Дошкольный этап развития представляет собой важное время, требующее особого внимания, в то время как период подготовки к поступлению в школу еще более критичен. В этой фазе происходят значительные изменения, как внешние, так и внутренние, которые позволяют различить особенности каждого ребенка их родителям и психологам. Этот период является временем перехода от одного этапа развития к другому.
Вопросы, связанные с психологической готовностью к обучению в школе, являются предметом изучения для педагогов, психологов и дефектологов, таких как Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова и многие другие. Особое внимание уделяется мотивационным аспектам, о которых говорил В.К.Вилюнас: "С психологической точки зрения, учет того, что формирование условной связи приводит к изменению субъективного отношения к условному раздражителю, позволяет представить этот механизм в качестве передачи эмоционального (мотивационного) значения... новому содержанию".
Необходимость изучения проблемы психологической готовности детей к школьному обучению обусловлена тем, что недостаток психологической готовности у ребенка является частой основной причиной возникновения проблем в первый год обучения в школе. Каждый год множество родителей задаются вопросом о готовности своего ребенка к школе, и важно понять, насколько он физически и психологически готов к учебному процессу. Многие ошибочно полагают, что готовность к школе определяется только объемом знаний, однако это является большим заблуждением.
Для оценки готовности детей к школьному обучению, детские психологи выделяют несколько критериев, которые важно учитывать:
- Интеллектуальная готовность, которая включает способность к сосредоточению внимания, умение строить логические связи, развитие памяти и мелкой моторики.
- Эмоциональная готовность, которая связана с мотивацией к обучению, умением сосредоточиться на задании и управлением эмоциями.
- Социальная готовность, которая включает потребность в общении, умение корректировать свое поведение в коллективе и способность обучаться в социальной среде.
Известно, что основными трудностями как для детей, так и для взрослых является нежелание детей учиться. Невозможно заставить ребенка учиться, если он сам этого не желает. Поэтому мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например, интеллектуальная готовность. Родители должны сформировать у ребенка мотивацию к учебе, поскольку она является ключом к будущему успеху. От успешной адаптации к школьной жизни зависит очень многое, такие как ощущение личной успешности, самооценка и то, как ребенок воспринимает себя - как "успешного" или "неудачника".
Мотивационная готовность к школе начинается с любви ребенка к себе и его веры в свои возможности для развития и стремления к совершенству. Самооценка является одним из важных механизмов саморегуляции, который помогает ребенку преодолевать трудности. Говорят, что становление устойчивой самооценки происходит примерно в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, которая способствует преодолению возможных жизненных трудностей, в том числе и тех, которые могут возникнуть на школьном пути.
Как привить интерес и позитивное отношение к школе? Прежде всего, необходимо выяснить причины отсутствия интереса у детей к обучению. Существуют различные мотивы, определяющие желание ребенка идти в школу. Они могут быть адекватными (познавательными, социальными и оценочными) или неадекватными (внешними, позиционными и игровыми). Каждый из этих мотивов имеет свое место в мотивационной структуре ребенка, но важно определить, какой мотив является доминирующим.
Также возможна негативная мотивация к школьному обучению. Причины этой негативной мотивации могут быть индивидуальными и должны рассматриваться в каждом конкретном случае. Однако, чаще всего это связано с страхом ребенка перед школой, который может быть формирован родителями напрямую или косвенно; семейной обстановкой, включая негативный опыт старших детей в школе; восприятием процесса подготовки к школе как чрезмерной нагрузки или усталости.
Кроме того, у детей, которые посещают подготовительные курсы в школе, грань между предстоящим школьным обучением и текущим обучением на подготовительных курсах может быть размытой. Дети могут отвечать, что уже учатся в школе, и поэтому не проявлять особого интереса к настоящей школе. Интерес к школе также может быть слабым, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы, отсутствует ощущение новизны и волнения перед важным событием - поступлением в школу.
Для того чтобы поднять интерес и положительное отношение к школе, родители, педагоги и другие взрослые должны принять ряд мер.
Если у детей отсутствует внутреннее отношение к школе, им будет трудно учиться. Эта внутренняя позиция школьника является одной из составляющих мотивационной готовности к школе. Однако, она не формируется во время уроков, а скорее развивается через игровую деятельность детей дошкольного возраста. Различные виды игр, такие как сюжетно-ролевые, дидактические, с правилами, режиссерские, а также традиционные виды дошкольной деятельности, способствуют формированию этой внутренней позиции.
