«Обрати свое сердце к сказке! Какое
богатство мудрости и добра рассыпано
по книгам всех времен и народов»
Л.Н.Толстой«Сказка - это зернышко из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных ситуаций»
В.А.Сухомлинский
Народная мудрость гласит: «Дети не являются детьми своих родителей, потому что они дети своего времени».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.
Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся, и наше будущее общество будет здоровым.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование ценностных ориентаций дошкольников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
Согласно ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования включены задачи приобщения детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения (в том числе моральным), формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Возникла необходимость найти такие средства, которые помогут в формировании ценностных ориентаций дошкольников наших воспитанников.
Одной из главных задач нашего МДОАУ ДС №6 г.Тынды является духовно-нравственное развитие личности ребёнка. Опираясь на проблемы нашего общества, и задачи работы нашего образовательного учреждения определило тему работы «Влияние русской народной сказки на формирование духовно нравственного воспитания дошкольников»
«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т.В.Кудрявцев, - в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем». Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Проблема современного общества - доминирование материальных ценностей над духовными, ведущая как правило к разрушению детских личностей. У детей отсутствует наглядный пример великодушия, справедливости, патриотизма, а это приводит к кризису духовно нравственных идеалов. И тут действенным средством в воспитании моральных качеств личности выступает сказка.
Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста. Этот жанр привлекал и привлекает внимание фольклористов, этнографов. Многие исследования посвящены сказке, а произведения искусств частично воспроизводят различные сказочные сюжеты. Огромное внимание исследованию роли сказки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения уделяли педагоги К.ДУшинский, В.А Сухомлинский, Б.Т.Лихачев и другие. Великий русский педагог К.Д.Ушинский причину успеха сказок у детей видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии.
Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.
Слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Сказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.
Исходя из этого, была поставлена цель работы: Формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через русскую народную сказку.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
- Приобщать детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации.
- Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
- Развивать умение думать, сравнивать. Анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других людей, делать нравственный выбор.
- Развивать совместное участие в ней.
Новизна опыта
Новизна данного опыта заключается в следующем:
- использование нетрадиционных форм и методов работы с русской народной сказкой в разных видах детской деятельности;
- использование проектной деятельности.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей духовно-нравственных качеств, поиске новых, эффективных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию.
Объектом данной работы является воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы - влияние русской народной сказки на формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства, если будет осуществляться комплекс мер, включающих в себя:
- определение методов работы;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности;
- работа будет проходить через разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.
Отбирая сказки, всегда анализируем их, продумываем, как сказка может повлиять на ребенка, какие чувства вызовет. Поэтому стараемся подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Чтобы мораль сказки была понятна и доступна дошкольникам, нами был разработан алгоритм работы со сказками.
- Выяснение основной темы, идеи сказки: - О чём сказка? Чему она учит? В какой ситуации нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали в сказке?
- Размышление над мотивами поведения героя - Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем это ему нужно? Зачем герой был нужен другому герою?
- Выявление способов преодоления трудностей, которые даёт сказка - Как герой решает проблему? Всё преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В какой жизненной ситуации нашей жизни нам пригодится этот способ.
- Отношение героя к окружающему миру и самому себе - Что приносят поступки героя окружающим горе, радость, прозрение? (созидатель он или нарушитель).
- Осознание эмоций, которые вызывает сказка - Почему герой реагирует именно так? Какие эпизоды вызвали радостные (грустные чувства)? Какие чувства вызвала сказка?
В своей работе со сказкой используем разные методы и приёмы.
Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций, дидактические игры
Очень важно подходя к работе с детьми к подбору той или иной сказки заранее для себя как для педагога, определить какая проблема требует в данный момент разрешения если это проблема недружного детского коллектива то и сказка должна показывать не просто образец дружбы но и какие трудности и беды можно преодолеть дружным коллективом. (Теремок, Зимовье зверей, Репка)
А знакомство детей со сказкой «Заюшкина избушка» раскрывает перед ребенком представление о героизме трусости, хитрости и прямодушии. Ребенок слушая сказку и сам непосредственно проживает в ней, проходя все сюжеты шаг за шагом, откликаясь на все события, выражая своё отношение к каждому персонажу к проявлению добра и зла.
Трудно представить себе дошкольное детство без сказок. К сожалению, сказки не в полной мере используются и в семье, и в системе дошкольного воспитания. Не всем детям родители прививают интерес к книге, чтению, уделяют этому достаточное внимание. Их с успехом заменяют компьютер, гаджеты и телевизор. В дошкольных учреждениях сказки подаются недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Ликвидировать этот пробел и по-новому подойти к работе со сказочным материалом мне помогла специальная методика, разработанная педагогом, автором многих книг и пособий по дошкольной педагогике и психологии Ларисой Борисовной Фесюковой.
Фесюкова Л.Б. предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.).
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Методика Фесюковой Л.Б. включает в себя много разных направлений творческого подхода к сказке. Мы остановимся на одном из них, на ее специальной универсальной схеме. Она выглядит следующим образом:
Название сказки.
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка и экология.
- Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно. Их может быть меньше, может быть и больше.
Воспитание добрых чувств.
Доброта стала наиболее дефицитным явлением в современном мире. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в выражении чувств через мимику, движения.
К примеру:
- «Докажи, что Аленка лучше всех»;
- «Кого тебе жалко в этой сказке»;
- «Как бы ты поступил на месте…»;
- «Как движениями похвалить петушка».
Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.
