Проект «Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живёшь» для детей младшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа


Актуальность

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.

Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т.п.).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: познавательно-игровой, краткосрочный, групповой.

Срок реализации: 2 недели (19 июня - 30 июня).

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
  • Организовать участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и по охране и защите природы.
  • Учить выявлять причинно-следственные связи в живой и неживой природе.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

Ожидаемые результаты:

  • развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
  • формирование осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;
  • развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать;
  • побуждение общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • формирование интереса у родителей к жизни д/сада, приобщение их к творческой работе с детьми, укрепление интереса в сотрудничестве с детским садом.

Форма работы с детьми и родителями:

  • Индивидуальная
  • Групповая

Приемы реализации проекта: беседы, рассматривание иллюстраций; наблюдения за живой и неживой природой; чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений; подборка экологических игр, встречи с родителями детей.

Этапы реализации проекта: реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

  • Этап 1 - подготовительный, включает в себя: разработка плана реализации проекта, обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта, постановка проблемной ситуации.
  • Этап 2 - практический: реализация проекта.
  • Этап 3 - заключительный: подведение итогов.

Подготовительный этап:

  1. Подборка методического и дидактического материала.
  2. Подборка художественной литературы.
  3. Оформление папок-передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
  4. Подбор стихов, загадок о животных и растениях.
  5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
  6. Экспериментирование с водой.
  7. Разработка анкеты для родителей, консультации по темам.

Практический этап

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Рассматривание иллюстраций, картинок (животный и растительный мир).

- Наблюдения на прогулке: «Кто жужжит?», «На что похожи облака»

Опытно-экспериментальная деятельность с водой.

Цель: познакомить со свойствами воды (прозрачная; текучая; одни предметы в воде тонут, а другие нет).

Дидактические игры «Узнай и назови овощи или фрукты».

Цель: учить узнавать овощи и фрукты в натуре и на картинке и называть их.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить детей определять фрукты и овощи на ощупь.

«Собери картинку»

Цель: учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Беседы о животном и растительном мире.

Цель: расширять представления о деревьях, животных.

Образовательная область «Речевое развитие»

Разгадывание загадок о животных.

Цель: учить отгадывать простые загадки, развивать логику, внимание, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Экологическая игра «Где растет?»

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород, другие в сад (имитация - картинки сада и огорода).

Экологическая игра «Наши друзья».

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь.

Чтение художественных произведений «Дождик…», «Первый гром», «Девочки и мальчики не рвите одуванчики…», «Сказки о животных» В.Бианки.

Рассматривание картинок и иллюстраций по теме проекта.

Образовательная область «Физическая культура»

Физминутки «Мы по лугу прогулялись», «Мы летим под облаками», «Ежик», «Вместе по лесу идём».

Пальчиковые игры: «Две собачки», «Засолка капусты», «Апельсин».

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Веселые лягушата», «У медведя во бору», «Лиса и зайчата».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа: «Природа и безопасность»

Цель: формирование представлений о взаимосвязи в живой и неживой природе, правилах безопасного поведения в природе.

Дидактические игры:

«Выбери нужное».

Цель: закреплять знания о природе, развивать мышление, познавательную активность.

«Звери, птицы, рыбы».

Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Прогулка «В гости к лету».

Цель: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация на тему «Красивые бабочки».

Цель: учить детей наклеивать заготовки, развивать творческие мыслительные способности и раскрывать творческий потенциал детей.

Изобразительная деятельность (рисование пальчиками) на тему «Наша зеленая планета».

Цель: совершенствовать умение рисовать пальцем методом примакивания, закреплять названия основных цветов. Развивать аккуратность, творчество.

Прослушивание песен, музыкальных произведений из цикла «Времена года».

Музыкальные игры с пением: «Мы на луг ходили», «Веселый жук», «Злую тучку наказали», «Солнышко и дождик». Танец «Золотые лучики», «Поплясать становись».

Взаимодействие с родителями

Консультации на темы:

  • «Музыка леса»,
  • «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».

Домашние задания: понаблюдать вместе с детьми за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий.

Цель: формирование партнерских детско-родительских отношений в совместной деятельности.

Прослушивание песен, музыкальных произведений из цикла «Времена года».

Музыкальные игры с пением: «Мы на луг ходили», «Веселый жук», «Злую тучку наказали», «Солнышко и дождик». Танец «Золотые лучики», «Поплясать становись».

Взаимодействие с родителями

Консультации на темы:

  • «Музыка леса»,
  • «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».

Домашние задания: понаблюдать вместе с детьми за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий.

Цель: формирование партнерских детско-родительских отношений в совместной деятельности.

Заключительный этап

Викторина-развлечение: «Путешествие в мир природы».

В ходе реализации проекта «Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живёшь!» были получены следующие результаты:

для детей:

  1. У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания в соответствии с возрастом.
  2. Дети стали более бережно относиться к объектам природы.
  3. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  4. Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

для родителей:

  1. Родители с желанием выполняли домашние задания.
  2. Приняли активное участие в оформлении фотовыставки «Учимся радоваться природе и солнышку».

для педагогов:

  1. Установлены партнерские отношения с семьями детей группы.
  2. Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.

Приложение 1. Сценарий викторины-развлечения «Путешествие в мир природы» для детей младшей группы

Список используемой литературы

  1. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112с. - (Жизнь вокруг нас.)
  2. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
  3. Природа. Сказки и игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с. (Детям о самом важном).
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М.: Издательство «Творческий Центр Сфера», 2022.
  5. Интернет-ресурсы.