Цель: Освоение навыков эффективного взаимодействия с семьёй.
Задачи:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов;
- Развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии;
- Создание условий для развития профессионального мышления и благоприятного климата;
- Освоение простых техник саморегуляции и опоры.
Форма и методы: Мастер-класс, тренинг.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ № 18 «Семицветик» (24 человека).
Оборудование и материалы:
- SMART доска (презентация);
- Шаблон «Родители» 3 штуки;
- Шаблон «Дерево» 3 штуки;
- маркеры для записей;
- столы и стулья.
Ход занятия
1. Организационная часть (5 минут)
Разместить и отметить присутствующих. Сообщить тему и цель нашего мероприятия.
Педагоги делятся на 3 группы самостоятельно, размещаются за отдельные столы, выдаём каждой группе шаблоны и цветные маркеры.
Правило: Мозговой штурм. Все идеи принимаются, все идеи записываются! (Слайд № 1- 2)
Актуальность: Необходимость и регламенты взаимодействия родителей и учителей отражена и во ФГОС НОО.
Работа с семьей, с родителями - это кропотливый труд. Каждому педагогу, неизбежно приходится общаться с родителями своих воспитанников в разных ситуациях. Педагог должен обладать высокоразвитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в развитии и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. И наша с вами задача, как профессионалов в общении, ещё и сохранить своё стабильное эмоциональное состояние и конструктивно подойти к решению рабочих проблем.
И педагог, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Отсюда и некоторые причины возможных конфликтных ситуаций.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться.
Без построения конструктивного диалога невозможно наладить образовательный процесс. Чтобы каждая встреча с родителями не вызывала шквал негативных эмоций и стресса, нужно придерживаться существующих правил общения с детьми и взрослыми.
2. Содержание занятия (30 мин)
Упражнение «Портрет современного родителя».
Цель: Дать характеристику современного родителя.
Задачи: Развитие навыков профессиональной коммуникации и рефлексии.
Шаблон на «Человека» на группу из 5-6 человек.
Группа обсуждая записывает на листе с изображёнными фигурами родителей характеристики современного родителя как они видят. Родители - поколение 90-х (Слайд № 3)
Информация (Слайд № 4)
5 типов современных родителей:
Первый тип - это родители, у которых подход к развитию ребёнка скорее формальный: они следят за результатами занятий, работам в детских тетрадях, детских работ, поделок, участиях в конкурсах ДОУ, результатов диагностического обследования. Готовы обеспечить дополнительные занятия - но либо когда ребёнок сам попросит, или предложат в ДОУ. В остальном они не сильно вовлечены в процесс занятий в детском саду. Это родители, которые не держат в фокусе долгосрочные цели и приучают детей жить в системе быстрых результатов. Положительный момент: если родители готовы поддерживать инициативы ребенка, например, в выборе дополнительного образования. Таких родителей по результатам исследования оказалось 33%.
Второй тип - либеральные родители, которые стараются давать детям больше свободы. Занятия, образование ребёнка считают больше ответственностью детского сада и школы, нежели собственной. Они не давят на ребёнка, не преследуют цель вывести его на хорошие оценки - им гораздо важнее его психологический комфорт. Учиться, по их мнению, нужно, чтобы получить практические навыки, которые пригодятся в будущем, и найти своё место в жизни, не обязательно при этом поступая в вуз. Плюс его в том, что развивается эмоциональный интеллект и свободомыслие. Но ребёнку может не хватить контроля, чтобы не бросить какое-то занятие, едва столкнувшись с трудностями. Среди респондентов этот тип встречался в 23% случаях.
Третий тип родителей выстраивает свою тактику в зависимости от личностных особенностей ребёнка. Они стараются помочь развить таланты и найти своё место в жизни. Для них важно, чтобы обучение не прерывалось и ребёнок постоянно хотел развиваться и образовательный процесс приносил ему удовольствие. Такие родители (16%) стремятся дать ребёнку всё самое лучшее и воспитать гармоничную личность. Им удаётся сбалансировать контроль и поддержку. У их детей больше шансов вырасти эмоционально здоровыми, стабильными личностями, уверенными в себе и своих силах и способными брать ответственность за свои решения.
Четвёртый тип - авторитарные родители, которые привыкли всё контролировать, многое решать за ребёнка. В основном это сводится к дисциплине и проверке оценок. Ответственность за развитие ребёнка они полностью перекладывают на детский сад и школу и на самого ребёнка, в проблемах с успеваемостью винят тоже ребёнка или образование. Таких родителей выявлено 15%. Такой подход неизбежно ведёт к сложностям с адаптацией к взрослой жизни: ребёнок привык, что за него всегда решает кто-то, и поэтому ему будет сложно делать самостоятельный выбор в будущем.
