Проблема мотивации овладения иностранным языком на современном этапе

Разделы: Иностранные языки


В методической литературе вопросы мотивации овладения иностранным языком ставились неоднократно, так как мотивация - важнейшая пружина овладения иностранным языком и обеспечивает его результативность.

Нет необходимости в том, чтобы объяснять, что такое интерес к овладению иностранным языком, заинтересованность в его усвоении. Но что же в таком случае мотивация? Ведь не секрет, что заинтересованность и интерес далеко не всегда приводят к активной деятельности. О мотивации можно говорить тогда, когда заинтересованность и интерес привели к конкретной деятельности, стали ее мотивами. В основе мотивации лежит осознание человеком полезности и необходимости своих действий или деятельности в целом, а также предвосхищение чувства удовлетворения, которое обычно человек получает от самого процесса деятельности.

Мотивация - сторона субъективного мира ученика. Она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями. Отсюда все трудности вызова мотивации. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

У учителя это получается тем лучше, чем в большей мере ему удается встать на место ученика, перевоплотиться в него. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств. Обобщая и систематизируя отдельные указания о видах мотивации в литературе по психологии, а также исходя из наблюдений над отношением учащихся к овладению иностранным языком, были выделены следующие виды мотивации:

  1. целевая (коммуникативная) мотивация;
  2. мотивация, порожденная осознанием учащимися достигнутого прогресса в овладении языком или же его отдельными аспектами;
  3. мотивация, порожденная эмоциональным и личностным интересом к стране изучаемого языка (иными словами, страноведческая мотивация);
  4. познавательная мотивация, порожденная интересом учащихся к более глубокому осмыслению языковой формы;
  5. мотивация, обусловленная стремлением учащихся к получению информации по возможности в наиболее полном объеме и определенной системе;
  6. мотивация, порожденная чувством удовлетворения, которое учащиеся получают при выполнении определенных видов заданий;
  7. мотивация, порожденная чувством эстетического удовольствия, которое получают учащиеся при выполнении учебных действий.

Рассмотрим коммуникативную разновидность внутренней мотивации как основную, так как коммуникативность - это первая и естественная потребность того, кто изучает иностранный язык. Неформальные беседы с учащимися и специальные опросы показали, что независимо от возраста и социального положения все они осознанно и единодушно формулируют свои потребности как чисто коммуникативные, а именно: говорить на иностранном языке с другом/ коллегой, читать для расширения кругозора, с профессиональной целью или ради удовольствия, писать сообщения иностранному другу/коллеге. Однако, несмотря на столь явно выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный язык предстает как искусственное средство общения. Он никак не может конкурировать в этом смысле с родным языком. И так называемые «естественные ситуации», используемые при обучении, носят, в сущности, искусственный характер. Например, в классе появился новичок, который перешел из другой школы. Учащиеся хотят с ним познакомиться, спрашивают, как его зовут, каковы его интересы, успеваемость и т.д. Создается, казалось бы, естественная ситуация знакомства. Единственный искусственный компонент данной ситуации - это иностранный язык, на котором ведется разговор. Ведь новичок-то не иностранец. Поэтому, как это ни парадоксально, если делать ставку только на естественную коммуникацию на иностранном языке, вряд ли удастся сохранить мотивацию и добиться успеха. Следовательно, важно отдавать себе отчет в том, что коммуникация на иностранном языке на занятиях в основном носит условный характер. А это сближает ее со сценической коммуникацией. Вот почему мы часто обращаемся к воображению учащихся, к фантазии, игре, и это является органичным компонентом эффективного обучения на иностранном языке.

При современной тенденции учить учащихся учиться учитель должен ставить учащихся в известность о задачах урока, поскольку активность возникает лишь тогда, когда «задача принимается учеником». Принятие задачи учащимися - это отправной момент для возникновения мотивации, а, следовательно, успешного решения задачи. Поэтому важно, как они сообщаются учащимся, т.е. задачи должны быть «переведены» на язык учащихся. Прежде всего, должны быть названы задачи, связанные с овладением речевыми видами деятельности: аудированием, говорением, чтением.

Сама формулировка задач урока должна импонировать учащимся, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Понятно, что формулировка задачи зависит от ступени обучения, возрастных и психологических особенностей учащихся. Например, интересный и личностно значимый текст сам по себе, т.е. без тренировки, способствует запоминанию примерно четверти содержащегося в нем языкового иноязычного материала, т.к. он вызывает большую встречную активность.

