Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: готовность к обучению, адаптации детей к школе


Дошкольный этап развития представляет собой важное время, требующее особого внимания, в то время как период подготовки к поступлению в школу еще более критичен. В этой фазе происходят значительные изменения, как внешние, так и внутренние, которые позволяют различить особенности каждого ребенка их родителям и психологам. Этот период является временем перехода от одного этапа развития к другому.

Вопросы, связанные с психологической готовностью к обучению в школе, являются предметом изучения для педагогов, психологов и дефектологов, таких как Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова и многие другие. Особое внимание уделяется мотивационным аспектам, о которых говорил В.К.Вилюнас: "С психологической точки зрения, учет того, что формирование условной связи приводит к изменению субъективного отношения к условному раздражителю, позволяет представить этот механизм в качестве передачи эмоционального (мотивационного) значения... новому содержанию".

Необходимость изучения проблемы психологической готовности детей к школьному обучению обусловлена тем, что недостаток психологической готовности у ребенка является частой основной причиной возникновения проблем в первый год обучения в школе. Каждый год множество родителей задаются вопросом о готовности своего ребенка к школе, и важно понять, насколько он физически и психологически готов к учебному процессу. Многие ошибочно полагают, что готовность к школе определяется только объемом знаний, однако это является большим заблуждением.

Для оценки готовности детей к школьному обучению, детские психологи выделяют несколько критериев, которые важно учитывать:

  1. Интеллектуальная готовность, которая включает способность к сосредоточению внимания, умение строить логические связи, развитие памяти и мелкой моторики.
  2. Эмоциональная готовность, которая связана с мотивацией к обучению, умением сосредоточиться на задании и управлением эмоциями.
  3. Социальная готовность, которая включает потребность в общении, умение корректировать свое поведение в коллективе и способность обучаться в социальной среде.

Известно, что основными трудностями как для детей, так и для взрослых является нежелание детей учиться. Невозможно заставить ребенка учиться, если он сам этого не желает. Поэтому мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например, интеллектуальная готовность. Родители должны сформировать у ребенка мотивацию к учебе, поскольку она является ключом к будущему успеху. От успешной адаптации к школьной жизни зависит очень многое, такие как ощущение личной успешности, самооценка и то, как ребенок воспринимает себя - как "успешного" или "неудачника".

Мотивационная готовность к школе начинается с любви ребенка к себе и его веры в свои возможности для развития и стремления к совершенству. Самооценка является одним из важных механизмов саморегуляции, который помогает ребенку преодолевать трудности. Говорят, что становление устойчивой самооценки происходит примерно в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, которая способствует преодолению возможных жизненных трудностей, в том числе и тех, которые могут возникнуть на школьном пути.

Как привить интерес и позитивное отношение к школе? Прежде всего, необходимо выяснить причины отсутствия интереса у детей к обучению. Существуют различные мотивы, определяющие желание ребенка идти в школу. Они могут быть адекватными (познавательными, социальными и оценочными) или неадекватными (внешними, позиционными и игровыми). Каждый из этих мотивов имеет свое место в мотивационной структуре ребенка, но важно определить, какой мотив является доминирующим.

Также возможна негативная мотивация к школьному обучению. Причины этой негативной мотивации могут быть индивидуальными и должны рассматриваться в каждом конкретном случае. Однако, чаще всего это связано с страхом ребенка перед школой, который может быть формирован родителями напрямую или косвенно; семейной обстановкой, включая негативный опыт старших детей в школе; восприятием процесса подготовки к школе как чрезмерной нагрузки или усталости.

Кроме того, у детей, которые посещают подготовительные курсы в школе, грань между предстоящим школьным обучением и текущим обучением на подготовительных курсах может быть размытой. Дети могут отвечать, что уже учатся в школе, и поэтому не проявлять особого интереса к настоящей школе. Интерес к школе также может быть слабым, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы, отсутствует ощущение новизны и волнения перед важным событием - поступлением в школу.

Для того чтобы поднять интерес и положительное отношение к школе, родители, педагоги и другие взрослые должны принять ряд мер.

Если у детей отсутствует внутреннее отношение к школе, им будет трудно учиться. Эта внутренняя позиция школьника является одной из составляющих мотивационной готовности к школе. Однако, она не формируется во время уроков, а скорее развивается через игровую деятельность детей дошкольного возраста. Различные виды игр, такие как сюжетно-ролевые, дидактические, с правилами, режиссерские, а также традиционные виды дошкольной деятельности, способствуют формированию этой внутренней позиции.

