Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка комплексом средств музыки, движения и слова.
Задачи:
- Оздоровительная. Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, формирование правильной осанки, походки.
- Образовательная. Способствовать формированию двигательных навыков, пространственных представлений, способности произвольно передвигаться в пространстве, развитию ловкости, координации движений, знакомство с некоторыми музыкальными понятиями (ритм, размер, темп, регистр).
- Воспитательная. Воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственно ритма движений. Воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.
- Коррекционная. Преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, развитие и совершенствование статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания.
Оборудование: фортепиано, подборка музыкальных композиций, мяч.
Тема занятия: Звук «с».
Ход занятия
Дети заходят в зал под «Марш» Т.Ломовой и останавливаются с концом музыки.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Для начала хочу загадать вам загадку.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это? (самолет)
С какого звука начинается слово «самолет»? Верно, со звука «с». Сегодня мы посвятим наше занятие этому звуку. А сейчас приглашаю вас на разминку.
Упражнение на различные виды ходьбы. (муз. Г.Гладкова «Песня друзей») Дети идут по кругу высоким шагом, на носках, на пятках, с вращением рук в кистях, с чередованием хлопков и шагов.
Упражнение «Гномы и великаны». Чередование ходьбы на носках под тихую музыку и ходьбы высоким энергичным шагом под громкую.
Упражнение «Поскоки». (стар. английская мелодия). Дети двигаются поскоками друг за другом.
Игра «Услышь звук «с» на развитие фонематического восприятия.
Дети садятся в линию на краю ковра. Педагог называет слова со звуком «с» или без него.
Пример: мак, сом, кот, сад, салат, жук, звон, заяц, слон, насос, собака и т.д. Если в слове нет звука «с», дети сидят на месте, если слышат этот звук, передвигаются на один шаг вперед и произносят звук «с». Игра заканчивается, когда все оказываются на другом краю ковра.
Дети проходят на стульчики около фортепиано.
Упражнение на развитие дикции
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в игру под названием «Бадминтон». Вы знаете, что в бадминтон играют ракеткой. Ее берут правой рукой и с силой отбивают воланчик. Вот так. (Педагог показывает мах правой рукой сверху вниз). Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной последний слог и ударяйте по воланчику рукой.
Укусила в нос оса - са-са-са!
Стал мой нос, как колесо - со-со-со!
Не боюсь я злой осы - сы-сы-сы.
Я осу в руке несу - су-су-су!
Дети проговаривают за педагогом последние слоги, на последнем делают мах рукой вниз.
Упражнение на развитие голоса
Педагог: Наш звук «с» поселился на музыкальной лесенке. Давайте вместе пропоем его.
Дети пропевают вместе с педагогом 5 ступеней вверх (до-ре-ми-фа-соль) на слог «са», и вниз на слог «со». Затем повышаем на полтона вверх и т.д.
Игра «Звук заблудился» на определении позиции звука «с» в слове
Педагог: Ребята, у меня есть необычное стихотворение. В нем все перепуталось. Помогите мне поставить наш звук «с» на свое место.
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
Лежит лентяй на раскладушке
Грызет, похрустывая, пушки. (сушки)
Педагог: Молодцы, теперь в стихотворении у нас порядок. А теперь мы все встанем и разомнемся. Сделаем круг.
Упражнение на согласованность речи с движением с предметом
Педагог: Я бросаю кому-то из вас мяч, произнося слово со звуком «с». Вы кидаете мне мяч обратно, изменяя слово во множественном числе.
Пример: стул-стулья, сумка-сумки, собака-собаки, стол-, сад-, сушка- и т.д.
Молодцы, ребята. А теперь пусть поработают наши пальчики.
Дети садятся на ковер в шахматном порядке лицом к педагогу.
Упражнение на развитие мелкой моторики
Педагог: В зоопарк стоит слон - сжимание и разжимание пальцев рук
Уши, хобот, серый он - выставить большие, затем указательные пальцы, потереть ими правое запястье, затем левое
Головой своей кивает, - пальцы по очереди соединяются с большим
К себе в гости приглашает. - «зовем», сгибаем ладони к себе 4 раза.
Педагог: Отлично. Мы свами хорошо поработали. А теперь прошу всех лечь на пол. Сейчас зазвучит музыка, вы должны расслабиться и спокойно подышать. Кладем руку на животик и дышим.
Упражнение на регуляцию мышечного тонуса и расслабление. (Муз. Е.Крылатова «Колокола»)
Педагог: Теперь встаем без помощи рук. Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня работали и играли? Ответ детей. А какое упражнение вам понравилось больше всего?
Вы - большие молодцы! Всем, всем до свидания! (педагог поет, дети отвечают как эхо).
Звучит Марш Т.Ломовой. Дети идут по кругу и выходят из зала.
Список использованной литературы
- Аксакова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.Методич.пособие.М.: Сфера.2005.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду (организационный аспект). - М.: ИОИ, 2004.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2006.
- Грибова О.Е. Что делать если ваш ребенок не говорит: книга для тех, кому это интересно. - М.:Айрис-пресс, 2004.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Медицина, 1993.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Лазаренко И.О. Тренируем артикуляционный аппарат и пальчики. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» 2006 г., №2, стр. 28.
- Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение.- СПб.: КОРОНА-Век, 2008.
- Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.