Восприятие дошкольниками живой природы и ее отражение в собственном творчестве

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического восприятия. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства , содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. Дети любят и чувствуют природу. Сила её эстетического воздействия так велика, что и произведения пейзажной живописи вызывают у них радостные ассоциации. Поэтому знакомство с этим жанром изобразительного искусства не должно носить для детей только познавательный характер, а должно превратиться в увлекательную и прекрасною «прогулку» по природе родной страны с незримым присутствием тонких и деликатных попутчиков-художников, у которых дети учатся видеть, понимать, любить природу и искусство.

Знакомить детей с пейзажем необходимо в течение всего года, подбирая произведения по временам года. Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается её красота в детстве и, запечатлённая в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Педагог раскрывает детям мир природы и помогает им увидеть её прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката... Надо только видеть эту красоту самому и найти слова доступные сердцу ребёнка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. Дети воспринимают природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребёнок очень активен: всё увиденное стремиться потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувства бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывает три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описание природы. Дети могут создавать творческие рисунки не только на основе наблюдений природных явлений. Но и если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными образами. Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас несовершенна. Это обусловлено тем, что возможности восприятия выразительных средств поэзии у детей выше, чем изобразительные умения, способствующие их передаче в рисунке. Поэтому дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своём творчестве. Рисуя пейзаж, ребёнок стремится к отражению лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети трёх- пяти лет передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки.

Старшие дошкольники стремятся выделить старые и молодые ели, большие и маленькие и т.д. Разные оттенки зелёного цвета в окраске хвои, веток, разное строение и окраска ствола, индивидуализация в деталях часто встречаются в изображениях этого дерева у детей шести-семи лет. Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию - она способствует передаче настроения, чувств маленького художника. Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоской земли, двух-трёх фризов; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчёркивают их различия в величине. Как правило, главный образ выделяется размерами (большими и маленькими), цветом. Вокруг него строится определённая композиция, подсказанная темой рисунка. Иногда предметы располагаются на всём листе бумаги, но могут быть оставлены и пустые места, а изображение сосредотачивается в одном каком-то направлении. Например, на переднем плане ребёнок изображает озеро, вокруг которого камыши. Вдали- зелёный луг, едва обозначенный цветок. Такая композиция создаётся им на основе впечатлений от наблюдений. Размеры близких предметов и дальних одинаковы. Передача пространства в рисунке - наиболее трудная задача для дошкольника, поскольку для этого необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости.

Усвоив определённые программные навыки в передаче пространства, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе. Иногда композиция строится таким образом, что на переднем плане листа ребёнок изображает большие предметы, затем следует ровное пространство, а наверху листа помещаются предметы меньших размеров. Охарактеризовав особенности использования дошкольниками различных средств выразительности рисунка, можно сделать вывод, что даже семилетний ребёнок, как правило, ещё не передаёт объёмность формы, глубину пространства, сложные ракурсы, светотени.

Иногда дети могут дополнять картину о растительном мире изображением животных и птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются изображения различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба. Дети живо передают состояние природы, время дня, года.

Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линией разной интенсивности, создаваемой различным нажимом на карандаш или использованием кистей, линейным и пространственным ритмом, который часто встречается в детских рисунках, помогая дошкольнику передать пространственные взаимоотношения предметов. Использование всех этих средств для достижения выразительности является показателем развития художественно- творческих способностей детей в изображении природы.

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы строится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребёнка, начиная с четырех лет, нравственно- эстетических при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с пейзажами.

Во второй младшей группе детей учат в простом виде передавать строение предметов, расположение частей. Они рисуют стройную ёлочку, высокое дерево с листочками и т.д. Программа ставит задачу: научить детей различать и правильно называть цвета- красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый, а также некоторые оттенки (розовый, голубой). Однако на занятии в случае надобности детям называют и показывают другие цвета - коричневый, оранжевый, серый (их названия детям запоминать не нужно).