Фактически, почти любую тему можно сделать личностно значимой. Для этого учитель должен хорошо представлять себе, чем живут его ученики, каковы их увлечения, вкусы, ценностные ориентиры. Однако, личностная ориентация предполагает обращенность не только к самому ученику, но и к более широкому кругу: моя семья, моя улица, моя страна, страна изучаемого языка.

В теории мотивации указывается на то, что для возникновения мотива человек должен пережить «нужду в чем-либо, недостаток в чем-либо». Исходя из этого, разработан способ так называемого конкретно-мотивационного введения лексики. Учащимся предлагается решить естественно возникшую речевую задачу. При этом у них обнаруживается недостаток в определенных лексических единицах. Желая все же решить задачу, учащиеся задают учителю вопросы о незнакомых словах и тут же включают их в речь. Для усиления целевой мотивации усвоения лексики надо всемерно стимулировать стремление учащихся задавать подобные вопросы, а затем включать эти слова в речь. Это требует разработки специальных приемов, которые органически включаются в процесс мотивированного введения слов. Сначала надо приучать учащихся к тому, чтобы они задавали вопросы перед выполнением речевого упражнения. Например, предлагается речевая задача: описание картины. Учащиеся обдумывают свое сообщение, выявляют лексические проблемы, спрашивают учителя о неизвестных иноязычных эквивалентах нужных слов, а затем используют их в своих сообщениях. Предъявив в начале урока или перед выполнением какого-либо задания рассказ, сюжетную картинку, видео сюжет и т.д., мы обеспечиваем создание коммуникативной мотивации у школьников.

Еще один момент организации, способствующий сохранению коммуникативной мотивации, - это адекватное использование коллективных форм работы на уроке. Но, разумеется, нельзя просто разбить учащихся на пары или группы и приказать им общаться на иностранном языке, необходимо создать мотивы для этого общения. Используя разные режимы работы, распределяя учащихся на пары, тройки и т.д. учитель должен руководствоваться нуждами ситуации. Например, «врач», «пациент», «медсестра» образуют тройку, «семья» может иметь большую группу. Образовавшейся ячейке следует предоставить время на подготовку, репетицию, представляющую собой важный организационный этап на пути общения. Чтобы иметь возможность изнутри помочь учащимся, не нарушая коммуникативного процесса, учитель может включаться в ячейку в роли, которая позволит это сделать почти естественно. Например, в роли автора, режиссера, суфлера. При этом, учитель должен не прерывать общение резкой констатацией ошибок, а просто подсказывать правильный вариант и побуждать к его повторению.

Следующей разновидностью внутренней мотивации является мотивация, порожденная осознанием учащимися достигнутого прогресса в овладении языком.

В литературе, посвященной вопросам психологии, неоднократно подчеркивается исключительное значение такого фактора, как чувство удовлетворения, возникающее в результате осознания учащимися собственного продвижения вперед. Чтобы усилить данный вид мотивации, необходимо на протяжении всего учебного процесса, особенно на начальном этапе, периодически проводить своего рода инвентаризацию достигнутого. Наиболее простой вид такой инвентаризации следующий: в начале работы над новой темой и ее лексикой ученики под руководством учителя перечисляют все темы, на которые они уже в состоянии побеседовать на иностранном языке, и называют темы, беседа на которые пока невозможна. Учитель выбирает ту тему, которая была намечена на данный урок.

На усиление этого вида мотивации направлены специальные задания. Во-первых, это упражнения по тематическому определению новых слов. Так, например, при введении слова «to recommend» учащимся предлагается уточнить, в каких ситуациях это слово может найти применение (в библиотеке, у врача). Подобные упражнения можно назвать ситуативно-инвентаризационными, т.к. выполняя их, учащиеся как бы инвентаризуют ситуации употребления слова и при этом понимают, насколько они расширили свои возможности иноязычного общения.

Сущность страноведческой мотивации заключается в эмоционально-личностном отношении учащегося к стране и народу изучаемого языка, прежде всего к его историческим и культурным традициям. Там, где отсутствует языковая среда, страноведческая мотивация может стать весьма эффективным и прочным видом мотивации. Сам факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес и облегчает усвоение языкового материала.

Устным темам вообще можно придать своеобразную туристическую направленность. Мы все хорошо знакомы со специальным, страноведческим направлением, которое появилось в методике.

