Сказкотерапия как инструмент формирования полноценной личности ребенка дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Сказкотеропия


Самый первый этап образования ребенка воплощается в дошкольном образовании, являясь своеобразным фундаментом для закладки основных навыков, зачатков социальной личности.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается в соответствии с потребностями общества в формировании гармонично развитой личности, которая впоследствии будет трудиться на благо России.

Очень часто педагоги сталкиваются в своей работе с детьми имеющими статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Существует комплекс мер по охране здоровья и образования таких детей. Создана система инклюзивного образования, подразумевающая всестороннюю помощь и развития детей с ОВЗ. Инклюзия предполагает признание ценности каждого ребенка, различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребенку.

Система инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении - это полноценная инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях общества.

При работе с детьми ОВЗ следует тщательно отбирать методы коррекции для решения поставленных задач. Большую помощь в этом оказывает сказкотерапия.

Ребенок знакомится со сказкой еще до прихода в детский сад. Он слышит сказку каждый день дома перед сном. Короткие и длинные с продолжением на каждый вечер, они способны создавать особый эмоциональный фон психики ребенка.

Сказкотерапия (это методика, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка посредством чтения сказок и работы с ними) является наиболее доступным и универсальным средством при работе с особенными детьми.

Сказка выступает для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром, а также участвует в формировании своего «Я». Сказка вызывает определенные эмоции. Поначалу сама интонация, с которой мама рассказывает сказки, благотворно влияет на ребенка. Впоследствии, когда он уже начинает понимать некоторые слова и даже образы, у ребенка окончательно формируется положительное отношение к сказке.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект и имеет множество функций. Она способна обучать, воспитывать, побуждать к деятельности. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания и тем самым максимально близки ребенку. Ему кажется, что сказочные персонажи всегда где-то поблизости, к ним можно обратиться за помощью или, наоборот, отпугнуть их.

Как ведут себя персонажи - так же ведут себя и в жизни люди. Формируется именно такая установка. Именно на примере сказки ребенок понимает, что в мире есть положительные и отрицательные герои, а чтобы чего-то достичь, добиться, необходимо пройти множество испытаний, попросить помощи, если это необходимо, при этом самому не отказать в помощи другому человеку.

Еще пока бессознательно, но ребенок учится чувствовать любовь и ненависть, гнев и сострадание, измену и коварство.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. Поэтому они способны воспринимать сюжеты сказок наиболее эмоционально.

Сказкотерапия - это официальная методика, применяемая в образовании и воспитании подрастающего поколения. Внедрив ее однажды в самом раннем возрасте, можно продолжать использовать сказки в дошкольном возрасте в детском саду, а затем в младшем школьном возрасте, а затем в среднем общеобразовательном учреждении. Тематика сказок разнообразна. Они могут быть волшебными (наиболее распространенный тип сказок) и социальными. В процессе изучения сказок ребенок начинает понимать, что перед ним открывается мир большой литературы. Впоследствии жанр сказки трансформируется в более сложные литературные прозаические произведения - рассказ, повесть, роман.

Важно на самых ранних этапах объяснить детям, что у сказок в их большинстве нет авторов, их сочиняет сам народ. Похожие интерпретации сказочных сюжетов поэтому часто встречаются у разных народов.

Помимо широкого спектра развивающих ресурсов, сказкотерапия имеет более узкую практическую направленность. Развивается личность ребенка, его лидерские задатки, а также попутно и такие процессы, как речь, воображение, мышление. Сказка способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, злость и т.д.

Многократное перечитывание сказок, совместно с родителями или педагогом укрепляет и тренирует формирование добрых качеств, чувства долга, ответственности, взаимопомощи, благодарности, справедливости, совести, чести, достоинства, смелости и др.

Ребенок полностью переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали. Особое влияние сказкотерапия оказывает на детей с ОВЗ, в особенности тех, кто имеет отклонения в развитии психической и поведенческой сферы.

Таким образом, метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.

В целом можно выделить следующие основные задачи сказкотерапии:

  • Снятие эмоционального напряжения;
  • Конструирование элементов игры и доверительной атмосферы в коллективе;
  • Установление межличностных отношений между детьми;
  • Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
  • Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
  • Развитие у ребенка чувства уверенности в себе;
  • Развитие коммуникативных компетенций и социальных установок.

Сказка активизирует различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями. Ребенок учится строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи. В процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Воспитание детей - это процесс непростой и трудоемкий. Так как сказкотерапия не предусматривает каких-либо организационных или материальных сложностей, она помогает педагогам легко решать сложные задачи.