Теоретические основы развития апломба, баллона и элевации у детей среднего школьного возраста

Разделы: Дополнительное образование


Один из основных элементов во всех жанрах хореографии является апломб «устойчивость». Под термином апломб понимают умение танцовщика сохранять необходимое положение тела в равновесном состоянии, что позволяет ему чётко, свободно и красиво владеть своим телом в танце. Танцовщик, обладающий мастерством устойчивости, достигает, как принято говорить в хореографии, апломба. Известный французский балетмейстер Жан-Этьен Дэспро определил апломб в 1806 году как специфический вид динамического равновесия, имеющего основополагающее значение для всех позиций и движений в хореографии.

Стержень апломба - позвоночник, но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, координация, общее физическое развитие и здоровая нервная система.

На устойчивость также влияет и проекция общего центра тяжести. Чем ближе к опоре центр тяжести и чем больше ее площадь, тем выше устойчивость тела.

Положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней. Сохранить длительную устойчивость на полупальцах и пальцах на одной ноге в зафиксированной позе трудно. Еще труднее не потерять устойчивость позы после большого прыжка и приземления на одну ногу, после прыжка с вращением в воздухе, а также в турах и пируэтах.

Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряженно соединенными лопатками, это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.

Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда на ступне. В тех случаях, когда требуется перегиб корпуса в сторону, назад или наклон его вперед, для устойчивости центр тяжести корпуса должен быть на опорной ноге, через которую проходит вертикальная ось тела. Равновесие удерживается благодаря правильному распределению центра тяжести корпуса на опорной ноге в сочетании с подтянутой спиной и бедрами. Сохранению устойчивости способствует также закрепленное в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.

В танце при любых движениях тела центр тяжести перемещается. Он может приближаться к площади опоры и удаляться от неё, находится над её центром или у края и, наконец, выходить за пределы площади опоры.

В случае, когда вертикальная линия, опущенная из центра тяжести, попадает в центр площади опоры, равновесие легко сохраняется при любых позах и положениях тела. По мере приближения вертикали к краю площади опоры равновесие становится всё более неустойчивым. При выходе её за пределы площади опоры происходит падение танцовщика.

Устойчивость прыжку придают также руки. Они не могут оставаться пассивно безучастными или рефлекторно и судорожно дёргаться. Это придает танцевальной пластике движения неуверенный характер. Если во время прыжка руки сохраняют неподвижное положение, они должны быть свободны, но активно поддерживать силу толчка, выполняемого ногами. Если во время прыжка руки двигаются на взлете, они должны это делать энергично, усиливая толчковый «посыл» всего тела. Такой приём в учебной практике образно называется «подхват». И чем выше и сложнее прыжок, тем точнее, сильнее и соразмернее должно быть выполнено это движение руками.

Движение головой также способствуют устойчивости прыжка. Голова, как и руки, во время взлета может сохранять положение покоя или двигаться, но в обоих случаях её движения входят в общий силовой темп выполнения прыжка в целом.

В классическом танце правильное положение и движение рук, так же как ног и корпуса, помогают активно удерживать равновесие тела. Если ученик не умеет соразмерно и точно, в едином темпе с движениями всего тела, управлять своими руками, это означает, что он не способен действовать с апломбом.
Движения рук в классическом танце весьма разнообразны по пластическому рисунку, ритму и характеру. Но все они опираются на единую пространственную систему движения, нарушение которой лишает классический танец и технического и эмоционального апломба. Руки танцовщика могут отображать самые различные по характеру сценические действия, но всегда на основе точно отработанной системы движения.

Осваивая позиции рук, учащиеся уже начинают приобретать исполнительский апломб, то есть умение твёрдо фиксировать определенные пространственные положения. Port de bras приучает учащихся столь же пластично перемещать руки из одной позиции в другую. Позы воспитывают умение точно фиксировать самые различные танцевальные положения рук.

Таким образом, в сознании ученика постепенно укрепляется стройная и устойчивая система движения рук.

Кроме того, устойчивость требует, чтобы движения рук были активными и уверенными. Вся рука ученика должна ощущать пластическую определенность и завершенность танцевального жеста. Поэтому недопустимо, чтобы локти и кисти ученика безжизненно «провисали», образовывали вялые, угловато-пассивные движения. Также не допустимо, чтобы учащиеся чрезмерно напрягали руки или рефлекторно дёргая ими, повторяли движения ног. Движения ног и рук должны быть всегда пластически и ритмически согласованны, так как это совершенствует исполнительский апломб.

Устойчивость в той или иной мере отрабатывается на всех танцевальных дисциплинах. На уроках классического танца она подвергается особенно кропотливой обработке, которая начинается с изучения позиций ног; здесь учащимся впервые прививают умение твердо и правильно стоять на выворотных ногах. Успешно освоить устойчивость помогает твердое соблюдение следующих исполнительских правил. Ступни всегда плотно примыкают к поверхности пола. Пальцы ног, как цепкие щупальца, с силой удерживают равновесие, не допуская малейшего его нарушения; пятки плотно, с хорошим эластичным упором примыкают к полу. Следует избегать навала на большой палец, так как он сокращает площадь опоры и снижает устойчивость.

