Изучение тем финансовой грамотности в школе на уроках в рамках курса «Обществознания»

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: финансовая грамотность


В последнее время в современном образовании увеличилась тенденция к преподаванию основ финансовой грамотности. Данная тенденция связана с увеличением случаев финансового мошенничества, экономической неграмотности населения, отсутствием понимания рационального ведения экономики и домашнего хозяйства.

Вопросы финансовой грамотности населения в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств, для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности. Каждый гражданин, проживающий в нашем государстве должен четко знать финансовую основу, разбираться в вопросах экономики государства. [2]

Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, но особая роль принадлежит «Обществознанию». В школе преподавание предмета «Обществознание» ведется по учебникам Л.Н.Боголюбова. УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. [3]

В современной школе обществознание - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека; их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. [1]

Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук с целью подготовить школьников к условиям жизни в обществе, к решению практических задач, возникающих в процессе их деятельности. Одним из интегрирующих инструментов является раздел «Экономика».

  • Изучению экономики и формированию финансовой грамотности в 7 классе посвящена глава «Человек в экономических отношениях».
  • В 8 классе на уроках обществознания изучаются темы по разделу «Экономическая сфера общества».
  • В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15-16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.
  • В 10 классе учащиеся изучают темы «Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура».
  • В 11 классе на изучение экономики и формированию финансовой грамотности отводится первое полугодие. [3]

При отборе компетенций для учащихся школьного возраста, входящих в предметные области компетенций можно говорить об интеграции тем финансовой грамотности в рамках курса «Обществознания». Например, изучение темы в 8 классе по экономике «Доходы и расходы» можно говорить о формировании таких базовых компетенций, как понимать, что такое личный доход, расход и знать пути его повышения или понижения. На более продвинутом уровне эта компетенция может быть представлена как необходимость ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, брать ответственность за финансовые решения, осознавать последствия этих решений. При изучении тем «Гражданского правоотношения» в 9 классе в рамках курса можно говорить о формировании таких компетенций финансовой грамотности как понимать необходимость пенсионных сбережений, осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной форме, знать о существовании государственной системы страхования вкладов, иметь общее представление о различных способах сбережения. Образовательный и развивающий потенциал учебного предмета «Обществознание» достаточно широк.

Дидактический потенциал школьного курса «Обществознание», как и достаточно широкий его функционал создает особое пространство подготовки для выполнения групповых и индивидуальных проектов по финансовой грамотности в рамках обществоведческой проблематики. [1] Например, в 7 классе при изучении тем главы «Человек в экономических отношениях», учащимся можно предложить разработать проект семейного бюджета, при составлении которого у обучающихся будут формироваться не только представления о обязательных ежемесячных тратах и актуальных потребностях на данный момент, но и финансовые компетенции, например, уметь вести запись доходов и расходов, уметь различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты, уметь составлять личный бюджет.

В настоящее время вопрос обучения основам финансовой грамотности молодого поколения очень остро стоит перед государством и современным образованием. Ведь фундамент новых экономических отношений закладывается в подростковом возрасте и способствует развитию личности подростка, адаптации к условиям изменений общества, формированию основ профессионального и личностного самоопределения. В будущем выпускники получат крепкие знания по экономической теории, смогут самостоятельно принимать ответственные экономические решения с целью личного финансового благополучия, будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства, и самое главное, будут защищены от финансовых потерь и потрясений.

В заключение, хочется сказать, что формирование у школьников разных ступеней образования финансовой грамотности очень важно и необходимо, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций, особенно в условиях развития кибермошенничества. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны распределять имеющиеся денежные ресурсы и планировать будущие расходы, а также способны к поиску новых экономических решений для получения финансового благополучия.

Литература

  1. Калуцкая Е.А. Специфика школьного обществознания как учебного предмета на современном этапе/ Е.А.Калуцкая // Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе: курс повышения квалификации. - Издательский дом «Первое сентября». - Москва.- [URL: https://1sept.ru/]
  2. Концепция формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности и других форм интерактивного обучения. - [URL: https://fg.mgpu.ru/wp content/uploads/2018/12/Kontseptsiya.pdf]
  3. Ледяйкина В.Г.Преподавание финансовой грамотности в рамках курса«Обществознания». - [URL:https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2021/02/12/prepodavanie-finansovoy-gramotnosti-v-shkole-v-ramkah]
  4. Методические рекомендации по внедрению курса «Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность общеобразовательных организаций Курской области / авт-сост. Л.В.Некрасова; ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». - Курск, ИП Андрушко Е.Н., 2018. - 60 с.
  5. Онлайн-уроки финансовой грамотности. - [URL: http://dni-fg.ru/]