Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет
желания учиться.
В.А.Сухомлинский
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
Создание заинтересованного отношения к учению - проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог. Речь идет о нормальных в психическом развитии школьниках. Но они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что приводит к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Ведь большинство детей с огромным желанием приходят в первый класс, хотят учиться. Что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу?
Каковы же причины снижения мотивации учения?
Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся;
- не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
- особенности личности учителя.
Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются:
- низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний (часто);
- не сложившиеся отношения с классом (реже);
- задержки развития, аномальное развитие (в единичных случаях)
Однажды мне ученик сказал на уроке: "Мне тогда все понятно, когда интересно". Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес" (по И.Герберту) - это синоним учебной мотивации. Так как же сформировать его у ребенка?
Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Все это дает ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
На чем базируется учебная мотивация? Или три кита учебной мотивации.
Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Чтобы дать ребенку это ощущение самостоятельности поиска знаний, используются специальные методические приемы. Я остановлюсь на некоторых из них.
1. Прием «Проблемные вопросы»
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А.Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
2. Прием «Знаю - хочу узнать - узнал»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Как вариант этого приема «Корзина идей»
Применяется на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что думают и знают ученики по обсуждаемой теме урока. Учащиеся записывают свои мысли, идеи и кладут в корзину.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы - процессы, лежащие в основе интереса: «Удивляй», «Волшебная шкатулка», «Мешочек», «Черный ящик».
3. «Удивляй»
Урок окружающего мира по теме «Свойства воды» можно начать так: «Однажды в одной далекой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ. А теперь посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств».
4. «Волшебная шкатулка», «Мешочек», «Черный ящик»
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
5. Прием «Привлекательная цель»
Перед учениками формируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достигая которую, они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.
Например, тема урока: «Нумерация чисел первого десятка». Цель учителя - закрепить с младшими школьниками последовательность чисел первого десятка. Перед учениками формируется иная цель - помочь Колобку выбраться из лабиринта чисел и подумать, какие знания для этого необходимо применить.
6. «Актуальность»
Например: математика 4 класс.
Учитель, обращаясь к детям: «Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы скидка 10…» Чего? или «Вы выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2…» Чего?»
7. «Яркое пятно»
Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала, связанного с темой урока с целью заинтересовать учащихся.
Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
Одни в группу сестры, вторые - брата.
Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
8. Приём «Отсроченная отгадка»
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: «На следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде».
9. «Мозговой штурм»
Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.
10. Фантастическая добавка
Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ /страус/ |
ДУЗЕМА /медуза/ |
КУТИЛА /улитка/ |
КРИКОЛ /кролик/ |
11. Прием «Да - нет»
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя и др). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами «да», «нет», «и да, и нет»
12. Апелляция к жизненному опыту детей
13. Ролевые и деловые игры
14. Решение нестандартных задач
15. Игры и конкурсы
16. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие задания и т.д.
17. Проектная деятельность
Кит 2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
- Почему ты ходишь в школу?
Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни - базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям - особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.
Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, хорошо понимает, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решать учителю, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, домашние задания по выбору ученика и т.д.
Прием "Свобода выбора"
На уроках обучения грамоте - читать на любой странице, но обязательно отчитаться - рассказать, нарисовать, а на математике - любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный - ни одного скучающего лица.
КИТ 3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это сделать. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.
Важнейшим условием формирования мотивации успеха является использование метода поощрения, создания ситуаций учебного успеха.
Учащиеся начальных классов чутки к похвале учителя, они стремятся заслужить его расположение, доверие. Поэтому поощрение младших школьников учителем окрыляет их, развивает стремление достигнуть лучших результатов, способствует развитию мотивации достижения.
Поощряя учащихся, учитель должен помнить, что поощрения заслуживают не только те учащиеся, которые добились успеха в учебной деятельности, но и те, кто добросовестно учился, проявил трудолюбие, хотя и не добился больших результатов. Особое внимание нужно уделять тому, чтобы одобрить неуверенного, отстающего ученика, тем самым вселяя в него уверенность, воспитывая целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности.
По отношению к слабым учащимся важно создавать ситуации успеха. С этой целью можно использовать подбор не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание обычно несложное, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими, опытными. Далее следуют более сложные задания.
В результате слабые ученики получают непривычные для них высокие отметки за задания, доступные им, что создает у них ощущение успеха и стремление повторить это ощущение. Рассчитывая получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, учащийся прилагает больше усилий, а связанная с этим работа вызывает у него положительные эмоции.
Нужно также помнить и повторять ученикам, что у каждого из них есть право на ошибку.
Мотивировать учащихся - значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Что дает высокая мотивация учения ребенку?
- чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
- повышение собственной значимости;
- признание учителей и сверстников;
- развитие творческих способностей;
- гордость собой и своими успехами;
- статус успешного человека.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Мотивация - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
- Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
- Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
- Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Педагог должен понимать, что какими бы знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Ребёнок - не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, -
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное - просто ребёнка любить!».