От дошкольников младшего возраста не требуется и точная передача цвета предмета: они могут использовать цвет по своему желанию. Но при изображении некоторых предметов и явлений педагог подводит детей к пониманию и передаче характерной реальной окраски («Растёт зелёная травка», «Падают осенние листья», «В лес пришла зима» и т.д.) В младшей группе передача сюжета носит особый игровой и познавательный характер: изображая отдельные предметы, дети включают их в игровую ситуацию, действуя с ними как с живыми. Не владея ещё полностью изобразительными средствами, малыши выражают сюжет в основном в слове, движении. В процессе занятия дети успевают изобразить несколько одинаковых предметов (падающие листья, иголочки на ёлке и т.д.). Поэтому необходимо стимулировать и поощрять повторное изображение на одном занятии, дополняя рисунок деталями, близкими по содержанию (силуэты летящих птиц, падающий снег, идущий дождь и т.д.). Вместе с этим изображённые предметы можно объединить в простой сюжет («В лесу растут ёлочки», «Расцвели жёлтые одуванчики» и т.п.). Достаточно ребёнку овладеть изображением, какой- либо формы, как при повторной её передаче образ «оживает», начинает действовать.

Педагогу необходимо это учитывать и стараться не превращать процесс освоения разнообразных форм в скучное прорисовывание. Развивая сюжетно- игровой замысел, педагог должен видеть в неполном ещё изображении живой образ, который привлекает ребёнка. Дополнениями, разъяснениями он обогащает образ. Наблюдения окружающей действительности помогают подобрать для занятий близкую тематику («Дождик, дождик кап-кап-кап на дорогах лужи» В младшей группе можно сочетать разные материалы' такие как гуашь и восковой мелок (изображение дождя, снега и др.)

В средней группе дети уже знакомы с различными видами изобразительной деятельности; поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию. Задачами педагога являются накопление у детей опыта образного видения и восприятия красоты окружающего нас мира природы, его эстетических проявлений, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного, образного мышления. В дальнейшем, при восприятии художественного пейзажа, происходит «накладывание» накопленных жизненных впечатлений на воспринимаемый образ. Также необходимо более целенаправленно внедрять методику проведения наблюдений. Она связана с целым рядом условий. Прежде всего должна быть учтена связь предстоящих восприятий с предшествующим опытом детей. Важно выяснить, было ли это явление (или предмет) в опыте детей ранее или наблюдение является первичным. При первичном наблюдении нельзя ставить узкую цель. Восприятие должно быть широким, включать разнообразные связи и отношения между различными объектами. Например, на первой прогулке в лес, нельзя ставить задачу рассмотреть деревья определённых пород, с тем чтобы их потом рисовать.

Детей будет многое отвлекать от наблюдения. Только при повторных прогулках можно предложить определить, чем ель отличается от сосны или берёза от осины. При посещении леса в первый раз дети будут любоваться деревьями, цветами, травами, живыми существами, населяющими его. Необходимо обращать их внимание на красоту затенённых уголков и игру солнечных лучей на лесных полянках, листве деревьев и кустарников, яркость оперения птиц, прислушаться к многообразным звукам лес, на всё, что вызывает восхищение природой. При повторном посещении, когда перед детьми поставлена более узкая цель- познакомить со строением деревьев, следует при рассматривании их обратить внимание на то, какая берёзка красивая, как ярко выделяется её белый ствол на фоне зелени, какой раскидистый, могучий дуб, как причудливы очертания его кроны. Хорошо при этом вспомнить и прочитать знакомые поэтические произведения. Бывает, что, желая уточнить задание, педагог требует определённого количества изображений: например, предлагая нарисовать осенние деревья, ограничивает их количество (нарисуйте два дерева) или, формулируя тему рисунка. Между тем гораздо полезнее свободное решение: «Нарисуйте осенние деревья и кусты». Ведь самое главное - передать характер осенних явлений: изменившуюся окраску листвы на деревьях и кустах, опадающие листья. В средней группе можно ввести новую технику «по сырому» и сочетание её с другими материалами (углём, сангиной, восковыми мелками).