Речевая зарядка
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих задач не менее важно сделать нашу речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы «Речевая зарядка».
Какие методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи?
- Умение задавать вопросы. Так как одним из показателей успешного развития дошкольников является умение разумно сформулировать вопрос.
- Достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.
Вместе с детьми нужно:- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
- Нужно использовать возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом.
- Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. Любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).
- Придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.
- Введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа.
- На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а …, Не Иван-царевич, а…
- Использование приема «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Детям можно предложить игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.»
- Воспитание чуткости к слову.
Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но с различными по смыслу значениями.
- Сказка должна способствовать и общению.
Для этого предлагается использовать игра-задание «Интервью».
Используя эти методы работы со сказкой, воздействуем на характер детей, мягко и бережно формируем положительные черты и корректируем негативное поведение.
Рассмотрим методику использования универсальной схемы Фесюковой Л.Б. на примере сказки «Гуси-лебеди».
- Русская народная сказка
- Нравственный урок
- Как аукнется, так и откликнется.
- Воспитание добрых чувств
- Мне почему-то больше всего в сказке нравятся речка, яблонька и печка. Почему же?
- А кому сопереживаете вы?
- Сказка и математика
- Придумаем считалку с героями сказки.
Речевая зарядка
- Почему сказка называется «Гуси-лебеди?» Придумаем ей другое название.
- Назовем грустные, веселые слова из сказки.
- Возьмем у детей интервью о девочке из сказки.
- Этимология слов «причитала», «слезами заливалась».
- Как вы дома относитесь к братьям (сестрам)?
- Отражают ли смысл сказки пословицы: «И мутную воду пьют в невзгоду», «Трудно найти, легко потерять».
Сказка и экология
Чем похожи и чем отличаются:
- лесные и садовые яблочки;
- ржаные и пшеничные пироги ?
Развитие мышления и воображения
Придумаем сериал по этой сказке:
- «Гуси-лебеди невидимки»;
- «Печка, яблонька и речка стали великанами»;
- «Дело было зимой»;
- «Как бы я спасла братца».
Сказка развивает руки
Методом пальчиковой живописи изобразите стаю лебедей уносящую мальчика. Сделаем книжку картинку об этом.
Вывод. Сказка - эффективное средство развития детей, активного воспитания добрых чувств. Универсальная методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л.Б.Фесюковой, развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.
Еще используемы методы:
- Игра-ассоциация: называем слова в каких сказках они встречались.
- Угадай героя по описанию его поведения, угадай из просмотра отрывка сказку.
- Составление умных книжек, книжек мои любимые сказки.
- Игра домино герои из сказок кто где живет, кубик Блума, круги Луллия, где подобраны герои сказок не только народных но и авторских сказки А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, И.К.Чуковского и рассказы Н.Н.Носова.
Эти игры и пособия помогают вспомнить закрепить сказку помогает развивать мышление внимание речь восприятие, и отлично мотивирует ребенка.
Кубик Блума - это методика, созданная Бенджамином Блумом для классификации различных уровней когнитивных навыков, необходимых для успешного обучения. Кубик Блума состоит из шести уровней: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез и Оценка. С виду простой прием помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал. Использование «Кубика Блума» в процессе обучения имеет массу преимуществ. Вот некоторые из них:
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал. Есть возможность проявить свою фантазию, придумать свой путь развития событий.
Кубик состоит из 6 вопросов:
- Придумай,
- Назови,
- Почему,
- Объясни,
- Предложи,
- Поделись.
Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант - составить задание и выполнить его.
- Придумай.
- Назови
- Почему?
- Объясни
- Предложи
- Поделись
Работая с детьми по данной теме, пришли к выводу, что только с помощью родителей можем осуществить воздействие на детей. Ведь духовно-нравственное воспитание - дело настолько тонкое, что без учета индивидуальности каждого ребенка добиться положительных результатов невозможно.
Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка. К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль сказки изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. В нашей стране в последние два три десятилетия, к сожалению, воспитание подменили образованием. А это совсем одно и тоже. Поэтому сказка остается ведущим способом воспитания человеческих качеств. Играя, слушая сказки, рисуя и проигрывая сюжеты. Ребенок готовиться к жизни. Недаром замечено что в семьях, где любят и читают сказки детям, вырастают удивительные, одаренные творческие люди.
Чтобы каждый родитель знал, на какую сторону поведения обратить особое внимание, предлагали родителям внимательнее присмотреться к своим детям, глубже понять их. Для этого в начале года просили родителей ответить на вопросы:
- Что вас радует в поведении ребенка?
- Какие черты характера вашего ребенка и поступки вас огорчают?
Некоторые родители сразу не смогли ответить, многим было трудно. Ответы родителей показали, что не все и не всё видят в своем ребенке, а иногда и не задумываются, каким же растет их ребенок.
Большинство родителей, к делу отнеслось очень внимательно. Многие отмечали в своих детях отрицательные качества, такие как лень, непослушание, жадность. Приводили беседы с этими родителями, чтобы выявить причины этих качеств у ребенка. Как правило, оказывалось, что это единственный ребенок и все дома только для него.
Большое влияние на исправление этих недостатков оказывают чтение художественной литературы, коллективное празднование дней рождения ребенка. Творческие работы из природного материала, бросового материала выполненные родителями и детьми дома, составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек
Считаем, что такая работа с родителями, отдельные задания, поручения, ситуации, помогающие ребенку развить или приобрести то или иное положительное качество - наиболее эффективная форма единого воспитания детей в семье.
"Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".