Развитие творческих способностей у детей с аутизмом

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


Синдром детского аутизма изучается в России более 50 лет. За эти годы проведено много интересных исследований, по проблеме аутизма и его коррекции. Опубликованы сотни медицинских, психологических, педагогических работ. Тем не менее, аутизм продолжает привлекать к себе внимание профессионалов разных специальностей и общества в целом, и тому есть немало причин:

  • аутизм встречается достаточно часто (чаще, чем изолированные глухота и слепота, вместе взятые);
  • трудно найти отклонение в развитии со столь необычной и многообразной симптоматикой;
  • несмотря на большое количество публикаций, остаются неясными многие аспекты этиологии, патогенеза, систематики и лечения аутизма. Основоположник учения о детском аутизме американский психиатр Л.Каннер, еще в конце 50-х годов не без горькой иронии писал, что статей по аутизму, наверное, больше, чем самих аутистов, но это не прибавляет ясности в понимании проблемы;
  • во многих странах (в том числе в России) далеки от решения организационных и методических проблем коррекционной работы;
  • социальные проблемы, возникающие в связи с аутизмом, отличаются большой сложностью.

За последние 20 лет состояние помощи лицам с аутизмом в России заметно изменилось. Расширился спектр предлагаемых медицинских услуг, появились государственные и негосударственные образовательные учреждения, заявляющие о готовности к обучению и воспитанию детей с расстройством аутистического спектра.

Аутизм избавляется от ореола загадочности и таинственности, и на аутистов, все чаще смотрят не как на инопланетян, а как на детей, которых нужно понять и которым необходимо помочь.

Вместе с тем, можно констатировать, что к началу XXI века система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России только начинает складываться.

Очень важным аспектом в работе с детьми с РАС является развитие творческих способностей. Занятия творчеством содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущению наибольшего комфорта у ребенка с РАС. Это в свою очередь приводит к увеличению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Поэтому понижается тревожность, и ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми.

Творческое развитие является мощным импульсом в реабилитационном процессе для социально-бытовой адаптации. Таким образом, стимулируется желание убирать рабочее место, развивается умение реагировать на жесты, выполнять простые указания, концентрировать внимание, уменьшается проявление страха. Целенаправленно совершенствуются сенсорные ощущения, восприятия, представления. Развивается эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства, понимание содержания. Осваивается умение образно отражать простые предметы. Дети учатся устанавливать связь между предметами и действиями, вырабатывается устойчивый интерес к выполнению задания.

Для достижения результата в работе необходимо помнить, что для ребёнка с расстройством аутистического спектра формирование ориентировочно-исследовательской деятельности сильно затруднено.

Аутизм - это психическое расстройство, которое влияет на способность человека взаимодействовать с окружающим миром. Однако, несмотря на все трудности, дети с аутизмом могут проявлять уникальные творческие способности и видение мира. В данной статье мы рассмотрим, как уроки изобразительного искусства могут помочь развить эти способности у детей с аутизмом.

Дети с аутизмом часто имеют необычное видение мира. Они могут видеть детали, которые другие люди не замечают, и создавать свои собственные миры в своем воображении. Например, они могут рисовать сцены из своих фантазий или создавать уникальные композиции из цветов и форм.

Уроки изобразительного искусства помогают развивать творческие способности детей с аутизмом. Они помогают им выражать свои мысли и чувства через рисунок, цвет и форму. Кроме того, уроки изобразительного искусства позволяют детям с аутизмом развивать навыки коммуникации и взаимодействия с другими людьми.

Для того чтобы уроки изобразительного искусства были эффективными для детей с аутизмом, необходимо учитывать их особенности и потребности. Вот несколько советов:

  1. Начните с простых заданий. Дети могут испытывать трудности с концентрацией и выполнением сложных заданий. Начните с легких заданий, которые помогут им почувствовать себя комфортно.
  2. Используйте наглядные материалы. Дети с аутизмом могут лучше понимать информацию, если она представлена в виде картинок, фотографий или видео. Используйте наглядные материалы на уроках.
  3. Предоставьте возможность для самовыражения. Дайте детям возможность выразить свои мысли и чувства через рисунки, коллажи или другие формы творчества.
  4. Работайте в команде. Дети с РАС могут чувствовать себя более комфортно, работая в команде с другими детьми. Создайте группы или команды, чтобы дети могли общаться и обмениваться идеями.
  5. Поддерживайте родителей. Родители играют важную роль в жизни детей с аутизмом. Помогите им понять, как проводить уроки изобразительного искусства и как поддерживать своих детей.

Уроки изобразительного искусства - это отличный способ развить творческие способности детей с аутизмом. Они позволяют им выражать свои мысли и чувства, развивать коммуникативные навыки и взаимодействовать с другими людьми. Важно учитывать особенности детей с аутизмом при проведении уроков и предоставлять им возможность для самовыражения и общения.

При проведении занятий применяются методы: практические, словесные и наглядные.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр фильмов, прослушивание музыки.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. Именно игровая деятельность способствует постижению ребенком первых ступенек к творчеству, к творческой деятельности. В целях эффективного раскрытия творческого потенциала ребенка взрослому необходимо не только наблюдать за игрой, но и создать условия ее развития, управлять, организовывать, обогащать, включая в игру элементы творчества. По результатам исследований детских психологов, любой вид игры является не только условием для проявления творческих способностей, но и стимулирует развитие креативности ребенка. Яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях по внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир». Без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно, благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.

Не последнюю роль в развитии детского творчества играют на уроках рукоделия работа с так называемым «бросовым материалом». Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что, кажется, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Это способствует развитию у детей фантазии и воображения.

Во время занятий для снятия возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы, педагог может использовать аудио записи живой природы и музыку из мультфильмов. На занятиях применяются технические средства обучения и воспитания: компьютер (записи на СД и флэш-картах) и наглядные пособия (иллюстрации, рисунки, открытки, макеты, схемы, чертежи, дидактические карточки). Формой подведения итогов реализации программы является проведение выставок работ учащихся, участие в районных и городских выставках - конкурсах.