Однако, у некоторых детей возникает проблема, когда им недостаточно времени для игры из-за занятий с репетиторами, школьных уроков, кружков и т.д. В результате они лишаются возможности развивать такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность и умение действовать по правилам и инструкции. К тому же, не формируются социальные мотивы учения. Это приводит к ситуативному и непроизвольному поведению у детей, и возникают сложности в обучении.
Считается, что в период обучения в школе самооценка ребенка становится более устойчивой, однако она все же зависит от мнения и высказываний взрослых - педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем может передаться ребенку, вызвать в нем страх перед школой и снизить самооценку. Также некорректные высказывания родителей о способностях или, скорее, неспособностях ребенка, о его недостаточной готовности к школе, также могут негативно сказываться на его самооценке. Однако, совместными усилиями педагогов и родителей можно преодолеть тревожность и повысить самооценку ребенка. Важно помнить, что не следует ругать ребенка за ошибки и неудачи, а также сравнивать его с более успешными детьми. Вместо этого необходимо постепенно показывать ребенку, что он уже умеет, и указывать ему, какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь больших успехов.
Рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Одна из главных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста - подготовка их к школе, и этот процесс начинается задолго до того, как ребенок пойдет в первый класс. Одной из ключевых задач педагогического коллектива является формирование мотивации к обучению и положительного отношения к школе. Ребенка может привлечь внимание к школе такими факторами, как форма, ранец и другие школьные принадлежности, а также возможность изменить обстановку или наличие друзей, которые уже учатся в школе. Однако, самое важное, чтобы ребенка привлекала сама основная деятельность в школе - учение. Например, желание писать, читать, считать, решать задачи, а также стремление быть таким же успешным учеником, как его родители или старшие братья и сестры.
Однако высокий уровень интеллектуального развития не всегда сопровождается готовностью ребенка к школе на личностном уровне. Если у ребенка отсутствует желание учиться и действенная мотивация, его интеллектуальная готовность не будет реализована в школьной среде. Такой ребенок, скорее всего, не достигнет значительных успехов в школе. Поэтому очень важно заботиться о формировании у ребенка социально-психологической готовности, включая повышение его мотивации к обучению в школе.
Чтобы сформировать мотивационную готовность детей к обучению в школе, педагогам подготовительных групп важно учесть следующие рекомендации:
- Стимулировать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы и предоставлять новую информацию о знакомых предметах.
- Внушать ребенку веру в свои силы и предотвращать формирование низкой самооценки. Часто хвалить ребенка на занятиях, не ругать его за ошибки, а наоборот, показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
- Развивать навыки коммуникации у ребенка: научить его дружить с другими детьми, делиться с ними успехами и неудачами. Все это поможет ему адаптироваться в социально сложной школьной среде.
- Избегать ситуаций, когда ребенок скучает во время занятий. Интерес является наилучшей мотивацией, и если ребенку весело учиться, он усваивает материал лучше.
- Повторять упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделать перерыв и вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкую версию. Помните, что развитие умственных способностей ребенка требует времени и практики.
- Не проявлять излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед.
- Проявлять терпение, не торопиться и не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности.
- Поддерживать будущего первоклассника в его стремлении достичь успеха. В каждой работе обязательно находить то, за что можно похвалить ребенка.
- Устанавливать меру в занятиях с ребенком. Не заставлять его выполнять упражнения, если он устал, расстроен или неспособен. В таких случаях лучше заняться чем-то другим. Постепенно определить пределы выносливости ребенка и увеличивать длительность занятий на небольшое время. Также предоставить ребенку возможность заниматься тем, что ему нравится.
- Учитывать, что дети дошкольного возраста не очень хорошо воспринимают повторяющиеся и монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше использовать игровую форму.
- Избегать неодобрительных оценок и стараться создавать позитивную обстановку, в которой ребенок чувствует себя поддержанным и мотивированным.
Список использованной литературы
- Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб, 2002.
- Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, 2004 г., - №8, стр.80-83.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
- Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
- Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2005.
- Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - М.: Академический проект, 2005.
- Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. Серия Детскому психологу. Издательство "Питер", 2007 г.
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 2003.
- Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1994, С. 152-158.
- Костюк Н.В. Развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начальногопрофессионального образования: Дис. канд. пед. Наук. - Кемерово, 2004. - 193 c.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.