Введение
Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях.
Задачи социализации личности являются главными в образовательном процессе. Социализация - это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.
Социализация - непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако, наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения. Развитие социальной компетентности на уроках естественно-математического цикла - один из способов достижения поставленной цели.
Социальная компетентность отражается в таких характеристиках, как:
- вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;
- выражать свои мысли, чувства, переживания;
- слушать, реагировать на мнение и переживания другого;
- ставить цели, планировать действия;
- выдвигать альтернативные способы действий;
- распределять обязанности;
- запрашивать помощь;
- разрешать конфликты и межличностные проблемы.
Необходимость развития социальной компетентности вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и, как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам. Достигнуть этого можно, решая следующие задачи:
- организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
- предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
- использование проектного метода обучения;
- систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
- обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
Социализация детей и подростков на уроках естественно-математического цикла
Решение проблемы социализации учащихся осуществляется на уроках естественно-математического цикла в следующих аспектах.
Групповая и парная форма работы - эффективная организация деятельности учащихся, так как соответствует реальной организации деятельности взрослых. При этом повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
Общие учебные задания приучают к коллективному характеру деятельности в обществе. Взаимодействие учащихся способствует развитию привычки к объективности и честности. Позитивная взаимозависимость соответствует сложившемуся типу взаимоотношений между людьми. Сотрудничество в группе нацеливает на кооперативную мотивацию деятельности и взаимопомощь. Индивидуальная подотчетность и ответственность вырабатывают гражданскую позицию, важную в процессе социализации. Для такой формы работы подходят задания, имеющие несколько способов решения, например, текстовые задачи, задачи с неполным условием или не имеющие решения, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, при выполнении проблемных заданий.
Проведение уроков в форме деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций и отношений;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени.
Например, урок - деловая игра по математике по теме «Подобные треугольники» в 8 классе. Учебное занятие начинается с построения модели игры, целеполагания, распределения ролей, функции всех участников. Класс делится на разноуровневые группы. В ходе игры актуализируются знания учащихся, выполняются задания по группам, причем результат одной группы используется другой. Задания прикладного характера требуют совместного обсуждения и решения, творческого применения знаний. При проведении отчета осуществляется самооценка, взаимооценка учебной деятельности. Результаты (решения самостоятельных работ) помещаются в специальный лист информирования - продукт деятельности группы. Игра завершается этапом рефлексии. На таких занятиях созданы условия для развития у детей социальной культуры, проявления инициативы и стремления обеспечить успех группы, готовности к психологическому контакту и взаимопомощи, самооценки качества своей работы с позиции её вклада в общий результат деятельности.
Важной задачей на всех этапах обучения является формирование у школьников умений добывать и применять знания, планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности помогают ученикам приобрести вышеперечисленные навыки. Выполняя проектную работу, школьники становятся более инициативными и ответственными, повышают эффективность учебной деятельности, приобретают дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. В основу его положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. Это повышает мотивацию участников, способствует социализации учащихся. Такие проекты, как: «Измерение школьной спортивной площадки», «Ремонт учебного кабинета», «Проценты в нашей жизни» и другие нацелены на социальные интересы самих участников проекта. Их отличает четко обозначенный результат деятельности участников и продуманная структура, поэтапное выполнение. Ребята, кроме математических расчетов, выбирают материалы для ремонта, интересуются их стоимостью, решают вопрос, какими силами будет производиться ремонт. Результатом деятельности является составление сметы и создание презентации.
В результате у детей формируются умения и навыки сотрудничать, планировать и реализовывать план действий, принимать ответственность на себя, выбирать эффективные пути решения задачи, осуществлять рефлексию поисковой и оценочной деятельности, менеджерские, коммуникативные качества. Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны.
Например:
- Бюджет семьи.
- Сколько стоит ремонт.
- Грамотный покупатель.
- Математика в борьбе с загрязнением окружающей среде.
- Числа вокруг нас.
- Математика в педиатрии.
- Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
- Статистика и проценты.
- Изготовление набора для решения задач с пространственными телами.
- Многогранники в архитектуре нашего города.
Каждая тема начинается с того, что выясняется её практическая значимость, обсуждается, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем (реализация детской фантазии).
На уроках естественно-математического цикла:
- учимся решать задачи и проблемы - изучаем освоение способов и приёмов проектной деятельности;
- учимся думать - проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях;
- учимся работать с текстом - совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения;
- учимся исследовать - осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего - постановки и доказательства гипотез;
- учимся работать вместе - осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества;
- учимся удобно учиться - знакомимся с индивидуальными особенностями, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности;
- учимся строить планы на будущее - формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению.
Для учащихся 5-7 классов ведущей деятельностью является игровая, поэтому предоставляются возможности сочетать урочную форму с игровой на закрепление полученных знаний и развитие навыков их применения в различных ситуациях. Благодаря игре ребята получают возможность применить знания и навыки в конкретной деятельности, получить новый опыт общения и поведения. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны, каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Знания приобретают вкус и цвет жизни.
В работе с учащимися 9-11 классов основой мотивации служит не только успешное завершение обучения в школе, сдача государственных экзаменов и поступление в ВУЗы, но и умение правильно вступить во взрослую жизнь. При изучении естественно-математических наук в таких классах акцент делается не на изучение довольно сложной теории, хотя и без неё не обойтись, а на «очеловечивание» предмета, на его практическую направленность.
Например, математика учит логически мыслить, а значит, поможет оценить различные жизненные ситуации, сделать прогноз и принять верное решение. Математика учит проводить расчеты, но не сами по себе, а при решении жизненных ситуаций (проводим расчёты для ремонта квартиры, правильного получения кредита или наиболее выгодного размещения личных средств на вкладах в банках). Математика позволяет разбираться в статистической информации) рассматриваем статистические данные, предоставляемые СМИ и находящиеся в сети Интернет).
Взаимоотношения со старшеклассниками на уроках выстраиваются с учётом индивидуальных характеристик личности ученика, на основе социального партнёрства и творчества. Формируется интеллектуальная способность ученика к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненных установок и готовности к дальнейшему самообразованию.
По степени сложности различаются следующие типы процесса социализации:
- выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
- восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;
- открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
- формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы.
Для успешной социализации ученика используются следующие методические средства:
- договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
- диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;
- обратная связь. Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции;
- создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;
- создание ситуации успеха - намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.
Заключение
В заключение хочется сказать, что социальная компетентность - это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и любого возраста. Главным является не предмет, а личность, которую мы формируем. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяется ориентированностью на знания и использование новых технологий, активной жизненной позицией, установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активным финансовым поведением, эффективным социальным сотрудничеством, здоровым и безопасным образом жизни. Здесь уместны слова Конфуция: «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки Вас обязательно ждёт провал».
Я убеждена, что вся работа по социализации поможет моим ученикам:
- приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
- научит детей чувствовать и понимать других людей;
- приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
- даст понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Очевидно, что вся работа по формированию процесса социализации школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества естественно-математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами общества.
Изучение естественно-математических предметов совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации.
Список литературы
- Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе.//Педагогические технологии - 2009. - № 6.
- Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. Психолого-педагогическое сопровождение. УИПК ПРО, 2004.
- Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок. Конструирование и диагностика. - М., «Педагогический поиск», 2006.
- Мещанинова О.О. Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математике. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2009/meshaninova.htm (Дата обращения 16.01.2014).
- Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]. URL: htth://lib,convdocs/ index - 89099. html (Дата обращения 16.01.2014).
- Тюкавкина Н.В. Воспитание толерантности в процессе социализации младшего школьника. //Педагогические технологии - 2009. - № 5.
- Фролов А. Формирование образовательной компетентности обучающихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения. //Муниципальное образование и эксперимент. - 2010. - № 5.