Оренбургская область расположена на стыке двух частей света - Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном, с Казахстаном, поэтому исторически является многонациональным регионом России.
Для Оренбургской области характерно сохранение и развитие традиций, обычаев и обрядов, национальностей, проживающих здесь. Оренбургская область исторически формировалась как многонациональный регион
В области зафиксировано более 100 национальностей и этнических групп.
Ежегодно в Оренбургской области проводятся различные мероприятия, чтобы развивать и сохранять культурно-исторические традиции различных народов, проживающих в нашем крае. Оренбургская область исторически формировалась как многонациональный регион. За столетия совместной жизни на одной территории между разными народами сложились уникальное взаимопонимание, уважение друг к другу и, что чрезвычайно важно, веротерпимость. Традиции межкультурного взаимодействия сформировали у жителей области высокий уровень толерантности, открытость к новым коммуникациям, готовность к этнокультурному диалогу.
Национальный состав общеобразовательных учреждений также разнообразен. Проблема толерантности очень актуальна. Контингент обучающихся включает в свой состав представителей разных национальностей: русских, таджиков, татар, чувашей, азербайджанцев, башкир, мордвинов, удмуртов.
У большинства школьников складываются замечательные отношения друг с другом, несмотря на то, что они разных национальностей. Они дополняют друг друга, меняют свое мировоззрение, взгляды, больше познают свой внутренний мир, это уже большой плюс. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Таким образом, культура выступает решающим фактором сближения народов, способствует возникновению у них ощущения единства и равенства. Диалог культур позволяет каждому народу осознать свою уникальность и вместе с тем выявить общие потребности. Воспитательная деятельность образовательных учреждений области способствует сохранению и развитию национальных культур, гармонизации межнациональных отношений.
В учебных заведениях систематически проводятся фольклорные мероприятия, фестивали национальных культур.
Цель: Создание условий для осуществления этнокультурного воспитания.
Задачи:
- Формировать интерес к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- Воспитывать уважительное отношение в общении с другими людьми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям национальных и социальных культур;
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности;
Ход мероприятия
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий: Здравствуйте!
Ведущая:
Жизнь человека - только миг в безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых она становится нетленной.
Все это так. Да вот беда, что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки? Такие случаи нередки!
Ведущий:
Уйдя из памяти живых, исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой, одной семьей, единой кровью,
Потомки станут нам с тобой, надеждой, верой и любовью!
И дух наш, продолжая жить, во внуков, правнуков вольется
И никогда не оборвется веков связующая нить.
Ведущая: Наше мероприятие мы проводим в канун двух праздничных дат.
Дня народного единства и Дня толерантности.
Ведущий: На территории России проживает около 200 национальностей.
Ведущая: Они говорят на 277 языках и диалектах.
Ведущий: Представители разных народов России отличаются друг от друга чертами лица, своей историей, обычаями, традициями, национальными праздниками.
Ведущая: Но народы России объединяет гражданство, территория, общие устои, общая история, общая Родина.
Ведущий: Корни дружбы народов можно найти в народных промыслах, народных песнях и танцах, в местных обычаях и традициях. Сквозь века поколения передавали друг другу свой опыт, сохраняли культурные ценности и обряды.
Ведущая: Дружба народов России имеет глубокие корни.
Веками наши предки развивали торговые связи, обменивались знаниями, строили города, развивали ремесла, воспевали любовь к своей Родине.
Песня «C чего начинается Родина»
Ведущая:
А как были любы посиделки в старые добрые времена!
На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
Ведущий:
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Ведущая:
Добрым чаем угощались, с медом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
Ведущий:
А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши,
Словом эти посиделки были праздником души!
Ведущая: Горелки - старинная народная славянская игра. Слово горелки восходит к глаголу «гореть», причем изначально, видимо, в значении «любить, страдать от любви»
Ведущий: «Не огонь горит, не смола кипит, а горит-кипит ретиво сердце по добру молодцу…».
Танец от 8а («Я зато люблю Ивана»)
Ведущий: Ай, молодца! Вот она, веков связующая нить!
Девочки садятся за стол. Смеются, разговаривают.
Звучит балалайка
Участники на сцене замолкают
Ведущая: Русское сердце живет в балалайке. В ее звучании словно слышится сама русская душа - то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая.
Входит Рома, садится на лестнице и начинает играть
Номер Ромы
Ведущий: Вот такая она русская балалайка. Всего три струны, а за душу берет.
Кулькушева Самира: Заходит в дверь, дать ей микрофон
Играли вы на удивление и заслужили поощренье!
Ребята, а хотели бы вы сказки послушать?
Участники: Хотим, хотим, мы сказки любим!
Кулькушева Самира: Вот и в старые добрые времена очень любили рассказывать сказки, особенно долгими осенними вечерами, на посиделках, как у нас. Народное творчество армянского народа имеет многовековую историю. Сюжеты сказок во многом перекликаются с произведениями, созданными другими народами. Но манера повествования, красочные языковые «украшения», имена и характеристика героев составляют особую национальную привлекательность армянской сказки.
Садится на скамейку
На экране сказка «Гранатовое зернышко»
Ведущий: Ребята, а давайте сейчас посмотрим, как провожал отец свою дочь на свидание или на посиделки.
