику.
Упр. 64, с. 36.
- Прочитайте текст.
- Поставьте слово сосна в каждое предложение.
- Что вы заметили? (Изменяется окончание слова)
- Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончание. (Слайд 6)
- Прочитайте сведения о языке стр. 36, 37.
- Что такое склонение? (Изменение по падежам.)
- Сколько всего падежей в русском языке? (6 падежей)
- Назовите их?
5. История о падежах
(Слайд 7) Откуда пошли названия падежей
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать - Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:
- Именительный,
- Родительный,
- Дательный,
- Винительный,
- Творительный,
- Предложный.
Упр. 65, с. 37. (Коллективное выполнение)
- Прочитайте на с.38, на что нужно обратить внимание.
6. Физкультминутка
Я вам буду называть имена существительные.
- Если существительное мужского рода - присели - встали мальчики, если существительное женского рода - присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.
Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.
Упр. 67, с. 38.
- Прочитайте задание к упражнению.
- Что значит «просклонять имя существительное»? (Изменить по вопросам)
- Выполни задание. (Работа в парах)
Продолжение работы по теме урока
Работа в группах
- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.
- Пока раздаю материал, вспомните правила работы в группе.
- На листочках (см. Приложение 1) записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:
- Славен человек не словами, а делами.
- Дело словом не заменишь.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Мы радуемся победе спортсменов.
- Я на дереве вижу дятля.
- Есть много пословиц о труде.
- В своей работе вы можете воспользоваться алгоритмом определения падежа имени существительного (см. Приложение 2.) (Слайд 8)
- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
Проверка работы. (Слайд 9)
- Дело словом не заменишь. (И.п.)
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
- Мы радуемся победе спортсменов. (Д.п.)
- Я на дереве вижу дятла. (В.п.)
- Славен человек не словами, а делами. (Т.п.)
- Есть много пословиц о труде. (П.п.)
- У кого всё правильно получилось?
7. Рефлексия
- Прочитай. Определи падеж слова весна в каждом случае.
В рощах птичье пение,
А в классе - тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух: весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне…
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на стене.
Я.Аким
8. Подведение итогов урока
- Что такое склонение имен существительных? (Изменение по падежам)
- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).
9. Домашнее задание
Просклонять слова погода, машина.