Задача школы сегодня - воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей, которые я активно использую как на уроке, так и во внеурочное время, является организация групповой деятельности. Технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, какие бы цели мы для себя не ставили, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М. Поташник) - ключ к учению, к познанию.
Познавательный интерес - один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность.
Мы, педагоги, привыкли учитывать активность учащегося на уроке по поднятой руке, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?
По разным причинам многие дети не могут выступать и высказывать свои мнения публично, но зато они комфортно чувствуют себя в работе в малых группах, что часто я и организую на своих уроках. Тут ученик может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания.
Образование групп
Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек). Групповая форма обучения - это некое среднее звено, соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы - правильное комплектование групп. Изучая методическую литературу по организации групповой формы обучения, я многое для себя взяла из работ психолога Ю.Н.Кулюткина, который считает, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Нам, учителям начальных классов, эти отношения проследить не трудно, чем учителям предметникам. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимается тревожность и страх.
Как объединять детей в группы?
Для этого я использую абсолютно различные подходы. Например:
- Распределяю детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Тут уж роли в группах распределяю сама.
- Разделяя на группы, назначаю организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
- Назначаю лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
- Использую открытки или листы бумаги разного цвета. Разрезав их на части, предлагаю детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки - получилась группа. (тут опять таки обращаю внимание на взаимоотношения детей, могу некоторых пересадить…)
- Использую загадки. Назначаю командиров групп - например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
- Подбираю пословицы, знакомые ребятам, которые написаны на узкой полоске бумаги и разрезаю на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое - так набирается группа.
- Использую лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
К групповой форме работы так же относятся и работы в парах
За многие годы работы выявила, что на разных этапах обучения целесообразно создавать различные типы пар учащихся. Например: при изучении нового материала объединяю в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный - сильный, средний - средний, слабый - слабый. При проведении творческих работ разрешаю детям объединяться в пары по желанию. Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя.
Контроль учителя за групповой работой
Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае я оцениваю работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.
Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе? В этом случае организую постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора, распределяю время на каждый этап работы и внимательно наблюдаю за работой группы:
- Как дети сидят?
- Внимательны ли они или отвлекаются?
- Как ведут себя: живо или апатично?
- Слушают ли друг друга?
- Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества.
Обсуждение результатов групповой работы
Обсуждение необходимо для выявления того, действительно ли участники группы размышляли. Тут я делаю акцент на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, спрашиваю: ''А каким способом получен такой результат?'', ''Почему вы так думаете?''
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
- Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
- Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
- Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.
- Знания усваиваются прочнее.
- При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления - контролировать. Только в этом случае могу дать оценку работе.
Каждый из нас, коллеги, всегда должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.