Следующий вид мотивации порождается стремлением учащихся к углубленному осмыслению иноязычной лексики с установкой на самостоятельный поиск. В полной мере это стремление может развиваться в старших классах. Важно, чтобы при знакомстве с новыми словами у школьников появилось желание к более углубленному изучению его значений, возникали бы соответствующие вопросы, стремление к получению интересных сведений о языке. Проиллюстрировать этот вид мотивации можно следующим примером. Ученики на уроке познакомились с такими новыми словами и словосочетаниями: to book tickets, a slow train, a fast train, it takes 6 hours, a second-class sleeper, a lower birth, an upper birth, a carriage, to see smb. off, comfortable, population, industry. После семантизации новых лексических единиц с помощью контекста и перевода учащиеся самостоятельно выделяют две группы слов: слова, которые напоминают ранее изученные слова (sleep-sleeper, it takes, second-class, a carriage, to see smb. off), и слова, которые знакомы из родного языка (comfortable, population, industry). Ученики установили связи между словами. Далее они могут спросить, каким образом слово book (книга) могло стать глаголом и означать «заранее заказать билеты», как связаны слова популярный и population(население). Такая поисковая работа не может не влиять на развитие языковой догадки и в значительной мере способствует непроизвольному запоминанию слов.

Важнейшим видом внутренней мотивации является инструментальная мотивация, т.е. мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы. Многие, например, любят составлять ситуации по заданным ключевым словам, которые на первый взгляд не находятся ни в какой смысловой связи друг с другом. В каждом классе встречаются учащиеся, которым такие упражнения, как драматизация текстов, составление диалогов, сочинение концовки рассказа и т.п. удается лучше, чем другим ученикам. Это не значит, что остальные ученики должны оставаться безучастными. Но ведущие роли при выполнении таких заданий должны быть закреплены за определенными учащимися в соответствии с их склонностями и вкусами.

При усвоении иноязычной лексики эстетическая мотивация может быть представлена в двух разновидностях - слуховой или зрительной. Это зависит от того, какой канал является проводником эстетического наслаждения. Каждому овладевшему иностранным языком хорошо известны случаи, когда отдельные слова или словосочетания кажутся особенно красиво звучащими. Желательно, чтобы учитель ориентировал учащихся на возможность получения такого рода эстетического удовольствия при усвоении иноязычных слов. Усилению эстетической мотивации могут служить красиво оформленные предметы наглядности: картинки, макеты, таблицы. Необходимо развивать стремление учащихся к самостоятельному поиску красивых иллюстраций, приучать к самостоятельному изготовлению наглядных пособий, оформлению тематических докладов, презентаций. Данная работа хорошо способствует непроизвольному запоминанию слов.

Все приведенные выше виды мотивации часто действуют в неразрывной взаимосвязи в учебном процессе. Однако, рассматривая их изолированно, мы имеем возможность лучше выявить те конкретные способы, которые могут обеспечить усвоение учащимися словарного запаса в оптимальных условиях.

Ниже приводится комплекс практико-ориентированных заданий, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения в соответствии с индивидуальными интересами каждого ученика.

  1. Видеосуфлирование. Ученик слышит (можно через наушники) голос диктора и произносит текст так, словно он говорит его сам. Это можно делать только на основе хорошо знакомого материала. Самое главное, чтобы своей интонацией, мимикой, жестами ребенок мог донести содержание до слушателей. Это также способствует становлению беглой речи.
  2. Презентация компьютерной игры. Сделать рекламу своей любимой игры. В качестве раздаточного материала составить словарь терминов по теме «Игры».
  3. Беседа с англоязычными людьми. На отдыхе с родителями ребенок пытается вступить в беседу с англоязычными сверстниками, в магазине купить самостоятельно что-либо, или в отеле попросить ключи от номера без посторонней помощи, или узнать дорогу к какому-либо месту в городе.
  4. Каталог с одеждой (младшим школьникам можно для кукол). Составить красочную брошюру с нарисованными и озаглавленными нарядами. На более продвинутом уровне можно устроить дефиле с комментариями.
  5. Презентация любимой книги, сказки, фильма, мультфильма. Устроить настоящую мини пресс-конференцию, как это происходит по телевизору. Остальные ученики заранее готовят вопросы выступающему.
  6. Видеоролик-интервью. Взять интервью у одногруппников про хобби.
  7. Мое любимое место в городе. Записать видео с рассказом о любимых местах в нашем городе с показом описываемого места.
  8. Ролевая игра «Интервью при приеме на работу».

Литература

  1. Бим И.Л. Личностно ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. Иностранные языки в школе, 2002, №2.
  2. Варносова А.Н. Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка. Молодой ученый, 2016, №28.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб., «Питер», 2000.
  4. Китайгородская Г.А. Не только иностранные языки. М., 2000.
  5. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. 1983.
  6. Пометкина Н.Н. Мотивация в обучении и развитии младшего школьника в игровой деятельности на уроках иностранного языка. Сборник статей. Пенза, 2006.