«Исконный край отечества - марийский,
Из глубины веков история твоя».
Отрывок из стихотворение А.Подольского
1. Мотивация
Здравствуйте, дорогие дети.
Уважаемые взрослые, я очень рада приветствовать вас на нашем открытом уроке. Итак, начинаем.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Я очень рада, что у вас хороший настрой на работу. У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.
Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начинаем наш урок.
2. Актуализация изученного
На прошлом уроке мы с вами говорили о завершении формирования марийского народа, о территориях, на которых проживали мари в 9-11 вв., как складывались ихотношения с ближайшими соседями.
А как вы считаете, продолжая разговор, на каких вопросах мы остановимся сегодня на уроке?
Итак, цель нашего урока: познакомиться с занятиями мари в 12-13 в.в., узнать, что из себя представляла система управления, а также взаимоотношения с новым соседом, а вот каким, вы узнаете на уроке? Записываем тему урока: "Мари в XII - начале XIII веков".
В течении долгоговременимарийская земля была одним из самых глухих углов. Давайте подумаем.
Почему же предки марийцев заселяли эти, казалось богом забытые места?
Какие преимущества имела данная территория?
- Полноводные реки и озера (рыболовство)
- Леса богатые пушниной, ягодой, грибами.
- Умеренный климат
- Луга, богатые травой (скотоводство)
Вывод: При упорном и систематическом труде эта земля могла вполне накормить, напоить, обуть, согреть человека, дать ему материал для постройки дома и люди настойчиво осваивали эти неприветливые места. Жизнь текла спокойно и основательно.
Вспомните, какие были основные занятия населения в первобытную эпоху? (охота, рыболовство, бортничество, а со 2 тысячелетия до н.э. начали разводить домашний скот, которому научили местное население кочевые племена из южных степей и обрабатывать землю).
А вот сосновными занятиями мари в начале 2 тысячелетия, нас познакомят ребята.
Ученик. Марийские леса… Они не зря славятся на все Поволжье, на всю Россию, это самый крупный лесной массив на Волге. Леса - главное богатство края, содержащее огромные запасы древесины. Лес - это родной дом для множества зверей, кладовая всевозможных ягод, грибов и лекарственных растений. Поэтому одним из основных занятий населения являлась охота. В основном охотились на пушных зверей для их продажи. Марийские охотники считались лучшими стрелками во всей Восточной Европе. Чтобы не испортить ценный мех, старались попадать прямо в глаз зверька. Шкуры пушных зверей выполняли роль денег. И до сих пор мари называют копейку ыр, что в переводе означает «белка». Обследование костей с марийских археологических памятников показывает, что около 50 % их принадлежат пушным видам животных, преимущественно бобру, кунице и соболю.С охотничьим образом жизни связан широко распространенный культ зверей (лося, медведя) и водоплавающей дичи.
Ученик. А вот земледелие не являлось основным занятием из-за недостатка плодородной земли. Как и в более древние времена, земледелие было подсечно-огневым. Для обработки земли использовали соху, мотыгу и суковатку, а урожай убирали серпом и косой. Зерно перемалывали с помощью ручных каменных жерновов. Основными культурами являлись пшеница, ячмень, рожь, просо, репа, конопля и лён.
Развивалось и скотоводство. Разводили таких домашних животных, как лошадь, крупный рогатый скот, свиней, овец и домашнюю птицу.
Человек во все времена селился близ водоемов, поэтому значительную роль играло рыболовство.
Ученик. Огромное значение в хозяйстве марийцев занимало бортничество. Напомню, что первоначально добывали мед диких пчел из естественных дупел, затем разводили пчел в выдолбленных дуплах. Добычей меда, а позже и разведением пчел марийцы начали заниматься очень давно. У представителей народа, живших в лесах, бортничество было распространено еще в период поздней бронзы, о чем свидетельствуют археологические данные. Более поздние документы говорят о «черемисских бортных урожаях». Меда хватало и для уплаты дани, и для продажи, и для семьи. У каждого марийца были свои личные бортяные деревья, на которые ставили знак собственности, называвшийся тисте. И так как лес - это главное богатство края, то и дерево использовалоськак основной материал для строительства и изготовления различных изделий.
3. Этап самостоятельного осмысления
Давайте вспомним, что такое соседская община? (порядок жизни, при котором люди связаны не родственными, а соседскими отношениями).
Чем она отличается от родовой? (Родовая община - коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество).
Родовые связи древних марийцев распадались из-за смены место жительства и смешения с другими народами: удмуртами, меря, мурома и др. На смену родовой общины пришла соседская.
община |
||
Состав общины |
илемы, карман, ор |
земляческие группы |
Глава общины |
кугурак |
кугыза |
Руководитель молений |
карт |
карт |
На этом этапе урока вам нужно будет самостоятельнозаполнить таблицу с использованием учебника, стр. 27.