В старшей группе знакомясь с природой, дети видят, что явлениям присущ тот или иной цвет, но наряду с этим замечают, что цвета эти изменчивы: меняется цвет неба и воды в различную погоду; меняется цвет травы и листьев в разное время года; даже солнце меняет свой цвет днём и к вечеру.

Дошкольники знакомятся с такими видами пейзажа, как сельский, городской, индустриальный, архитектурный, морской, горный, космический, исторический. Они продолжают знакомиться с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами, с процессом создания произведения искусства в жизни общества, каждого человека. Дети после пяти лет могут заметить, понять и отразить в своём творчестве не только постоянные свойства предметов и явлений, но и некоторую их изменчивость. Прежде всего это относится к цвету, величине, а также к расположению частей. Педагогу необходимо поощрять детскую наблюдательность, обращать внимание всех детей на изменение цвета неба, воды, растений в зависимости от состояния погоды, времени года и других причин. Окружающая природа красива во все времена года.

В то время, когда на дворе осень, педагог обращает внимание детей, как постепенно меняется окраска листвы - от ярко-красной, жёлтой до тёмно-коричневой, бурой. На занятиях дети по заданию передают красоту осенних деревьев, рисуют осенний лес, осенние деревья и кусты, фруктовый сад. Лучше если дети в одном рисунке изображают несколько деревьев, стоящих в один ряд. При этом по заданию невольно вносят небольшие изменения в их строение, сохраняя их характерные черты. Полоса земли, на которой дети рисуют деревья, теперь более широка. На ней обычно изображают опавшие листья.

Педагог развивает у детей способность иллюстрировать знакомые стихи и рассказы.

В подготовительной группе окраску осенней природы, в частности осенних деревьев, дети уже могут передавать по памяти. Однако впечатления их должны быть отчётливыми, полными. Чтобы в рисунках нашли отражения особенности того или иного дерева. Поэтому лучше наблюдать сначала одно дерево, например берёзку (отмечается строение, цвет листьев, белизна коры), затем - другое' скажем, клён. На занятиях, обучая детей композиционным умениям, педагог предлагает подумать, как расположить на рисунке деревья, кустарники, где проложить тропинку. Дети должны понимать, что одни деревья рисуют ближе к переднему краю листа, другие - дальше; так передаётся глубина пространства. Для большей наглядности педагог демонстрирует репродукции картин, иллюстраций. Когда дети начинают рисовать, наглядные пособия убирают. Педагогу необходимо подчёркивать богатство нашей природы и красоту нашей Родины. При этом стараться привлекать и личный опыт детей: одни из них бывали в разных городах, другие видели широкие поля, высокие горы, безбрежные моря. Обогащенные знаниями о родной стране, о её природе, о жизни людей, дети с большим интересом рисунки на эти темы. У них воспитывается любовь к Родине, гордость за её богатства и достижения. При рисовании пейзажей можно предлагать детям Пользоваться различной техникой рисунка. Так, например, тема «Поздняя осень» выполняется гуашью и угольным карандашом или мелками, а «Ранняя весна» акварелью по сырому. Так можно рисовать весеннее голубое небо, проталины среди островков снега, бегущие ручьи и разлившуюся воду. Можно не рисовать снег белой краской, а оставить незакрашенные места белой бумаги.

Сверх нарисованного ранее темной краской прорисовываются стволы и ветви ещё не покрывшихся листвой деревьев. Даже при несложном содержании и простой композиции в таких рисунках детей чувствуется глубина, пространство, прозрачность весеннего воздуха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». 1985.
  2. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». 1991.
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова. 1982.
  4. «Дети и изобразительное искусство» Н.М.Зубарева. 1969.
  5. «Поэтический образ природы в детском рисунке» Л.В. Компанцева. 1985.
  6. «Знакомим с пейзажной живописью» учебно-наглядное пособие Н.А.Курочкина. 2005.