Выполнила:
Панкова А.,
ученица 1-го класса
Руководитель:
Манжурина О.А.,
учитель-логопед
Введение
Цель проекта: научиться понимать и применять пословицы.
Задачи:
- Узнать значение слова «пословица».
- Разобраться в происхождении пословиц, найти источники, которые объясняют их смысл.
- Выяснить, какие бывают пословицы.
- Научиться понимать смысл пословиц и применять их на практике.
- Определить, актуальность пословиц в сегодняшней речи.
Гипотеза: Предположим, что пословица - это выражение народной мудрости, применяемое в разных жизненных ситуациях.
Основная часть
Мы начали свою работу с изучения пословиц и выяснили, что они очень разные по тематике. Встречаются пословицы как народные, так и взятые из литературных источников. Если пословицы встречаются в простой разговорной речи, то их можно отнести к народному фольклору, значит их происхождение имеет глубокие корни. В интернете была найдена информация о появлении пословиц в древности у разных народов. Далее мы попытались изучить способы понимания пословиц. Эта задача оказалась не простой, так как надо уметь находить похожие свойства в жизненных поступках, ситуациях и сравнивать их с мудростью конкретной пословицы.
Нас заинтересовала пословица "Тяжело в ученье - легко в бою". Мы подобрали несколько ситуаций, применяемых к данному изречению. Вот, что получилось.
Нередко пословицу нужно разгадывать как загадку, чтобы понять её скрытый смысл. Например, в народе говорят: "Тяжело в ученье - легко в бою." Это фраза из книги Александра Васильевича Суворова "Наука побеждать." Она стала народной пословицей. В ней заключена мудрость: "Если хочешь добиться чего-то в жизни - учись, тренируйся, готовь себя к разным испытаниям, даже если это нелегко.
Вот в каких ситуациях можно её применить.
- Мальчик хочет хорошо учиться и каждый вечер перед сном учит таблицу умножения.
- Мальчик мечтает стать спортсменом и каждый день тренируется.
- Девочка не выговаривает звук (р), она три раза в неделю посещает занятия с логопедом и каждый день тренируется дома перед зеркалом.
Мы подобрали несколько пословиц, которые можно применить к известным сказкам и составили задания для ребят, которые могут им помочь научиться понимать смысл пословиц.
Вот эти задания: подберите сказки, соответствующие предложенным пословицам.
- Друзья познаются в беде. ("Приключения Буратино").
- Добро делать спешить надобно. ("Цветик-семицветик").
- Жадность - всякому горю начало. ("Сказка о рыбаке и рыбке").
- Как аукнется - так и откликнется. ("Лиса и журавль").
- Одной рукой и узла не развяжешь. ("Репка").
- На языке мёд, а под языком - лёд. ("Лисичка-сестричка и серый волк").
Заключение
Можно сказать: "Старая пословица вовек не сломится".
Пословицы продолжают жить и сейчас. Их особенность в том, что они подходят на все времена, а некоторые могут подстраиваться под современный уклад жизни. Пословица учит лишь самому лучшему: добру, терпению, труду. Понимать пословицы не легко, но это увлекательно.
Список литературы
- С.В.Волков, С.Н.Зигуненко, С.В.Истомин. Большой толковый уникальный иллюстрированный словарь для детей. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Афоризмы и крылатые слова. - М.: Издательство АСТ, 2014.
- Т.В.Розе. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. Изд. 2-е, перераб. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
- О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2009.
- В.П.Аникина. Старинные русские пословицы и поговорки. - М.: Детская литература, 1983.
- Т.А.Неборская. Пословица недаром молвица: игры, конкурсы, загадки, кроссворды, головоломки, шифровки, ребусы на уроках и праздниках в начальной школе. - Минск: Новое знание, 2009.
- Л.В.Мищенкова. Любо знать: загадки, пословицы, фразеологизмы... Жемчужины русской речи. Пословицы и поговорки: Методическое пособие для 3 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2015.