Воспитание экологической культуры у учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Экология

Ключевые слова: экологическая культура


Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт проблема формирования экологической культуры нынешнего и будущего поколений. Отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Поэтому важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире нельзя недооценивать: оно должно стать одной из приоритетных задач современного образования.

По мнению Б.Т.Лихачева, сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарнопрактической деятельности [2, 24].

В.А.Ситаров и В.В.Пустовойтов определяют экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности [7, 122].

В.К.Назаров трактует экологическую культуру как систему воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения, трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленную в подсознании человека [5, 6].

И.В.Цветковой под экологической культурой понимает процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура - это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой [8, 99].

Экологическое воспитание младших школьников - одна из актуальных проблем в настоящее время. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания, знания законов природы. Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства.

В качестве показателей экологической культуры называют: экологическую образованность, эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, готовность к природоохранной деятельности [2, 28].

В одном из наиболее популярных в последнее время подходов экологическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности, которое охватывает интеллектуальные, эстетические, этические и деятельностные стороны человеческой жизни.

Многие исследователи называют экологические знания и экологические умения основными компонентами экологической культуры человека. Получение и усвоение экологических знаний и умений формируют экологическую образованность человека. Под экологическим сознанием понимается совокупность мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций по отношению к природе, а также стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты [3, 75]. Осознанию своих возможностей воздействия на природу для её сохранения способствует экологическая (экологоориентированная) деятельность. Она может быть выражена в различных формах: учебно-исследовательской, информационной, просветительской, природоохранной [4, 120]. Отметим, что все компоненты экологической культуры тесно взаимосвязаны. Выделить какой-то один как ведущий или наиболее необходимый не представляется, на наш взгляд, возможным. Так, например, высокое экологическое сознание и практическая экологическая деятельность побуждают к овладению новыми экологическими знаниями.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания экологической культуры, т.к. в этот период развития у ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа усвоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологической культуры в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план. Дети в этом возрасте наиболее близки к природе, более доверчивы и впечатлительны, поэтому их легче научить любить природу и привить экологические знания.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами.
По мнению С.Н.Николаевой, широта экологической культуры позволяет специалисту с высшим образованием на должном уровне реализовать практику методической, преподавательской, исследовательской или организаторско-управленческой деятельности [4, 122].

Воспитание у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. С.Н.Глазачев считает, что позитивные изменения не возможны без изменения в культуре природопользования, без того, чтобы уже сегодняшних школьников научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое личное место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания [2, 7].

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно выделить 3 уровня:

  • 1 уровень: приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (в том числе, освоение экологических знаний);
  • 2 уровень: формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества (в том числе формирование экологического сознания);
  • 3 уровень: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия (в том числе опыта экологической деятельности).

Среди методов экологического образования В.А.Ясвин выделяет следующие методы : экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии. Метод экологической идентификации предполагает педагогическую актуализацию постановки человеком себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится [10, 147].

Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания человеком состояния природного объекта, а также сочувствия ему. Данный метод стимулирует проекцию, т.е. перенос школьниками собственных состояний на природные объекты; переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, через отождествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие).

Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа человеком своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности. Данный метод стимулирует осознание школьниками того, как их поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает [6, 148].

Применение методов эмоционального воздействия на сознание младшего школьника является важным условием эффективного формирование экологической культуры у обучающихся начальных классов.

Формы экологического воспитания классифицируют на: массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке. К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум. Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

В ходе проведения занятий необходимо создавать проблемные ситуации, а также ситуации, требующие оценки и прогнозирования последствий поведения человека. Например, в начале занятия «Правила поведения в природе» детям предлагать посмотреть мультфильм «Крот и жвачка» и, проанализировав его, дать ответ на вопрос: «Правильно ли поступили люди, оставив в лесу жвачку?».

Использование игровых методов является одним из эффективных методических условий. Г.В.Буковская утверждает, что для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная деятельность, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности [1, 56].

Поэтому необходимо использовать на уроках экологические игры: «Экологический светофор», «Красные нити», «Лесная аптека» и др., а также провели викторину «Красная книга».

Например, использование на занятиях разнообразных экологических игр («Экологический светофор», «Красные нити», «Лесная аптека» и др.), а также проведение викторин(« Живое - неживое», «Красная книга», «Джунгли») и брейн-рингов («В мире животных» и др.). Например, изучение нового материала на одном из занятий «Перелётные птицы» полностью можно построить на отгадывании загадок, далее демонстрировать мультимедийную презентацию, озвученная голосами птиц.

Практическая деятельность - одно из важнейших методических условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Детей важно непосредственно познакомить с изучаемым объектом: увидеть в природе птиц, о которых говорили на занятии, понюхать цветок экзотического растения. Поэтому в процессе реализации программы желательно активно использовать такую форму обучения, как экскурсия: проводить экскурсии в природу, ботанический сад, зоопарк, планетарий и музеи, а также виртуальные экскурсии. Таким образом, экскурсия также является важным методическим условием в формировании экологической культуры детей.

Средством эффективного воспитания экологической культуры является разнообразная практическая деятельность: изготовление поделок из природных материалов, создание рисунков и аппликаций, составление памяток, разработка и создание экознаков, опыты и практические работы, работа с определителями, гербаризация и др. Дети с удовольствием погружаются в работу, как правило, с интересом выполняют данные им задания.

По мнению И.В.Шаповаленко, ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом [9, 195]. Поэтому практическая деятельность относится к одному из важнейших методических условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Важным методическим условием в формировании экологической культуры младших школьников являются систематические фенологические наблюдения: они раскрывают экологические взаимосвязи в природе и позволяют заложить основы экоцентрической картины мира.

Важным направлением в развитии у детей экологической культуры, является привлечение детей к участию в акциях природоохранной направленности разного ранга. Участие детей в природоохранных акциях помогает привить младшим школьникам чувство ответственности, заботы и бережное отношение к братьям нашим меньшим. Это позволяет утверждать о формировании всех компонентов экологической культуры.

Таким образом, экологическая культура является неотъемлемым компонентом общей культуры человека. Среди компонентов экологической культуры выделяют экологические знания, экологическое сознание и экологическую деятельность. Младший школьный возраст является благоприятным для воспитания экологической культуры, т.к. в этот период происходит формирование системы нравственных ценностей, экологических знаний. Результатом процесса экологического воспитания является формирование личности, обладающей высоким уровнем сформированности экологической культуры как конченого результата готовности человека к экологически сообразному взаимодействию с природой.

Список использованных источников

  1. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В.Буковская. - Москва : ВЛАДОС, 2014. - 192 с.
  2. Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя / Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова. - Москва: Тобол, 1997. - 96 с.
  3. Глазачев, С.Н. Экология и образование на пути к культуре мира Биология в школе / С.Н.Глазачев. - Москва, 2010. - № 3. - 10с.
  4. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, Т.И.Суравегиной. - Москва : Академия, 2010. - 160 с.
  5. Назаров, В.К. Развитие экологической культуры школьников в процессе обучения физике : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / В.К.Назаров // Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - 16 с.
  6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С.Н.Николаева. - Москва : Академия, 2013. - 272 с.
  7. Ситаров, В.А.Социальная экология : учебник и практикум для вузов / В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. - Москва: Юрайт, 2020. - 384 с.
  8. Цветкова, И.В. Эко-проект «Маленький принц», или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты / И.В. Цветкова. - Москва : Просвещение, 2008. - 265 с.
  9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В.Шаповаленко. - Москва: Гардарики, 2012. - 349 с.
  10. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А.Ясвин. - Москва: Смысл, 2001. - 365 с.