Современный ребенок социализируется в информационно-цифровой среде, что оказывает значительное влияние и особенности развития детей младшего школьного возраста. Анализ современных литературных источников дает возможность утверждать о росте образовательного потенциала Интернета как доступного средства дистанционного обучения и самообразования детей. В отличие от других средств информации, Интернет сочетает в себе печатную, фото и видео информацию. Нужно только зайти в сеть и сформулировать запрос. Однако возникает парадокс - чтобы правильно сформулировать запрос, нужно уметь проводить хотя бы первичный анализ поисковых задач, а вот способности к анализу, жизнь в Интернет-реальности как раз и не формирует. Основной целью работы выступает выявление основных тенденций влияния интернет-среды на развитие личности младшего школьника в условиях проведения социально-психологического анализа. Разнообразные аспекты использования интернета как средства массовой коммуникации освещены в исследованиях современных ученых Ю.Д.Бабаева, Е.Г.Баранова, Е.П.Белинской и других. Проблемой воздействия пандемии и дистанционного обучения на психическое состояние детей младшего школьного возраста занимались такие ученые, как А.Ю.Нечаева, Д.И.Фельдштейн и др.
Доступ к информационному пространству ребенок младшего школьного возраста может получать с помощью: смартфона, планшета, SMART-TV с выходом в сеть. При этом, ребенок может иметь одновременно доступ к нескольким гаджетам. Современные возможности цифровизации социальной среды дают возможность выделить следующие наиболее распространенные формы деятельности младшего школьника в сети Интернет:
- просмотр роликов на платформе Youtube;
- игра в компьютерные игры;
- поиск и хранение на гаджеты изображений, музыки, фильмов;
- пребывание на других сайтах через поисковые системы (поиск по запросу);
- использование социальных сетей для общения и просмотра развлекательного контента.
Среди основных потребностей, которые могут реализовывать дети в интернет-пространстве, являются:
- поиск информации. В интернете можно найти практически все (ответы на школьные задания, новости, ресурсы для хобби).
- развлечения. В виртуальном пространстве дети играют в онлайн-игры, слушают музыку, смотрят фильмы и видеоролики.
- межличностное общение. Эта потребность ярко проявляется в подростковом возрасте, однако уже и дети младшего школьного возраста имеют собственные аккаунты в нескольких социальных сетях. Youtube-канал был выделен отдельным блоком, поскольку для современных детей он является одним из приоритетных каналов получения информации, а также познания и восприятия окружающего мира. Сама платформа позволяет смотреть видео любого сюжета и формата, при чем следующие видео рекомендуются зрителю на основе предварительных просмотров и запросов.
Исследования показывают, что большинство детей младшего школьного возраста не имеют целью просмотр познавательных, обучающих, воспитательных видеороликов. По большей части - это поочередная смена картинок, не имеющих учебного или поучительного характера. Итак, современных детей «захватила» эпоха блогеров, чьи видео ролики являются инфантильными, простыми, чаще всего без познавательной сути, с ярким набором интернет-сленга, что имеют целью в большинстве случаев «хайп» - увеличение количества просмотров роликов, количества «лайков», обсуждаемости и подписчиков.
Тенденции в увеличении количества младших школьников как активных пользователей сети Интернет, не могут свидетельствовать лишь о негативных факторах влияния на формирование личности младших школьников, поскольку мировая пандемия 2020 года позволила приоткрыть завесу использования Интернета как средства ведения и поддержания образовательного процесса. Раскрывая социально-психологические особенности влияния сети Интернет на личность младшего школьника, важно отмечать и положительные факторы всемирной сети. Положительное влияние заключается в том, что интернет предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить успеваемость в школе. Ребенок получает множество информации, учится ее «фильтровать», что положительно влияет на логическое мышление, память, внимание. Школьник находится в курсе последних событий, которые происходят в стране и мире.
Правильно организованная работа в интернете способствует духовному обогащению детей, выработке соответствующего отношения к жизни, активной жизненной позиции, их социальному росту. Значительное количество компьютерных игр способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями, логическими операциями. В разумных пределах игры дают ребенку возможность для активной эмоциональной разрядки.
Как отмечает исследователь Д.И.Фельдштейн, спектр негативных последствий интернет-пространства значительно шире, чем «нам кажется, поскольку он может способствовать формированию неправильных ценностных ориентиров; неспособности отличать виртуальную реальность от реальной действительности; уменьшает способность строить адекватные межличностные отношения с окружающими людьми». Негативной стороной глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания, которую дети младшего школьного возраста, в силу своих познавательных возможностей неспособны критически оценить и правильно понять.
Таким образом, осуществив теоретический анализ влияния интернет-среды на младших школьников, следует отобразить, что всемирная сеть стала неотъемлемой составляющей развития и формирования подрастающего поколения. Представленные исследования демонстрируют как положительные, так и отрицательные тенденции сети, что дает основу старшему поколению внимательнее относиться к информированию детей о безопасности и развивающих возможностях Интернета. Данное исследование не исчерпывает дальнейших возможностей научных исследований и должно быть направлено в более глубокую эмпирическую плоскость с целью подтверждения значимых теоретических аспектов.
Список литературы
- Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации. Психологический журнал, 19(1), 89-100.
- Баранов, Е.Г. (2017). Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание. Национальный психологический журнал, 1(25), 25-31. doi: https://doi.org/10.11621/npj.2017.0103
- Белинская, Е.П. (2009). Взаимосвязь интернет-зависимости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. В А.Е.Войскунский (ред.)
- Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Сборник научных трудов (С. 48-62). М.: Акрополь.
- Букина, Е.Ю. (2014). Формирование у младших школьников навыков безопасной работы в сети Интернет. Информатика в школе, 5(98), 40-49.
- Кондрашкин, А.В., Хломов, К.Д. (2012). Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(3), 102-113.
- Нечаева, А.Ю. (2021). Влияние пандемии и дистанционного обучения на психическое состояние детей младшего школьного возраста. Скиф. Вопросы студенческой науки, 5(57), 75-78.
- Оськина, Н.Г. (2012). Профилактика интернет-зависимости у младших школьников: новая модель. Начальная школа плюс до и после, 7, 17-20.
- Солдатова, Г., Рассказова, Е., Зотова, Е., Лебешева, М., Роггендорф, П. (2012). Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. URL: http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11. pdf (дата обращения: 22.07.2021).
- Фельдштейн, Д.И. (2022). Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы. Национальный психологический журнал, 2, 6-11.
- Sourander, A., Klomek, A. B., Ikonen, M., Lindroos, J., Luntamo, T., Koskeiainen, M., Ristkari, T., Helenius, H. (2010). Psychosocial risk factors associated with cyberbullying among adolescents: A population-based study. Archives of General Psychiatry, 67(7), 720-728. doi: https://doi.org/10.1001/archgenpsychiatry.2010.79
- Sparks, G.G. (1986). Developmental differences in children's reports of fear induced by mass media. Child Study Journal, 16(1), 55-66.
- Widyanto, L., Griffiths, M. (2006). 'Internet Addiction': A Critical Review. International Journal of Mental Health and Addiction, 4, 31-51. doi: https://doi. org/10.1007/s11469-006-9009-9