Актуальность
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.
Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т.п.).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: познавательно-игровой, краткосрочный, групповой.
Срок реализации: 2 недели (19 июня - 30 июня).
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
- Организовать участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и по охране и защите природы.
- Учить выявлять причинно-следственные связи в живой и неживой природе.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Воспитательные задачи:
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
Ожидаемые результаты:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- формирование осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;
- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать;
- побуждение общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- формирование интереса у родителей к жизни д/сада, приобщение их к творческой работе с детьми, укрепление интереса в сотрудничестве с детским садом.
Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная
- Групповая
Приемы реализации проекта: беседы, рассматривание иллюстраций; наблюдения за живой и неживой природой; чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений; подборка экологических игр, встречи с родителями детей.
Этапы реализации проекта: реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
- Этап 1 - подготовительный, включает в себя: разработка плана реализации проекта, обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта, постановка проблемной ситуации.
- Этап 2 - практический: реализация проекта.
- Этап 3 - заключительный: подведение итогов.
Подготовительный этап:
- Подборка методического и дидактического материала.
- Подборка художественной литературы.
- Оформление папок-передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
- Подбор стихов, загадок о животных и растениях.
- Подборка дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
- Экспериментирование с водой.
- Разработка анкеты для родителей, консультации по темам.
Практический этап
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Рассматривание иллюстраций, картинок (животный и растительный мир).
- Наблюдения на прогулке: «Кто жужжит?», «На что похожи облака»
Опытно-экспериментальная деятельность с водой.
Цель: познакомить со свойствами воды (прозрачная; текучая; одни предметы в воде тонут, а другие нет).
Дидактические игры «Узнай и назови овощи или фрукты».
Цель: учить узнавать овощи и фрукты в натуре и на картинке и называть их.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить детей определять фрукты и овощи на ощупь.
«Собери картинку»
Цель: учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Беседы о животном и растительном мире.
Цель: расширять представления о деревьях, животных.
Образовательная область «Речевое развитие»
Разгадывание загадок о животных.
Цель: учить отгадывать простые загадки, развивать логику, внимание, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Экологическая игра «Где растет?»
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород, другие в сад (имитация - картинки сада и огорода).
Экологическая игра «Наши друзья».
Цель: расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь.
Чтение художественных произведений «Дождик…», «Первый гром», «Девочки и мальчики не рвите одуванчики…», «Сказки о животных» В.Бианки.
Рассматривание картинок и иллюстраций по теме проекта.
Образовательная область «Физическая культура»
Физминутки «Мы по лугу прогулялись», «Мы летим под облаками», «Ежик», «Вместе по лесу идём».
Пальчиковые игры: «Две собачки», «Засолка капусты», «Апельсин».
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Веселые лягушата», «У медведя во бору», «Лиса и зайчата».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Беседа: «Природа и безопасность»
Цель: формирование представлений о взаимосвязи в живой и неживой природе, правилах безопасного поведения в природе.
Дидактические игры:
«Выбери нужное».
Цель: закреплять знания о природе, развивать мышление, познавательную активность.
«Звери, птицы, рыбы».
Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Прогулка «В гости к лету».
Цель: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация на тему «Красивые бабочки».
Цель: учить детей наклеивать заготовки, развивать творческие мыслительные способности и раскрывать творческий потенциал детей.
Изобразительная деятельность (рисование пальчиками) на тему «Наша зеленая планета».
Цель: совершенствовать умение рисовать пальцем методом примакивания, закреплять названия основных цветов. Развивать аккуратность, творчество.
Прослушивание песен, музыкальных произведений из цикла «Времена года».
Музыкальные игры с пением: «Мы на луг ходили», «Веселый жук», «Злую тучку наказали», «Солнышко и дождик». Танец «Золотые лучики», «Поплясать становись».
Взаимодействие с родителями
Консультации на темы:
- «Музыка леса»,
- «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
Домашние задания: понаблюдать вместе с детьми за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий.
Цель: формирование партнерских детско-родительских отношений в совместной деятельности.
Прослушивание песен, музыкальных произведений из цикла «Времена года».
Музыкальные игры с пением: «Мы на луг ходили», «Веселый жук», «Злую тучку наказали», «Солнышко и дождик». Танец «Золотые лучики», «Поплясать становись».
Взаимодействие с родителями
Консультации на темы:
- «Музыка леса»,
- «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
Домашние задания: понаблюдать вместе с детьми за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий.
Цель: формирование партнерских детско-родительских отношений в совместной деятельности.
Заключительный этап
Викторина-развлечение: «Путешествие в мир природы».
В ходе реализации проекта «Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живёшь!» были получены следующие результаты:
для детей:
- У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания в соответствии с возрастом.
- Дети стали более бережно относиться к объектам природы.
- У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
для родителей:
- Родители с желанием выполняли домашние задания.
- Приняли активное участие в оформлении фотовыставки «Учимся радоваться природе и солнышку».
для педагогов:
- Установлены партнерские отношения с семьями детей группы.
- Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
Приложение 1. Сценарий викторины-развлечения «Путешествие в мир природы» для детей младшей группы
Список используемой литературы
- Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112с. - (Жизнь вокруг нас.)
- Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
- Природа. Сказки и игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с. (Детям о самом важном).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М.: Издательство «Творческий Центр Сфера», 2022.
- Интернет-ресурсы.