В состав такой общины входили несколько небольших поселений - илемов, расположенных вокруг городища - карман, ор, куда сбегались в случае опасности.
Отдельные общины объединялись в крупные земляческие группы, например, Ветлужские мари, Вятские мари, Кокшайские мари, Горные мари.
Во главе общины стояли старейшины - кугурак. Земляческие группы выбиралипредводителя - кугыза.
Огромным влиянием пользовались карты - руководители молений.
Скажите, а что находилось в общем пользовании? (лесные угодья, луга, реки).
Что было поделено между отдельными семьями? (земля и бортяные деревья)
Как мари защищали себя в случае опасности? (Специальных военных отрядов у мари не было. Воевали все, кто мог держать оружие. Во главе ополченцев находились выборные военные вожди).
Легенды и придания мари, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают нам о древних марийских вождях и старейшинах. Среди них - Чумбылат - известный марийский князь, живший более 800 лет назад и сохранивший о себе память на долгие века.
Видео на 4 с половиной минуты.
Физкультминутка
IV. Русь и мари
Соседями мари в 12 веке на западе и севере становятся восточные славяне. Это период, когда мари, оказались меж двух огней - Тюркского востока и славянского государства. Мари были вынуждены приспосабливаться, сотрудничать то с одними, то с другими. Такое положение позволяло сохранять собственную социальную верхушку и столь чтимое ими язычество.
Марийская родоплеменная верхушка оказалась расколотой, часть её представителей ориентировалась на русские княжества, другая часть активно поддерживала татар. В таких условиях не могло быть и речи о создании национального феодального государства.
Итак, сейчас мы обращаемся к документам. Ваша задача, изучить документ и ответить на поставленные вопросы.
Работа с документом
«История марийского народа с древнейших времен»
«…В 1170 году - в древней галичской рукописи в первый раз упоминается война черемис с ручичами под Галичем, где черемисы ветлужские и вятские являются как нанятое войско для войны между ссорящимися между собой братьями. Как в этом, так и в следующем 1171 году черемисы были разбиты и прогнаны от Галича Мерьского». Об этом же говорят и другие исследователи: «Воевавшие между собою князья галичские нанимали себе в помощь чудь и луговую черемису». Но вскоре марийское население само подверглось нападению. В 1174 году новгородские повольники завоевали у черемисов их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, а черемисы ушли со своей стороны к Юме и Ветлуге. С того времени у черемисы укрепляют свою крепость Шанга. В 1174 году марийское население само подвергается нападению. "Ветлужский летописец" повествует: "новгородские повольники завоевали у марийцев их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем», после этого марийцы ушли с этого места к Юме и Ветлуге. В 1181 году новгородцы завоевали территорию на Юме, в этой связи марийцы ушли на реки: Пижму, Ветлугу (Энер), Шангу и Якшангу.Юмский князь КоджаЕралтем строит на реке Энер (Ветлуга) город-крепость Якшан и укрепляет свое княжество. После вытеснения черемисов с р. Юмы, какая то их часть спустилась к своим сородичам на р. Пижму. На всей территории бассейна р. Пижма издревле проживали марийские племена. По многочисленным археологическим и фольклорным данным: политические, торговые, военные и культурные центры мари располагались на территории современного Тоншаевского, Яранского и Советского районов Нижегородской и Кировской областей.
- Когда впервые упоминается о войне со славянами (русами)? (1170)
- Выступали лимари как наёмное войско в междоусобных распрях русских князей? («Воевавшие между собою князья галичские нанимали себе в помощь чудь и луговую черемису»)
- Какое городище в верхнем течении Ветлуги более всего укрепляется черемисами? (крепость Шанга)
- В каком году новгородцы завоевали у черемисов город Кокшаров? (1174)
- Как вы считаете, эти события окажут влияние на включение марийских земель в состав Руси? (конечно, но это произойдет только в 1552 году)
Итак, ребята, о чем вы узнали сегодня на нашем уроке? (о занятиях мари в 12-13 в.в., системе управления и взаимоотношениях с Русью, мы видим из документов, что не всегда они были мирными).
Как вы считаете, достигнута ли наша цель, поставленная в начале урока?
V. Закрепление
А сейчас мы проверим, внимательны ли вы были на уроке?
- «Чтобы не испортить ценный мех, старались попадать прямо в глаз зверька». О каком занятии идет речь?
- Добывание меда диких пчел из естественных дупел, называется…?
- Руководителей молений называют: кугурак, карт, кугыза.
- В каком веке восточные славяне стали соседями мари?
- Как звали марийского князя, жившего более 800 лет назад?
VI. Домашнее задание
§ 6, доп. задание к параграфу «Юный исследователь».