Класс: 7.
Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.
Задачи урока:
Образовательная:
- Повторить знание формул сокращённого умножения;
- Закрепить знание формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений;
- Отработка вычислительных навыков;
- Формирование у учащихся мотивации к изучению предмета.
Развивающая:
- Формировать умение анализировать,
- Обобщать, развивать математическое мышление.
- Формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.
Воспитательная:
- Воспитание ответственности за выполненную работу;
- Воспитывать умение правильно оценивать результаты своего труда.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: демонстрационный материал, карточки с заданиями, раздаточный материал, тесты в печатном виде, формулы сокращённого умножения.
Методы: словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изучение, практические, конструктивный или творческий.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, коллективная, самостоятельная работа учащихся.
Технология реализации: дифференцированное обучение.
Структура урока:
- Организационный момент. (1мин)
- Актуализация знаний. (10 мин)
- Обобщение и систематизация знаний. (23 мин)
- Контроль знаний. (6 мин)
- Постановка домашнего задания. (2 мин)
- Итог урока. (2 мин)
- Рефлексия. (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. На предыдущих уроках вы познакомились с формулами сокращенного умножения. Сегодня мы продолжим эту тему. Вы покажете, как вы знаете эти формулы, как умеете их применять. Запишите в тетрадях число и тему урока.
Девиз урока:
«Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». (Петроний)
Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, подпишите их, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак "+" или допишите свою. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов от 1 до 5 в оценочные листы.
Оценочный лист
"Я познание сделал своим ремеслом…" Фамилия и имя:_______________________
|
Достиг ли ты своих целей?
|
усвоил полностью
|
Продолжи одно из предложений:
|
Сначала мы повторим пройденный материал.
2. Актуализация знаний
Ребята, формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений. Поэтому надо хорошо знать эти формулы и уметь применять их в преобразованиях выражений.
а) А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило. (7 учеников)
а² - в² =
(а - в)(а + в) разность квадратов двух выражений |
Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму. |
(а + в)² = |
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения. |
(а - в)² = |
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения. |
(а + в)³ = |
Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения, плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, плюс куб второго выражения. |
(а - в)³ =
|
Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения, минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, минус куб второго выражения. |
а³ + в³ =
|
Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности. |
а³ - в³ =
|
Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений на неполный квадрат их суммы. |
б) Найти куб и квадрат выражений, найти произведение одночленов, найти удвоенное произведение одночленов, найти утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, найти утроенное произведение квадрата первого выражения на второе: (устный счет)
- 2a и 3b;
- 0,1b и 0,2k;
- m и 1/4n;
- x² и 2y²;
- 11ax и 3by;
- - 4b и - 7a;
- 2ab и 5n;
- ab³ и m³n⁴.
3. Обобщение и систематизация знаний
ЗАДАНИЕ №1: Тест - соответствие (работа в парах).
Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом: («5» - все верно, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки)
№ формулы |
формула |
№ ответа |
ответ |
буква |
1 |
(x+3)² |
1 |
4x²-9 |
О |
2 |
x²-16 |
2 |
16x²-40xy+25y² |
А |
3 |
(2x-3)(2x+3) |
3 |
(x-4)(x+4) |
И |
4 |
81-18x+x² |
4 |
(3y+6x)² |
Т |
5 |
(4x-5y)² |
5 |
x²+6x+9 |
Д |
6 |
25x²-49y² |
6 |
(9-x)² |
Ф |
7 |
9y²+36yx+36x² |
7 |
(5x-7y)(5x+7y) |
Н |
Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия:
1→5(Д), 2→3(И), 3→1(О), 4→6(Ф), 5→2(А), 6→7(Н), 7→4(Т).
Молодцы ребята, вы получили имя великого математика. Показываю его портрет.
Историческая справка: рассказ ученика. (Южиков Алексей).
Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время, все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.
ЗАДАНИЕ №2: Замените * одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. (Индивидуальное задание.)
Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки)
Ответы:
- Какими формулами вы пользовались в данном задании?
ЗАДАНИЕ №3: Игра "Алгебраическая мозаика". Составить из предложенных выражений формулы. Кто больше.
3х, 5у, 3х, 5у, 9х2, 30ху, 27х3, 125х2, 15ху, 25у2 , 125у3 .
Ответы: (Всего 7 формул. («5» - все верно, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки)
- (3х + 5у)² = 3х²+30ху+25у²
- (3х - 5у)(3х + 5у) = 9х² - 25у²
- 27х³ + 125у³ = (3х + 5у)(9х²+ 15ху+25у²)
- (5у - 3х)² = 25у² - 30ху + 9х²
ЗАДАНИЕ №4: Применение формул.
4. Контроль знаний
Следующий тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель - выбрать правильный ответ и записать нужную букву.
Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО».
Вариант 1:
1) Вычисли: 41² - 31²
б) 72
в) 720
г) 730
2) Вычисли: 26² - 74²
е) - 4800
ж) 4800
з) - 480
3) Разложи на множители: a⁴ - 8a² + 16
c) (a² + 4)²
n) (a - 4)²
p) (a² - 4)²
4) Разложи на множители: a⁶ - 8
н) (а² - 2) (а⁴ + 2а² + 4)
к) (а³ - 4) (а³ + 4)
л) (а² - 2) (а² + 2а + 4)
5) Разложи на множители: 25b² - 16c⁴
a) (5b - 4c²)²
o) (5b - 4c²) (5b + 4с²)
д) (5b - 4c) (5b + 4c)
Вариант 2:
1) Вычисли: 76² - 24²
а) - 520
в) 5200
c) 52
2) Вычисли: 83² -73²
e) 1560
ж) 156
з) 1540
3) Разложи на множители: 4 + 4b² + b⁴
к) (2 - b²)²
п) (2 + b)²
р) (2 + b²)²
4) Разложи на множители: 1 - c⁹
н) (1 - c³) (1 + c³ + c⁶)
м) (1 - c³) (1 + c³)
л) (1 - с³) (1 + 2с³ + с⁶)
5)Разложи на множители: 36x⁴ - 49y²
e) (6x² - 7y)²
o) (6x² - 7y) (6x² + 7y)
a) (6x - 7y) (6x + 7y)
Для проверки теста учащиеся показывают запись учителю и вместе с ним оценивают свою работу.
5. Постановка домашнего задания
Дифференцированная домашняя работа. Применив формулы сокращенного умножения, заполни таблицу: даны 5 пар выражений на «3» 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» заполнена вся таблица. Учить формулы и правила.
1 и 2 выражения |
Многочлен равный квадрату суммы этих выражений |
Многочлен равный квадрату разности этих выражений |
Многочлен равный кубу суммы этих выражений |
Многочлен равный кубу разности этих выражений |
Разность квадратов этих выражений |
-5а и b |
|
|
|
||
3а и ⅓b |
|
|
|
|
|
5а² и 0,2b² |
|
|
|
|
|
a²b и -4 |
|
|
|
|
|
6 и х²у² |
|
|
|
|
|
6. Итог урока
- Итак, ребята, урок подошел к концу.
Стихотворение (Климов Сергей)
Наук так много на земле,
У всех - своя тематика.
Но есть одна из них милей,
Зовётся математикой.
В ней не бывает скользких мест,
Всё строго в ней доказано,
И с нею движется прогресс,
И этим нам всё сказано.
- Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, который вы мне сейчас сдадите. Сложите все 5 оценок и разделите на 5, это и будет ваша оценка за урок. Ребята, достигли ли вы своей цели на этом уроке? В оценочном листе подчеркните свой ответ.
7. Рефлексия
В оценочном листе продолжи одно из предложений:
- "Мне понятно…
- "Я запомнил…
- "Мне на уроке…
- "Я думаю…
- Урок закончен. До свидания!