Сценка
Отец: (украинский костюм) Слухай сюды, доню, береги платье с нову, а честь с молоду.
Дочь: (украинский костюм) Ой, папа, не учите меня жить.
Отец: Доню, век - живи, век - учись,
Дочь: Так ведь на ошибках учатся.
Отец: На своих ошибках, доню, только дураки учатся, а умные-то на чужих.
Дочь: Ай, семь бед, один ответ.
Отец: Да…, пришла беда, отворяй ворота.
Дочь: Папа, кто старое помянет, тому глаз вон,
Отец: А кто забудет, доню, тому оба.
Дочь: Кстати, яблоко от яблони недалеко падает,
Отец: Так, ты хочешь сказать, яки мамо и татко, таке и дитятко?
Дочь: Устами младенца - глаголет истина.
Отец: Да…, что посеешь, то и пожнешь,
Дочь: Вот-вот, посеешь мысль,
Отец: Пожнешь поступок,
Дочь: Посеешь поступок,
Отец: Пожнешь привычку,
Дочь: Посеешь привычку,
Отец: Пожнешь характер,
Дочь: Посеешь характер,
Отец: Пожнешь судьбу, слышь, доню!
Дочь:
Да…береженого бог береже, а козака шабля стереже.
Не такий страшный чорт, як його малюють.
Кулькушева Самира: А у нашего армянского народа есть очень много пословиц, которые по смыслу похожи на славянские , например: «В поле и жук мясо», а русская звучит «На безрыбье и рак рыба».
Игра с залом
Давайте, немного поиграем: я буду называть армянскую пословицу, а вы такую же по смыслу русскую. Договорились? Тогда начинаем:
- «Беги от той воды, которая не шумит и не журчит» - «В тихом омуте черти водятся»;
- «Без облака дождя не бывает» - «Нет дыма без огня»;
- «Язык до Иерусалима доведет» - «Язык до Киева доведет»;
- «Брошенный камень обратно не возвращается» - «Слово не воробей, вылетит не поймаешь»
Кулькушева Самира: мудрость народная не имеет границ и не знает национальностей.
Сценка (русские)
Заходит сын ведущих
Отец : Федул, а Федул, а ты чего губы надул?
Ребёнок: Двойку получил.
Отец: Так исправлять надо.
Ребенок: Ума нету.
Отец: Так, учиться надо.
Ребенок: Желанья нету.
Отец : Вот-те на.
Мать: Федул, тебе поклон прислали!
Ребенок: Кто?
Мать: Дуняша!
Ребенок: Какая Дуняша?
Мать Да свинья наша. (Все смеются).
Ведущая: Ой, ребята, любил народ повеселиться! А уж как гадать-то любили!
Ведущий: Народные гадания были самыми увлекательными, несли с собой ощущение сказки и прикосновение к тайне!
Ведущая садится к девочкам за стол
Сценка гадания
Ведущая: так чего гадать будем?
Девушки смеются!!!
Ведущая: ясно, на суженного значит!
Есть одно гадание очень интересное.
Девушки берут нитки, отрезают равные части и поджигают, у кого у первой нитка сгорит, та быстрее и замуж выйдет.
Вероника, ты первая.
Вероника: а можно узнать какой характер у моего суженного будет?
Ведущая: А чего же нельзя, можно. У меня есть мешочек, в нем лежат предметы, какой предмет вытянете, таков и характер у мужа будет.
Сердечко
Ведущая: Ой, не надо тебе, замуж торопиться, любвеобильный муж попадется, глаз да глаз за ним нужен будет.
Сахар
Ведущая: Добрый у тебя муж будет, жизнь сладкая.
------------, золотое колечко
Ведущая: Суженный твой богатый и щедрый человек.
------------, орешек
Ведущая: ой повезет тебе ___________сильный, крепкий муж будет.
Ведущая: Ой, девоньки, гадания гаданиями, но каждый кузнец своего счастья.
Заходит Дамир, садится на лестницу
Дамир начинает играть татарскую мелодию
«Аулак ой» - так называли дом, в котором устраивают посиделки в татарских поселениях. Парни и девушки знакомились, общались друг с другом. Девушки занимались рукоделием, а парни в это время тоже показывали свое мастерство, чтоб понравится девушкам они плели лапти, вырезали из дерева разные предметы. Они очень весело проводили время. Пели песни, играли на музыкальных инструментах, плясали.
Минус «Татарская мелодия»
Выходит Махаббат в татарском костюме. Потом идет переодеваться для беташар
Ведущая: Итогом всех этих посиделок являлись свадьбы. Праздновали их обычно осенью, после сбора урожая. У каждой нации были свои свадебные обряды. А вот казахский обряд «Беташар» наиболее интересен.
«Беташар»
- Веселая песня
- Домбра
- Для махаббат
- Опять веселая
Концовка
Ведущая: Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Ярослав:Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!!!
Яна: Мы и пели, и плясали,
Ведущий: И общались от души,
Артем: До чего же посиделки веселы и хороши!
Дамир: Мы делились новостями,
Махаббат: Мы старались вас развлечь,
Ведущий: Мы прощаемся с гостями, говоря:
(хором) «До новых встреч!» (поклон)
Звучит весёлая песня, все уходят, пританцовывая.
Песня Майданова