Собраться вместе есть начало.
Держаться вместе есть прогресс.
Работать вместе есть успех.
Генри Форд
Дошкольное образование - первая и, наверное, чуть ли не самая сложная ступень образовательной системы. Трудно переоценить её значение. Именно в этот период ребенок получает свой первый и наиболее важный опыт, социализируясь в коллективе и всесторонне развиваясь в его рамках, а благодаря этому в дальнейшем легче адаптируется уже к роли школьника. Безусловно, для достижения таких результатов необходимо тесное сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса.
Кто же они - участники? Конечно, в первую очередь это педагоги трёх поколений. Люди в молодом, зрелом и пожилом возрасте, работая слаженно, способны на многое. Ведь в этом случае они помогают друг другу преодолевать проблемы, типичные для каждого из них. В силу различного жизненного опыта и, можно сказать, мировоззрения, они применяют разный подход к детям, что обеспечивает всестороннее развитие малышей.
Также мне хотелось бы отметить и других участников сложного процесса воспитания, о важнейшей роли которых иногда забывают: это семья воспитанника детского сада - его родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Их взаимодействие с педагогическим коллективом, ценные советы, подсказки и, конечно же, взаимное умение педагогов и родственников находить компромиссы - всё это может творить настоящие чудеса!
Если же вернуться к роли квалифицированных учителей, то нужно подчеркнуть, что передача опыта в педагогической среде является сложной и очень нужной задачей. Здесь можно привести цитату И. Калины: «Наверное, чтобы быть хорошим учителем, надо знать прошлое, жить настоящим и предвидеть будущее. Для одного человека это очень непросто. А вот хороший, слаженный педколлектив, в котором дружно работают педагоги «всех трех поколений» (молодого, зрелого и взрослого), обязательно соответствует этому требованию».
Да, совместный труд и обмен знаниями работников помогает каждому из них, благодаря чему работа дошкольного учреждения в целом становится более успешной. И нельзя допустить ослабления этой ценной связи, ведь тогда мы потеряем огромный опыт, накапливавшийся поколениями, а новые специалисты будут вынуждены каждый раз начинать с нуля. Подобный «коллективный разум» может во многом помочь: это и экономия времени при поиске информации, и интересные подходы к учебному и воспитательному процессам. Или даже какие-то оригинальные идеи! В итоге выигрывают тут все.
Думаю, что педагог никогда не должен считать своё образование завершённым, на любом этапе жизненного и (или) профессионального пути. Не нужно воспринимать свою деятельность как работу с окончательно сформированной концепцией. А подобный обмен опытом - это не просто красивые слова, но и процесс, необходимый любому учителю. Например, молодёжь может помочь старшему поколению освоить современные технологии, а опытные сотрудники с радостью подскажут новым воспитателям, как найти оптимальный выход в непростой ситуации.
Подобная командная работа непременно приведёт к достижению поставленных целей - гармоничному всестороннему развитию ребёнка и созданию прочной базы для его дальнейшего обучения и личностного роста. Я искренне верю в это и каждый день стараюсь применять такой подход на практике.