Однако, у некоторых детей возникает проблема, когда им недостаточно времени для игры из-за занятий с репетиторами, школьных уроков, кружков и т.д. В результате они лишаются возможности развивать такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность и умение действовать по правилам и инструкции. К тому же, не формируются социальные мотивы учения. Это приводит к ситуативному и непроизвольному поведению у детей, и возникают сложности в обучении.

Считается, что в период обучения в школе самооценка ребенка становится более устойчивой, однако она все же зависит от мнения и высказываний взрослых - педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем может передаться ребенку, вызвать в нем страх перед школой и снизить самооценку. Также некорректные высказывания родителей о способностях или, скорее, неспособностях ребенка, о его недостаточной готовности к школе, также могут негативно сказываться на его самооценке. Однако, совместными усилиями педагогов и родителей можно преодолеть тревожность и повысить самооценку ребенка. Важно помнить, что не следует ругать ребенка за ошибки и неудачи, а также сравнивать его с более успешными детьми. Вместо этого необходимо постепенно показывать ребенку, что он уже умеет, и указывать ему, какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь больших успехов.

Рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

Одна из главных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста - подготовка их к школе, и этот процесс начинается задолго до того, как ребенок пойдет в первый класс. Одной из ключевых задач педагогического коллектива является формирование мотивации к обучению и положительного отношения к школе. Ребенка может привлечь внимание к школе такими факторами, как форма, ранец и другие школьные принадлежности, а также возможность изменить обстановку или наличие друзей, которые уже учатся в школе. Однако, самое важное, чтобы ребенка привлекала сама основная деятельность в школе - учение. Например, желание писать, читать, считать, решать задачи, а также стремление быть таким же успешным учеником, как его родители или старшие братья и сестры.

Однако высокий уровень интеллектуального развития не всегда сопровождается готовностью ребенка к школе на личностном уровне. Если у ребенка отсутствует желание учиться и действенная мотивация, его интеллектуальная готовность не будет реализована в школьной среде. Такой ребенок, скорее всего, не достигнет значительных успехов в школе. Поэтому очень важно заботиться о формировании у ребенка социально-психологической готовности, включая повышение его мотивации к обучению в школе.

Чтобы сформировать мотивационную готовность детей к обучению в школе, педагогам подготовительных групп важно учесть следующие рекомендации:

  1. Стимулировать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы и предоставлять новую информацию о знакомых предметах.
  2. Внушать ребенку веру в свои силы и предотвращать формирование низкой самооценки. Часто хвалить ребенка на занятиях, не ругать его за ошибки, а наоборот, показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
  3. Развивать навыки коммуникации у ребенка: научить его дружить с другими детьми, делиться с ними успехами и неудачами. Все это поможет ему адаптироваться в социально сложной школьной среде.
  4. Избегать ситуаций, когда ребенок скучает во время занятий. Интерес является наилучшей мотивацией, и если ребенку весело учиться, он усваивает материал лучше.
  5. Повторять упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделать перерыв и вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкую версию. Помните, что развитие умственных способностей ребенка требует времени и практики.
  6. Не проявлять излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед.
  7. Проявлять терпение, не торопиться и не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности.
  8. Поддерживать будущего первоклассника в его стремлении достичь успеха. В каждой работе обязательно находить то, за что можно похвалить ребенка.
  9. Устанавливать меру в занятиях с ребенком. Не заставлять его выполнять упражнения, если он устал, расстроен или неспособен. В таких случаях лучше заняться чем-то другим. Постепенно определить пределы выносливости ребенка и увеличивать длительность занятий на небольшое время. Также предоставить ребенку возможность заниматься тем, что ему нравится.
  10. Учитывать, что дети дошкольного возраста не очень хорошо воспринимают повторяющиеся и монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше использовать игровую форму.
  11. Избегать неодобрительных оценок и стараться создавать позитивную обстановку, в которой ребенок чувствует себя поддержанным и мотивированным.

Список использованной литературы

  • Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб, 2002.
  1. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, 2004 г., - №8, стр.80-83.
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
  3. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  4. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2005.
  5. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - М.: Академический проект, 2005.
  6. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. Серия Детскому психологу. Издательство "Питер", 2007 г.
  7. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001.
  8. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 2003.
  9. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1994, С. 152-158.
  10. Костюк Н.В. Развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начальногопрофессионального образования: Дис. канд. пед. Наук. - Кемерово, 2004. - 193 c.
  11. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.