1. «Модели индивидуального профессионального маршрута из личного опыта работы»
При разработке индивидуального профессионального (образовательного) маршрута педагог дополнительного образования детей первостепенно опирается на свою основную общеобразовательную или адаптированную программу. Каждый педагог, разрабатывая свою программу, создаёт документ опираясь на приоритеты своей человеческой сущности, личных интересов, социального запроса.
В начале своей педагогической деятельности, как педагог начала XXI века, в поиске инновационных форм организации образовательного пространства своего объединения, я выбрала идею создания детского самодеятельного музея декоративно-прикладного творчества «Содружество народов Бурятии». Создание экспонатов для выставок музея мною, обучающимся и их родителями, моими родственниками продолжалось более 12 лет. Открытие детского самодеятельного музея декоративно-прикладного творчества «Содружество народов Бурятии» состоялось 24 мая 2019 года.
1.1. Первую модель моего индивидуального образовательного маршрута я представляю как «История развития общеобразовательной программы в рамках ИОМ». На сайте организации дополнительного образования, где я работаю, в разделе «Наши объединения» на страничке с моими документами, есть методическая разработка «История развития общеобразовательной программы «Содружество народов Бурятии», - так вот описание истории развития программы «Содружество народов Бурятии» и есть кратко изложенный, мой индивидуальный образовательный маршрут или стратегия профессионального роста за период работы с 2005 по 2016 годы.
1.2. Вторая модель ИОМ из личного опыта, - «Проектная деятельность» в рамках общеобразовательной или адаптированной программы». В данном пункте следует учитывать, что под понятием «проект» подразумевается учебно-методический, воспитательный или социально-значимый проект с финансированием.
В декабре 2021 года, в период отчёта о реализации индивидуального образовательного маршрута педагогом, я проанализировала свой учебно-методический проект «Модель преемственности наставничества «Твори Добро» в детском объединении «Содружество народов Бурятии»» опубликованный в сборнике научных статей «Наставничество: модели и успешные практики» опубликованный в ноябре 2021 года. По проекту «Модель преемственности наставничества «Твори Добро» в детском объединении «Содружество народов Бурятии»» я работаю более 10 лет и в своём ИОМ представила «Самоанализ эффективности реализации проекта «Модель преемственности наставничества «Твори Добро» в детском объединении «Содружество народов Бурятии»» в рамках ИОМ 2021-2022 учебного года».
Таким образом, выше представленные модели индивидуального образовательного маршрута из моего опыта работы, являются рабочими и «живыми» документами отражающие наращивание профессиональных компетенций, актуальных в условиях современного образования.
2. «Модели индивидуальных образовательных маршрутов из практики учебно-методической деятельности педагогов организации дополнительного образования детей»
2.1. Модель «Реализация педагогом двух интегрированных программ» (двух программ, включающих в себя отдельные образовательные области на основе единства некоторых компонентов).
Ниже представлена таблица, где указаны: профиль работы педагогов-коллег, а также разработанная к основной дополнительной общеобразовательной программе - вторая программа (курс), ориентированная на расширение и дополнение знаний, разностороннее развитие обучающихся, обеспечивая привлечение дополнительного количества обучающихся.
Модель ИОМ «Реализация педагогом двух интегрированных программ» | ||
Педагог
|
Основная общеобразовательная программа
|
Вторая программа (курс), дополнительный вид деятельности |
Педагог
|
Музей ИЗО и ДПИ |
Швейное дело |
Педагог
|
Логопедия, развитие речи |
Здоровый образ жизни с элементами сестринского дела |
Педагог
|
Финансовая грамотность |
Курс Microsoft office |
Педагог
|
Общеобразовательная программа «Кукольный театр» |
Адаптированная программа «Кукольный театр» |
Данная модель является одним из видов профессионального роста педагога, осознанной работы на определённый результат обучающихся, одним из видов представления «самоанализа эффективности реализации двух интегрированных программ в рамках ИОМ за текущий учебный год».
2.2. Модель «Методический кейс педагога» на основе личного плана учебно-методической работы».
В организации дополнительного образования детей, каждый педагог, планируя свою методическую деятельность на учебный год, разрабатывает «Личный план учебно-методической работы на текущий учебный год», в который входит комплекс мероприятий:
- обновление содержание дополнительной общеобразовательной программы с учётом развития науки, техники, культуры, социального запроса, календаря памятных дат;
- мероприятия «Плана учебно-методической работы ОО на текущий учебный год»;
- разработка и реализация новых проектов, программ, курсов;
- социальное сотрудничество;
- участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства;
- обучение на курсах повышения квалификации.
Также, процесс методической деятельности педагога в ОО инициируется и регулируется на основании «Положения о самообразовании педагогических работников ОО». Стоит напомнить, что в «Положении о самообразовании педагогических работников ОО», как правило есть пункт с примерным заголовком «Каждым педагогом оформляется папка с документами по самообразованию» и далее примерное содержание папки в электронном виде:
- Титульный лист.
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
- Перечень психолого-педагогической литературы для изучения.
- Участие в системе методической работы ОО, района. сети Интернет.
- Перспективный план самообразовательной деятельности на 3 года.
- Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.
- Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий учебный год.
- Материалы работы над единой методической темой ОО.
- Посещение отрытых учебных занятий, мероприятий коллег.
Вышеперечисленный перечень методических материалов является одним из решений создания «методического кейса педагога». Самоанализ «Методического кейса педагога на основе личного плана учебно-методической работы» представляет собой одну из моделей индивидуального образовательного маршрута педагога.
Вышеперечисленный учебно-методический комплекс данного пункта представляет базовый перечень и предполагает дополнение, интерпретацию.
2.3. И самая распространённая модель ИОМ - «Обучение на курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях» (по профилю работы, по личной заинтересованности).
Подводя итог, следует перечислить «Модели индивидуального образовательного маршрута педагогов организации дополнительного образования детей»:
- «История развития общеобразовательной программы в рамках ИОМ».
- «Проектная деятельность» в рамках общеобразовательной или адаптированной программы».
- «Реализация педагогом двух интегрированных программ».
- «Методический кейс педагога на основе личного плана учебно-методической работы».
- «Обучение на курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях».
- Уважаемые коллеги, желаю всем педагогам найти интересные формы учебно-методической деятельности, - ИОМ, тем самым разработать и внедрить новые идеи в учебно-воспитательный процесс детских объединений дополнительного образования.
Список использованной литературы
I часть
Электронные ресурсы:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2012г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Унифицированный указатель электронного ресурса (далее URL): https://docs.edu.gov.ru/document/68ab95d94aff334dd86625ce304d49eb/download/2551/ (дата обращения 23.02.2024).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. №3273-р «Об утверждении принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста».
URL: http://government.ru/docs/38760/ (дата обращения 23.02.2024).
II часть
Нормативно-правовая база деятельности Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования детей «» Республики Бурятия:
- Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов.
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников и управленческих кадров.
- Положение о самообразовании педагогических работников.