Биология - это экспериментальная наука, поэтому среди методов обучения биологии большое значение имеет учебный биологический эксперимент. Особое место биологический эксперимент занимает в 6-х классах общеобразовательной школы. Биологический эксперимент здесь определяется содержанием предмета (значительное место в нем занимает физиологический материал), начальным местом его в курсе биологии средней школы, возрастными психологическими особенностями детей (преобладание образного, конкретного мышления над абстрактным, неразвитость ряда познавательных умений), дидактическими возможностями биологического эксперимента [5, с. 4]. Важное место эксперимент занимает и в изучении биологии в 9 классе, как часть предпрофильной подготовки учеников.
Одним из концептуальных положений реализации содержания биологического образования в основной школе является усиление практической направленности и прикладного значения биологических знаний, что является одним из путей повышения интереса к учебному предмету и средством формирования у учащихся предметных (биологических) компетенций. Это положение можно реализовать через выполнение учащимися практической части учебной программы по биологии, в том числе опытов. Однако, как показывает практика, использование учебного биологического эксперимента существенно ограничено во всех его проявлениях, что связано, прежде всего, отсутствием надлежащей материальной базы. В связи с этим, при подготовке выполнения практической части программ, учителям больше внимания необходимо уделять проведению прикладного эксперимента. Тщательные поиски показали, что такие понятия, как «прикладной биологический эксперимент», «прикладной ботанический эксперимент», а также любые другие упоминания о возможности использования прикладного эксперимента в процессе изучения биологии отсутствуют [2].
Учитывая это, мы предлагаем следующее авторское определение: ботанический прикладной эксперимент - это вид учебного эксперимента, который направлен на изучение и демонстрацию биологических процессов на основе доступных ботанических объектов в условиях, доступных для проведения в быту.
В соответствии с требованиями действующей учебной программы по биологии в основной школе, анализ действующей учебной программы показал, что ботанический прикладной эксперимент может быть использован в обучении биологии в 6-м и 9-м классах. Перечень обязательных для изучения объектов и процессов природы зафиксирован в учебных темах программы. Ученики должны их наблюдать и открывать для себя, включаясь в деятельность, имеющую целью исследование структуры, свойств, взаимосвязей. В результате обучения школьники получают эмпирические знания, которые обогащаются теоретическими знаниями об этих объектах и процессах природы. Содержание учебного материала в темах программы сформулировано кратко, что позволяет учителю, учитывая уровень развития учащихся, творчески планировать изучение материала, дополнять и углублять содержание, выделять время для осмысления учащимися учебного материала, выполнения лабораторных и практических работ, систематизации и обобщения знаний, самостоятельной и творческой познавательной деятельности, самоконтроля знаний и умений. Программой предусмотрена постановка и демонстрация опытов, лабораторных исследований, исследовательских практикумов, лабораторных и практических работ, мини-проектов и проектов. Значительное количество предусмотренных программой опытов позволяет учителю использовать богатые возможности эксперимента для обучения, развития и воспитания учащихся, а также проводить планомерную работу по формированию и развитию у учащихся понятий об эксперименте как метода науки. Однако дидактические возможности эксперимента могут быть реализованы полнее, если расширить тематику учебных опытов в 6-м и 9-м классах - увеличить количество демонстрационных опытов и разнообразить их темы с усилением их прикладного направления [3, с. 5].
Согласно содержанию обучения и требований, к уровню общеобразовательной подготовки учащихся нами предложена ориентировочная тематика прикладных экспериментов для 6-го класса (Таблица 1) и для 9-го класса (Таблица 2), что могут быть применены для реализации практической части программы: проведение опытов, лабораторных и практических работ, осуществление проектной деятельности.
Таблица 1.
Тематика прикладных экспериментов при изучении биологии в 6-м классе
№
|
Название учебной темы |
Тема ботанического прикладного эксперимента |
1 |
Клетка |
Демонстрация клеток, заметных невооруженным глазом
|
2 |
Растения |
Исследование влияния табачного дыма на рост растений
|
Таблица 2.
Тематика прикладных экспериментов при изучении биологии в 9-м классе
№ |
Название учебной темы |
Тема ботанического прикладного эксперимента |
1 |
Химический состав клетки |
Получение чернил из растительного материала
|
2 |
Структура клетки |
Изготовление индикаторной бумаги из растворов антоцианов
|
3 |
Принципы функционирования клеток |
Распределение пигментов зеленого листа методом бумажной хроматографии
|
Учебный эксперимент проводят в большей степени при изучении физиологических процессов. В состав тематики прикладных ботанических экспериментов можно рекомендовать опыты, демонстрирующие:
- именно изучаемое явление (например, транспорт веществ сосудами);
- условия протекания явления и его основные закономерности - в тех случаях, когда это имеет большое познавательное или практическое значение (например, образование хлорофилла в листьях на свету);
- влияние различных внешних условий (например, табачного дыма на рост растений).
Желательно знакомить учащихся и с опытами, показывающими применение знаний об изучаемом явлении в практической деятельности (например, использование явления ростовых корреляций в растениеводстве). Средствами ботанических экспериментов прикладного направления можно формировать отдельные компоненты биологической компетентности, а также способствовать развитию учебно-исследовательских умений.
Литература
- Батурицкая Н.В. Удивительные опыты с растениями / Н.В.Батурицкая, Т.Д.Фенчук. - Минск: Народное образование, 2011. - 208 с.
- Викторов Д.П. Малый практикум по физиологии растений: учеб. пособие для биол. спец. вузов / Дмитрий Петрович Викторов. - 3-е изд. - Москва: Высшая школа, 2013. - 135 с.
- Дабижук Т.А. Выявление вредных компонентов табачного дыма / Т.А.Дабижук, А.М.Паламарчук // Биология и химия в школе. - 2007. - № 5-6. - С. 22-29
- Комарова А.В. Методология биологического эксперимента в 9-мклассе / А.В.Комарова // Биология и химия школе. - 2010. - № 4. - С. 12-14.
- Медведев С.С. Физиология растений: учебник / С.С.Медведев. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 336 с.