Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог


«Понимание природы, гуманное,
бережное отношение к ней -
один из элементов нравственности,

частица мировоззрения.»
К.Паустовский

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат - формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Как же это реализуется в ДОУ?

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания мы отдавали предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

Было решено осуществить проект «Белый хлеб любит черные руки».

Для реализации проекта одним из методов, использованных нами, был метод наблюдения. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Наблюдения проводились регулярно на протяжении всего года. Результаты наблюдений дети при помощи воспитателя заносили в дневники наблюдений. Данный вид работы проводился с определенной периодичностью.

При организации наблюдений соблюдались такие правила:

  • объект наблюдения был доступным для восприятия;
  • учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Наблюдение не являлось самоцелью. Данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

Мы направляли деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавали вопросы, ставили перед ними проблемные задания. Главно, что у детей появился эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Наш проект явился отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, т.к. предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с объектами природы.

Работа над проектом дала детям возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности.

Важным воспитательным аспектом, формирующим экологическую культуру детей, явилось создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.

Было решено оформить клумбу рядом с прогулочной площадкой. Воспитательный эффект был достигнут6 поскольку дети не просто наблюдали за работой взрослых, а сами приняли активное участие в посадке цветов и уходе за ними.

Наши воспитанники с родителями приняли активнейшее участие в конкурсе «Птичий домик».

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание - не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить и беречь.