В сохранении устойчивости участвует также голеностопный сустав ноги - щиколотка, которая способна корректировать нарушение равновесия упругими, незаметными для зрителя движениями в сторону смещения правильной точки опоры. На всей ступне легче сохранять устойчивость, чем на полупальцах, когда площадь опоры сокращается. В то же время щиколотка становится более напряженной и подвижной, что позволяет свободнее и активнее корректировать равновесие. Однако пользоваться этими движениями щиколотки необходимо возможно незаметнее, чтобы не внести в танец элемент шаткости.

Вообще, во всех жанрах хореографии ступня должна примыкать к полу очень мягко с кончика пальцев, но обязательно с плотно поставленной пяткой, иначе устойчивость будет недостаточно надёжной.

Поэтому важнейшая задача для учащихся хореографических училищ - научиться владеть устойчивостью. Научиться сохранять равновесие, как в статических положениях, так и в переходных движениях из позы в позу, с ноги на ногу, в прыжках, во вращениях. Свободно управлять процессом равновесия должен каждый профессиональный артист.

Если у танцовщика не достаточно развита устойчивость, то настоящей актёрской выразительности в танце он не достигнет и творческий процесс для него окажется недоступным. Как говорил известный педагог-хореограф Н.И.Тарасов в своей фундаментальной книге «Классический танец»: «Недостаточная устойчивость танцовщика может прервать, исказить образность и содержание сценического действия, внести в него элемент случайности и дилетантизма».

В любом виде хореографического искусства для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии словом ballon - умение высоко и эластично прыгнуть верх и сохранить во время прыжка рисунок позы.

При прыжке работающие мышцы в течение короткого времени сокращаются до максимума, при этом действующие две главные силы: силы отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья тела в момент отделения его от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности. Но, если говорить о главной сути классических воздушных прыжков, то для них всех имеется одно обязательное художественное условие, чтобы уяснить которое вполне хватит и пятиминутки. Это условие называется - элевация. Именно эту элевацию в первую очередь и ценят в прыжках классического стиля, даже не особо вникая во все их виды и подвиды.

В качестве теоретического пояснения элевации можно привести в пример слова выдающегося педагога русской балетной школы и профессора хореографии Агриппины Яковлевны Вагановой: «Элевация состоит из двух элементов: собственно элевации и баллона. Элевация в собственном смысле слова есть взлет: человек отделяется от земли и делает высокий прыжок по воздуху. Но такой прыжок может быть бессодержательным или гимнастически-акробатичным. Какой-нибудь акробат может перепрыгнуть через 10 человек, поставленных в шеренгу, изумляя ловкостью, но признать за ним элевацию классического порядка нельзя - это механический фокус, обусловленный хорошо тренированными мышцами. Чтобы была танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под баллоном разумеется способность танцовщика задержаться в воздухе в определенной позе. Танцующий человек как бы замирает в воздухе. И вот, когда мы имеем дело с высоким прыжком, соединенным с баллоном, мы и говорим о классической элевации».

Умение эластично и легко соединять целый ряд прыжков, устойчиво выдерживать пластический и музыкально-ритмический строй движения принято называть элевацией. Начало элевации лежит в последовательном изучении элементарных основ устойчивости прыжка, мельчайших деталей исполнительской техники.

В далеком 18-м веке Ж.Ж.Новвер писал о прыжке: «сударь, высотой прыжка мы в первую очередь обязаны форме ноги, ее строению, длине и упругости ахиллова сухожилия; колени, поясница и руки дружно содействуют этому. Чем сильнее действие, тем выше противодействие, следовательно, тем выше прыжок. Сгибание и выпрямление колен помогают движению в голеностопном суставе и действию ахиллова сухожилия, которые следует рассматривать как наиболее существенные элементы».

Известно, что величина прыжка зависит от степени подвижности суставов ноги: тазобедренного, коленного, голеностопного, а также и суставов стопы. Функциональные особенности мышц, производящие движение этих суставов согласованность в их работе влияют на высоту прыжка.

Высота прыжка проверяется при свободном положении ног поступающего, то есть в 1-й невыворотной свободной позиции.

Проверяется способность к так называемому «трамплинному» прыжку, когда при отдаче и приземлении не требуется длительного demi-plié, колени сгибаются незначительно и весь прыжок осуществляется за счет стопы и пальцев. Эти прыжки выполняются несколько раз подряд, не менее восьми. Во время прыжка ноги в воздухе должны быть вытянуты, а сам прыжок выполнен как можно выше.

Поэтому перед тем, как вынести окончательное суждение, необходимо внимательным образом изучить все возможности для развития апломба и баллона у новичка. Так же выявление наличия прыжка и устойчивости у будущего танцовщика является одним из важных моментов при отборе для занятий хореографией и требует тщательного подхода.