Пятый тип - родители, которые не стремятся контролировать ребёнка, их в меньшей степени волнуют результаты, оценки. При этом они меньше, чем все остальные, довольны качеством образования и считают, что детский сад и школа не даёт ребёнку достаточно нужных знаний, а большая часть информации, которую ученики там получают, малополезна в жизни. Поэтому они не перекладывают всю ответственность на образование и стараются самостоятельно обеспечить детям актуальные знания - в том числе поощряя использование гаджетов в образовательных целях. Таких родителей по результатам опроса - 13%.
Информация Портрет современного родителя (Слайд № 5)
Информация Портрет современного родителя (Слайд № 5)
Упражнение «Дерево» ресурсы / опора (Слайд № 6)
Цель: Выявить трудности в работе с родителями с которыми чаще всего сталкиваются педагоги и найти приемлемые варианты решения.
Задачи:
- Выявить трудности во взаимодействии.
- Что нужно сделать, чтобы преодолеть конкретную педагогическую ситуацию. Варианты решения.
- Обмен опытом педагогов.
- Сплочение педагогического коллектива в поиске вариантов решения сложных ситуаций.
- Ресурсное состояние. Опора.
Шаблон с эскизом дерева. На одном шаблоне работает группа 5-6 человек.
- 1 этап: Группа обсуждая записывает на кроне дерева, на листве, трудности с которыми они сталкиваются при взаимодействии с родителями. Далее все группы озвучивают свои версии и сравнивают совпадения.
- 2 этап: Группа обсуждает и записывает на корнях дерева решения каждой трудности которые они записали на кроне дерева. Делятся личным профессиональным опытом. Заземление. Корни - опора.
Информация (Слайд № 7)
Правила эффективного общения:
- Демонстрировать профессионализм (владеете методиками, действуете по плану, владеете терминологией)
- Быть тактичным и проявлять уважение (не обсуждать неудачи, неуспеваемость, поведение ребёнка при всех родителях)
- Быть открытым (к вам можно обратиться), но не забывать о личных границах
- Помнить о социальной дистанции (излишняя дружелюбность)
Информация (Слайд № 8-9)
Как избежать конфликтных ситуаций:
- Представить себя на месте родителей
- Определить причину встречи с родителями
- Выбрать удобный способ коммуникации (чат, очная встреча)
- Заранее подготовьтесь к разговору
- Правила общения (двухстороннее общение)
- Техника «Сэндвич» - начинайте контакт с позитивной ноты, приятных моментов
- Техника «Я» - «Я заметила», «Я беспокоюсь», высказываете озабоченность и желание найти решение совместными усилиями
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика (оценивая ребёнка, мы оцениваем родителя)
- Показывайте родителям, что не только они сталкиваются с этой проблемой
- Вы вместе против проблемы, а не против друг друга
Информация (Слайд № 10)
Советы психолога:
- Если человек к вам относится негативно, агрессивно «Не лезть на вилы»! Выдержать паузу
- Присмотреться к себе. Самоанализ
- Стараться быть выдержанным (провокации вас не трогают)
- Уметь себя защитить. Указать на недопустимое поведение
- Забота и внимание. Оставаться вежливым и сдержанным . Лишаете агрессора удовольствия наслаждаться вашей реакцией
- Попытаться выявить уязвимые места, которые он пытается скрыть
- Чаще улыбаться и кивать в ответ, но делать по-своему
- Решаем с помощью соблюдения формальностей - инструкции, правила, устав
- Обращаемся за помощью к коллегам, администрации. Не замыкаться в себе!
Техника «Круг баланса» (Слайд № 11)
Цель: Личная саморегуляция.
- Красная половина - эмоции
- Синяя половина - разум
Рекомендуется изготовить такой знак людям работающим в сфере человек - человек для личной саморегуляции. Разместить в удобном для себя месте на рабочем месте. Когда чувствуете, что эмоции захлестывают, «закипаешь» перевести взгляд на знак. Понимая, что красный цвет заползает на территории синего. Эмоции начинают управлять разумом. Взять паузу! Пауза минимум 12 минут.
Техника «5-4-3-2-1» (Слайд № 12)
Цель: Позволяет на время переключить фокус внимания с беспокоящих мыслей и эмоций.
Назовите 5 вещей, которые вы видите вокруг себя. Опишите их: «белая шершавая стена», «жёлтые цветы в вазе», «голубое небо за окном» и так далее.
Назовите 4 вещи, чувствуете. Например, как спина прикасается к спинке стула, удобно ли вам стоять или сидеть, какую фактуру ощущают ваши руки.
Какие 3 звука вы слышите - за окном, на улице, или рядом с собой.
Какие 2 запаха чувствуете и, наконец, 1 один вкус, который ощущаете прямо сейчас.
Делайте это упражнение, когда чувствуете, что эмоции вас захлёстывают и вы не можете с ними справиться.
3. Рефлексия занятия (5 минут)
Анализ впечатлений и эмоций, чувств, ощущений после тренинга.